Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №3, 2013

Матронина Л.Ф.
Об образовательном тренде Афинского конгресса

XIII Всемирный философский конгресс, прошедший этим летом в Афинах (Греция), стал новым поводом для философских размышлений как над фундаментальными, так и актуальными современными проблемами. Основная тема конгресса «Философия как познания и образ жизни» нашла отражение в выступлениях признанных мэтров философии: Э. Агацци (Италия), Х. Ленк (Германия), Д. Макдауэлл (ЮАР/США), Ю. Хабермас (Германия) и других. Большой интерес у участников конгресса вызвал пленарный доклад директора ИФ РАН А. Гусейнова «Философия как этический проект». Без преувеличения можно сказать также, что многие с нетерпением ждали лекции Умберто Эко (Италия): зал пленарных заседаний был переполнен. Однако, к сожалению, пришлось довольствоваться лишь текстом его выступления, который был зачитан коллегой и другом У. Эко.

Среди  секций, представленных на конгрессе, секция «Философия образования», в которой я принимала участие, была одной из самых многочисленных (более 60 человек). К сожалению, заседания секции проходили параллельно, в одно и то же время и поэтому невозможно составить полного представления о ее работе. Тем не менее, не ошибусь, если скажу, что на многих заседаниях тон задавали российские философы. Порой складывалось впечатление, что продолжается Российский философский конгресс, который проходил в прошлом году в Нижнем Новгороде: те же участники, те же проблемы... Запомнились фундаментальные доклады Л. Никитич и Ю. Ярмака, как всегда яркие и полемичные выступления В. Кондратьева и М. Щелкунова, досконально вдумчивые вопросы О. Малюковой и В. Павловского. Во многих выступлениях подчёркивалось мысль, что образовательная деятельность лишь тогда приобретают значимость, ценность, когда принимается во внимание социальное пространство человеческого бытия, духовно-нравственный «климат», способствующий развитию творческого потенциала индивида, осмыслению и реализации им экзистенциальных целей и ценностей. Выступающие ссылались на теоретические исследования выдающихся педагогов прошлого Я. Коменского, И. Гербарта, И. Песталоцци и др., которые считали идеальные (нравственные) цели образования определяющими по отношению к материальным (прагматичным), соотнося образовательные цели с мировоззрением своей эпохи. На заседаниях секции разворачивались дискуссии, непосредственно касающиеся вопросов модернизации и реформирования российской системы образования в условиях глобализации и информатизации мира, поднимались проблемы соотношения государственного регулирования и самостоятельности учебно-образовательных учреждений, цели и средств образовательной деятельности, проблемы качества образования, возможностей управления им и места стандартов в этом процессе и т.д. Замечу, что такой обстановки обсуждения не было в Сеуле, где участник едва успевал зачитать свой доклад и тут же переходили к другому. (В данном случае я имею ввиду только секцию «Философия образования».) Конечно, языковой барьер внес свои коррективы и очень жаль, что такого рода обсуждения носили, как правило, локальный характер и ограничивались русскоязычной аудиторией.

После интенсивной работы на конгрессе отдых был просто необходим. Но нас ждал не просто отдых, скорее, образовательный тур. Побывать в Греции и непосредственно не познакомиться с ее древней культурой было бы непростительно. Экскурсии в Афинах, на Пелопоннес, круиз по греческим островам на теплоходе «Олимпия», организованный Российским философским обществом, представил такую возможность. Величественные Афинский Акрополь и Акрополь Линдоса на Родосе, развалины Микен и Эфеса, замок рыцарей на острове Родос и Кносский дворец на Крите, белоснежно-воздушные дома Ии и багряно-лиловые закаты на мысе Сунион и на Санторине. И, конечно, теплое Эгейское море… Все это нужно увидеть, ощутить, почувствовать. Здесь образовательный процесс, пожалуй, вступил в новую фазу, которая уже была направлена на формирование новых чувств, эмоций, мыслей, умения видеть прекрасное и наслаждаться им.

 

Матронина Л.Ф., к.ф.н., доц. МГТУ МИРЭА (Москва)

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба