Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №3, 2013

Абрамов А.В.
В преддверии юбилея Феофана Затворника: философские заметки

С 2010 года издательством РПЦ впервые начата работа над полным собранием сочинений, святителя Феофана Затворника (1815-1894), которое планируется выпустить к 2015 году в 40 томах, к двухсотлетию со дня его рождения. Поводом для данного проекта кроме  самой юбилейной даты, стал выход годом ранее тем же издательством полного собрания сочинения Гоголя. Оно то и послужило для него своего рода отправной точкой[1]. В рамках данного проекта по изданию трудов Феофана Затворника периодически в Москве и других городах России проходят конференции «Феофановские чтения»[2], в которых принимают участия, не только церковные деятели, но также филологи и литературоведы.

Научный интерес к трудам епископа Феофана, среди современных филологов вызывает, и у тех, кто непосредственного участия в данном издании, не принимает. Особенное внимание к его трудам замечается у психологов, о чем свидетельствует написанные ими за последнее десятилетия, ряд научных статей и по крайней мере, двух диссертаций по психологии[3]. Все это вызывает положительный резонанс у ценителей целостной религиозной культуры России. Поскольку тем самым в  наше время в ней  наметилось некоторое сближения светской и религиозной культуры, разделенные в течение XIX-XX вв. между собою, которые пытался безуспешно объединить еще В.С. Соловьев, даже по таким казалось бы общим вопросам, как этика. 

Однако у любого масштабного издания есть свои проблемы, не является исключением проект анализируемого нами издания. На что обращают внимание и сами его участники. Одной из трудностей его реализации они видят в том, что практически нет специалистов по русской патрологии, а потому и составить комментарий на высоком уровне к данному изданию представляется делом не простым[4]. Компенсировать данную проблему, были призваны профессиональные филологи, приглашенные в состав редколлегии издания. Кроме того на наш взгляд, есть и еще один не учтенный, но важный аспект в данном проекте – это отсутствия философов среди его участников.

Между тем в трудах Феофана Затворника большая часть его работ принадлежит  к нравоучительным произведениям, относящимся к философской сфере – к этике, практически не исследованной до настоящего времени в светской философской парадигме и  даже само упоминание его имени в работах светских этиков встречается крайне редко. Это побудило автора по совету своего научного руководителя проф. П.Е. Матвеева, предпринять такого рода исследование, тем более что к этому предрасполагала историческая связь Феофана Затворника, с местом проводимого нами исследования во Владимире. Где он возглавлял владимирскую епархию в течение трех лет (1863-1866) и в честь которого названа Владимирская Свято-Феофановская духовная семинария.

Но, как известно работа одного исследователя, в лучшем случае способна наметить, лишь пунктиром обозначить данную область. Для того чтобы  исследование стали фундаментальными, необходимо участие группы профессиональных философов. Чтобы они занялись этим вопросом основательно, публикуя результаты своих изысканий в таких журналах как «Этическая мысль». Чтобы наряду с исследованиями по другим нашим видным мыслителям, таким как Л.Н. Толстой появилось и имя Феофана Затворника, жившего в ту же эпоху, но  в затворе и оказавшего, также заметное нравственное влияние на своих современников как через  свою обширную переписку  со своими  корреспондентами, так и через другие свои труды. О чем свидетельствует анализируемое нами готовящееся к изданию полное собрание его сочинений – первое самое крупное по своим масштабам среди книжных издательств РПЦ осуществленное за последнее время. 

Хотя в данном проекте философы, в котором редколлегия уже сформирована и работа, между которым уже поделена, напрямую принять участие, не смогут. Однако они вполне могли бы  способствовать устранению существующего  пробела в данной области исследования и взаимно обогатить светскую и религиозную мысль, наметить общие контуры для дальнейшей работы в смежных областях культуры, преодолеть секулярный подход, разделяющий исследователей на два независимых  лагеря. 

Но для этого необходима выработка практической толерантности, с обеих сторон о которой сейчас так много говорят и пишут в различных публикациях, но которой зачастую не хватает конкретного реального примера. Чтобы к этому прийти надо начать с взаимного обращения к трудам своих коллег, а затем начать прислушиваться к  их объективным замечаниям. Тогда барьер, поставленный и утвердившийся  в силу особой специфики развития между светской и религиозной русской культурой, возможно, постепенно снимется, и можно будет ожидать, что она будет осознаваться единой, а этика не будет нуждаться в  делении на «светскую» и «религиозную» для обозначения ее подхода.  

 

Абрамов А.В., аспирант Владимирского госуниверситета, член РФО (Владимир) 



[1] См.: Начало большой работы. Полн. собр. творений святителя Феофана Затворника – предыстория, ход подготовки издания и будущего проекта // Православное книжное обозрения. Спецвыпуск. Март 2011. С. 124-125.

[2] См.: Полн. собр. творений святителя Феофана Затворника. Издательский совет Русской православной церкви. http://theophanica.ru/.

[3] См.: Игнатов А.А. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана Затворника. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Курск, 2004.; Хохлова А.Б. Инновационно-эвристическое значение наследия Феофана Затворника для развития современного российского образования. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Курск, 2011.  

[4] См.: Начало большой работы. Полное собрание творений святителя Феофана Затворника – предыстория, ход подготовки издания и будущего проекта // Православное книжное обозрения. Спецвыпуск. Март 2011. С. 125.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба