Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №3, 2013

Павловский В.В., Павловская З.А.
Конгресс как повод к размышлению

Вот и закончился еще один пятилетний цикл в развитии мировой философии, цикл, который определяется в наше время Всемирными философскими конгрессами. Выявить всё богатство эволюции мировой философской мысли за последние пять лет «по горячим следам» – задача, несомненно, архитрудная, и мы не будем пытаться её решать. Однако большая творческая и организационная деятельность президента профессора У. Мак-Брайтда и президиума Международной федерации философских обществ, Греческого организационного комитета Конгресса и его президента профессора К. Будуриса, а также тысяч ученых и специалистов во многих странах позволила, как мы полагаем, выявить многие основные «точки роста» мировой философской секвойи, её перспективные новые зеленые побеги.

Организаторы и эксперты Конгресса постарались в именных и приглашенных докладах на пленарных и симпозиумных заседаниях представить его участникам широкую панораму основных идей и концепций, которые в известной степени отражают развитие философской мысли во многих странах и на континентах за предыдущий пятилетний период. Разумеется, в этих немногих докладах их авторы заявили свое авторское видение той или иной проблемы и пути её решения. Определенное  представление о всем противоречивом многообразии философских идей и направлений в мире могут дать резюме докладов в сборнике «Abstracts». По нашим подсчетам, в нем опубликовано резюме 3137 докладов из 84 стран мира со всех пяти континентов.

По-видимому, каждый участник покидал философский форум со своими особым настроением и особыми мыслями, личными пристрастиями, воодушевлением и сомнениями, приятием или неприятием тех идей, с которыми познакомился, впечатлениями от встреч со старыми и новыми друзьями и коллегами.

На авторов наибольшее впечатление от прослушанных докладов на пленарных и симпозиумных заседаниях произвели выступления профессора Ю. Хабермаса (Германия) по философским проблемам международного права, академика А.А. Гусейнова о философии как этическом проекте, академика В.С. Стёпина об исторических типах рациональности, профессора У. Лаи (Германия/Китай) о выдающемся вкладе Г. Лейбница в китаеведение.

Большой неожиданностью для многих иностранных участников Конгресса явился тот факт, что одной из самых многочисленных делегаций в Афинах были российские философы – 415 докладов. И это не было случайностью. За прошедшее пятилетие отечественные ученые, несмотря на многочисленные препоны, проделали в области философии очень большую теоретическую, методологическую, педагогическую и организационную работу. В связи с этим необходимо отметить уникальную деятельность наших ведущих академиков В.С. Стёпина, А.А. Гусейнова и В.А. Лекторского, первого вице-президента РФО профессора А.Н. Чумакова, членов Президиума общества, его главного ученого секретаря доцента А.Д. Королева, а также широкого философского актива во многих регионах огромной страны.

Несколько подробнее о работе на форуме секции «Философия образования», в заседаниях которой принимали участие авторы, а один из них выступил с докладом о диалектике взаимодействия международной и отечественной философий образования.

Особенностью деятельности секции было то, что на нее были представлены и опубликованы 80 докладов из 23 стран. И здесь проявилась та же закономерность прошедшего пятилетия: 34 доклада, несколько меньше половины, заявили россияне. Вторыми, если иметь в виду количественные показатели, были греки (11 докладов), третьими – бразильцы (5 докладов). Рассматривая количественную сторону работы секции, мы пришли к следующему небезынтересному выводу. Так, активно развивается философия образования, кроме России и Греции, в странах Латинской Америки и в Австралии, Новой Зеландии; есть определенный интерес к ней в некоторых странах Европы и Азии (Индия, Япония, Корея, Филиппины), но почти отсутствует в государствах Африки (кроме ЮАР), Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии (кроме Филиппин). Слабо обозначили свои теоретические позиции североамериканские коллеги (всего 2 доклада). К сожалению, не были представлены доклады из великого Китая.

О содержательной стороне работы секции. Ряд философов ищут интеллектуальные тропы по обновлению и ревизии сложившихся ранее идей и концепций образования и воспитания в современном глобализирующемся мире, крайне неоднородном по своим экономическим, политическим, социальным, культурно-историческим характеристикам. Кстати, ныне модно, абсолютизируя отдельные стороны жизнедеятельности различных обществ, называть их постиндустриальными, информационными, знаниевыми, креативными и т. д. Свое концептуальное видение образования и воспитания представили Е. Автандильян, А. Белов, М. Кожевникова, В. Кондратьев, А. Мамченко, Л. Матронина (Россия), А. Ставелас (Греция), А. Курохтин и В. Коротенко (Киргизия), Янг Сук Ким (Корея), А.М. Санти (Бразилия) и другие.

Становление новых, теоретически и методологически разработанных концепций образования и воспитания в различных регионах планеты и в государствах с различными уровнями развития общественно-формационных и цивилизационных характеристик не может быть глубоко обосновано без исследования творчества предшественников, начиная с древнего и античного мира. И не случайно на заседаниях секции были представлены доклады, посвященные анализу идей Сократа, работ Платона, Аристотеля, Дж. Вико, Дж. Локка, Дж. А. Коменского, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса, Р. У. Эмерсона, К.Д. Ушинского, С.А. Хомякова, И.А. Ильина, А. Арендт и других авторов.

В центре некоторых докладов было исследование субъектов образования и воспитания, тех, кто учит, передает эстафету знаний и умений новым поколениям, кто воспитывает, и тех, кто учится, получает знания и умения и развивается как личность в современном обществе.

 Подводя краткие итоги, отметим, что современная философия образования и воспитания является одной из самых практичных, действенных философий. Это связано с тем, что специалисты, которые ею занимаются, как правило, работают в различных учебных заведениях и действительно заинтересованы как в разработке соответствующих эффективных и перспективных идей и концепций, по крайней мере, в их понимании, так и в их реализации на практике. Другими словами, если сегодня философ, педагог сидит за исследовательским столом, за компьютером, то завтра он уже в аудитории, в учебном классе так или иначе апробирует на практике свои разработки и своих коллег. Это – непосредственная связь философии образования и воспитания и её предмета исследования. Другой путь – это опосредованное воздействие на педагогическую общественность при помощи своих публикаций, в процессе выступлений и т.д. Однако непростительно не использовать те широкие возможности, которые имеются у каждого специалиста в области философии образования и воспитания, непосредственно работающего в учебном заведении.

Мы  с оптимизмом смотрим на перспективы развития отечественной философии образования и воспитания. И работа обсуждаемой секции на последнем Всемирном философском конгрессе, активное участие в ней российских философов в известной степени это подтверждает.

В заключение – о культурной программе для российской делегации. Мы получили незабываемые впечатления и массу культурно-исторических знаний и ассоциаций от посещения достопримечательностей Афин и других городов полуострова, а также от круиза по греческим островам Эгейского моря и от посещения раскопок античного города Эфеса в Турции. Спасибо нашим организаторам из боевого штаба РФО, а также туристической фирме, славным гидам и команде теплохода!

 

Павловский В.В., д.ф.н., проф. (Красноярск)

Павловская З.А., к.ф.н., доц. (Красноярск)

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба