Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №3, 2013

Лихунская Л.А.
Роль философии в формировании исследовательских компетенций студентов в процессе обучения

«…приложение философского знания
к жизни есть ничто иное, как педагогика».

С.И. Гессен

Ориентация современного процесса обучения студентов на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, одной из которых является исследовательская компетенция, нуждается в некоторой философской рефлексии. Автор не ставит перед собой задачу отразить всю противоречивость процесса начавшейся реформы, а, всего лишь, хочет вывести на уровень понимания те требования, которые на сегодня, предъявляются к процессу обучения студентов в медицинском вузе (роль «философа с зонтиком»).

Основной вопрос педагогики, на наш взгляд, это вопрос – что такое культура и  культурный человек. Представления о культурном человеке сложились достаточно давно, но динамика жизни человека и общества требует постоянного переоткрытия его сути (человеческого в человеке). Сложность формирования современной модели культурного человека вызвана, прежде всего, всё более углубляющейся социальной, антропологической экономической и культурной неустойчивостью (на фоне плюрализма мнений и ценностей); а также усиливающимся разрывом человека и природы, самоизоляцией общества и человека (иллюзия самодостаточности на фоне научно-технических достижений). В качестве проекта, претендующего на выражение общемировоззренческой позиции современного человечества, которое могло бы вернуть человеку самоуважение, а человечеству – веру в будущее, можно рассматривать биоэтику, как «мост в будущее», науку о выживании человечества как вида, способного к саморазвитию и совершенствованию (Поттер Р.В.). В данных условиях, описанных выше, человечество уповает на новые знания, которые бы удовлетворяли конкретные потребности человека, но главное, были бы условием формирования будущих потребностей (инновации). Воспринимать и делать жизнь не только эстетически привлекательной (Ф. Ницше), но и нравственно оправданной – возможно, если человек научится не бояться нового и будет стремиться к переменам. «Аксиома: – следует продолжать двигаться в науке, так как если бы мы верили, что решение главных проблем человека не включает ничего непостижимого для человеческого разума с добавлением такой составляющей как «смирение», «уважение». Смирение, компетентность и ответственность позволят человеку получать не только знания, но и знания для чего нужны знания (мудрость)» (Поттер Р.В. Биоэтика: мост в будущее). Идея соединения науки и нравственности, синтез естественных и гуманитарных наук на новых мировоззренческих основаниях; принцип единства теории и практики могут стать весьма плодотворными для современного образовательного процесса.

На сегодня требования к образованию таковы, что оно должно ориентировать человека и общество на устойчивое развитие при всех сложных и неоднозначных условиях, что возможно лишь при принятии новой парадигмы образования. Образование должно формировать человека не только способного видеть перспективу, но главное, способного творить будущее (инновационная деятельность). Подобная цель, прежде всего, диктует необходимость расширения базы понимания действительности; доступ к информации; принцип плюрализма, обеспечивающего свободу выбора идей. С другой стороны – необходимость целостных представлений о мире, способность выделять главное и служить ему, определять иерархию ценностей, смысл явлений (условия устойчивости). Отсюда, на наш взгляд, двуединая задача, стоящая перед современным образованием: преодоление элементарности, догматизма, начётничества, переход к неоднозначности, воспитание вариативности поведения личности в разных ситуациях (условия для творчества). И, одновременно, помогать преодолевать неустойчивость за счёт выработки комплексного, целостного взгляда на мир (мировоззрение); помогать личности адаптироваться к неустойчивости за счёт прорыва, специализации, компетентности. Постановка, на первый взгляд, столь противоречивых задач возможна лишь при видении незавершённости, бесконечности, открытости миру всякого человека, способного решать конкретные задачи и осознавать новые проблемы.

В практическом выражении, на реализацию вышеизложенных образовательных целей направлена задача формирования исследовательской компетенции в процессе обучения. Исследовательская компетенция понимается как умение, готовность личности к познавательной деятельности в соответствии с поставленной целью получения нового знания на основе имеющихся знаний, методов и навыков. В условиях плюрализма мнений и ценностей особое значение приобретает умение человека критически мыслить, то есть осуществлять контроль за представлениями, появляющимися в сознании, превращать информацию в знание и убеждение.

История философии представляет собой рефлексию философии на саму себя, попытку осознания своей критической роли по поводу моделей будущего и способов их осуществления. Несмотря на свой теоретически-абстрактный характер, она наглядно демонстрирует духовные проблемы человека, которые неизбежно возникают в конкретных, реальных, материальных условиях его жизни. Учить интерпретировать философские тексты, знания, применительно к реальным профессиональным, социальным, жизненным проблемам, демонстрируя эвристические возможности философии – это основная цель обучения философии.

Философия также даёт конкретные знания о познавательном процессе, его структуре, общенаучных методах исследования и так далее. Но, самое главное, на наш взгляд, философия, осуществляя свою метатеоретическую и метапредметную функции, отражает настоятельную потребность современной культуры в поиске смысла деятельности человека и общества.

 

Лихунская Л.А., к.ф.н., доц., Первый Московский государственный медицинский университет  им. И.М. Сеченова (Москва)

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба