Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №3, 2013

Холкина А.С.
Ян Амос Коменский – учитель народов

По итогам Круглого стола на XXIII Всемирном философском
конгрессе (Афины, 4-10 августа 2013 г.)

  5 августа 2013 года в рамках Всемирного философского конгресса в Афинах состоялся круглый стол «Ян Амос Коменский – учитель народов», организованный кафедрой философии образования Московского института открытого образования (МИОО) совместно с Научно-образовательным центром (НОЦ) философского факультета МГУ и под эгидой Российского философского общества. Как писал Жан Пиаже «Коменский относится к числу тех авторов, чьи идеи и труды не нуждаются в корректировке в соответствии с современностью, их нужно переводить на языки и осмысливать»[1]. На заре XXI века мировому сообществу, в том числе России, всё ещё предстоит осознать современность и своевременность, с одной стороны, непосредственно педагогического наследия великого гуманиста XVII в., с другой – его актуальные для современности идеи по управлению образованием, т.е. того, что сегодня называется менеджментом образования, и в этом смысле точно соответствует рубрике «Вестника»: «Управление образованием: современные подходы». 

В дискуссии (непосредственно в рамках круглого стола и через представленные на круглый стол тексты докладов, которые ещё ждут своей самостоятельной публикации) приняли участие: ректор МИОО, сотрудники кафедры философии образования, а также представители МГУ имени М.В. Ломоносова, Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Московского городского педагогического университета (МГПУ), зарубежные коллеги из Белоруссии, Греции, Казахстана, Словакии, Украины. Модераторами круглого стола были Г.В. Сорина и В.С. Меськов; отв. секретарём – А.С. Холкина.

Мировое сообщество, признавая факт вступления в новую фазу развития (информационное общество), сталкивается с необходимостью реформировать системы образования, сохраняя традиционную высокую миссию образования – воспитывать и обучать. Сегодня конференции и семинары, где происходит обмен новейшими наработками в области теоретической и прикладной науки, призваны продемонстрировать обществу насущность вопросов (в том числе в сфере образования) и стать катализатором реформ на национальном и международном уровнях. Так, результатом работы секции «Философии образования» на VI Российском философском конгрессе в июне 2012 г. стала выработка следующих рекомендаций: введение специальности и дисциплины «Философия образования» в список ВАКовских специальностей и стандарт ВПО соответственно; создание общедоступной и открытой базы знаний в области философии образования; организация сети инновационных площадок по истории и философии образования; разработка проектов в области философии образования[2].

В контексте современных проблем образования идеи Я.А. Коменского приобретают особое звучание, и потенциал его наследия далеко не исчерпан. Как заметил В.С. Меськов в своей статье «Коменский, народный учитель – 420», опубликованной в первом номере Вестника Российского философского общества 2012 года, «философские и педагогические идеи Коменского были реализованы в последующих веках далеко не в полной мере. Его дидактика была усечена и приспособлена для нужд зарождающегося индустриального общества… Из пяти «вещей», составляющих содержание образования… были изъяты две важнейших – «свободно выражать свои мысли» и «проникать в суть вещей» и оставлены только три, соответствующие функциональной грамотности: читать, писать, считать. Многие методы и принципы, такие, как метод нравов, непрерывное образование, остались невостребованными»[3]. Между тем актуальность данных методов для нарождающегося информационного общества несомненна – работа по их претворению в жизнь является первейшей задачей учёных и, в первую очередь, философов, политиков, от воли которых зависит принятие решений в сфере образования, и всех мыслящих людей.      

 Проведение круглого стола, посвящённого величайшему гуманисту XVII века, таким образом, стало продолжением деятельности российских философов по формированию принципов, на которых должно быть построено образование в XXI веке для информационных обществ, основанных на знаниях.

Дискуссия была открыта совместным докладом проф. кафедры философии языка и коммуникации МГУ имени М.В. Ломоносова Галины Вениаминовны Сориной и зав. кафедрой философии образования МИОО проф. Валерия Сергеевича Меськова «Вперёд к Коменскому (глобальный характер проекта Коменского в современных условиях)», в котором авторы обосновали актуальность идей гуманиста XVII века сегодня[4].

Г.В. Сорина наметила темы для обсуждения, подробно обосновав тезис о том, что «Великая дидактика» Я.А. Коменского в современном контексте является первым вариантом менеджмента образования для решения следующих задач:

  1. формирование и реализация образовательной политики;
  2. поиск новых организационных форм в системе образования;
  3. выстраивание системы взаимодействия с государством и другими участниками (отдельными лицами, группами лиц, организациями, влияющими на систему образования);
  4. анализ образовательных технологий, исследование образовательной среды (внешней и внутренней) и поиск новых технологий обучения;
  5. формирование мотивации к обучению;
  6. выявление различных форм принятия решений в системе образования.

Как писал Я.А. Коменский, стремление к учению «пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами; методом обучения и школьным начальством», т.е. стейкхолдерами – группами влияния, которые надо учитывать при осуществлении определенной деятельности, формировании мотивации для правильно принятия решений. Стейкхолдеры — это тоже одна из проблем современного менеджмента, включая менеджмент в сфере образования. В описании стейкхолдеров Коменский, как в современности, связывает воедино в решении проблем образования самих учащихся со школами, родителями, властями и попечителями школы.

Рассуждая о современности идей Я.А. Коменского, проф. Института гуманитарных наук МГПУ Юрий Васильевич Ярмак обратил внимание участников дискуссии на проблему формирования политического интеллекта и роль государства в сфере образования. Коменский пишет о том, что «руководители человеческих дел в политическом управлении» должны своевременно принимать меры, направленные на благополучие человеческого рода, на достижение «хороших успехов в науке, нравственности и благочестии». Придавая огромное значение системе обучения и воспитания в обществе, построение которой во многом возложено на государство, Коменский видел в этой системе главным интеллектуальным звеном человека, личность как разумную часть природы. Я.А. Коменский исходит из того, что школы – мастерские человечности, понимая человечность как результирующий комплекс творения мудрой, благонравной и благочестивой личности. Говоря о школах как институтах подготовки юношества к общественно полезной деятельности, Я.А. Коменский отмечает, что школы должны много трудиться над формированием всесторонней личности.

В незнании или в искажении знаний, писал гуманист, коренится долгожительство пороков и откровенного зла на земле. В одних случаях незнание или искаженные знания – результат объективно плохих условий для образования и просвещения. В других – это заведомо выстроенные механизмы отдаления людей от Знаний. Но без полного осознания последствий такого отдаления и отстранения. В основе дидактики Коменского заложен универсальный принцип учить всех всему. В этом подходе, считает он, кроется верный успех, так как подход, по существу, обеспечивает быстроту обучения и основательность истинных знаний в области наук и нравственности, что помогает поверить в возможность пансофии как системы подлинных знаний. Ю.В. Ярмак подчеркнул, что Коменский – гуманист сегодняшнего дня, востребованный не только российской дидактикой, но и мировой глобальной политической и педагогической практикой.

Проф. кафедры философии образования МИОО Сергей Николаевич Бычков обосновал актуальность идей Я.А. Коменского и принципа универсальности образования в контексте философии образования и проблем, которые испытывает сфера образования на пороге XXI в.

С точки зрения философии Сократа и Платона тезис Коменского «Учить всех и всему», отметил С.Н. Бычков, не может быть правильным. Как следует из диалога «Менон», к учебе способны лишь те, кому повезло с душой. Некоторых учи, не учи ‒ результат будет неважный. Философия Аристотеля в этом отношении гораздо более демократична: эйдос души в Уме-перводвигателе один для всех, а потому и способности изначально у всех одинаковы. Их различие ко времени обучения в школе является следствием неблагоприятных условий жизни ребенка на ранних этапах. В этом отношении аристотелевская онтология прекрасно согласовывалась с посылками первоначального христианства о том, что все люди ‒ дети Бога. Если в наше время учение о душе и Платона, и Аристотеля представляет сугубо исторический интерес, то идея пампедической школы Коменского отнюдь не потеряла своего значения. Данные современной психологии, конечно, свидетельствуют скорее в пользу аристотелевской, нежели платоновской концепции души. Однако растущий объем научного знания и вызванная им специализация, казалось бы, дают аргументы в пользу отказа от обучения всех всему: слишком уж разошлись пути разных областей познавательной деятельности, методы естествознания и гуманитарных наук.

С.Н. Бычков заключил, что одна из задач современной философии образования в том и состоит, чтобы найти весомые аргументы в поддержку основного требования педагогики Коменского, сделав достижения современной науки из самых разных ее разделов доступными каждому мотивированному к познанию человеку. А найдя такие аргументы, сделать все возможное, чтобы воплотить завет основоположника педагогики в конкретные методики изложения учебного материала.

В докладе, который представили ректор МИОО, академик РАН и РАО, проф. Алексей Львович Семёнов и зав. кафедрой развития начального образования МИОО Елена Игоревна Булин-Соколова «Путём Коменского» была обоснована мысль о необходимости обращения к наследию Я.А. Коменского сегодня. Авторы отметили значение классического наследия универсализма. Цель подобного обращения – преодолеть «оковы не только чужих мыслей, но и собственных химер», найти путь от пантехнократизма к «пансофии».

Одна из задач современной философии образования в том и состоит, чтобы найти весомые аргументы в поддержку основного требования педагогики Коменского, сделав достижения современной науки из самых разных ее разделов доступными каждому мотивированному к познанию человеку. А найдя такие аргументы, сделать все возможное, чтобы воплотить завет основоположника педагогики в конкретные методики изложения учебного материала. В новых условиях XXI века нам предстоит искать новые подходы к построению школы Коменского ‒ пампедической школы.

Зав. кафедрой философии образования МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Владимировна Брызгалина представила на круглый стол доклад «Проблема понятия «индивидуальность»: взгляды Я.А. Коменского в контексте генносредовой парадигмы современной науки», где были проанализированы взгляды гуманиста на человеческую природу в контексте современной науки, в частности в вопросе применения генносредовой парадигмы в изучении личности человека. Автор представила обзор основных результатов исследования генетической идентичности в рамках генносредовой парадигмы (проблема социальной справедливости в образовании, доступ малоимущих людей к образованию, формирование национальной элиты в образовании и т.д.). 

В докладе «Ян Коменский и современные реформы образования в России», представленном доц. кафедры философии образования МИОО Евгением Андрониковичем Автандиляном, была выявлена роль Коменского в контексте таких современных проблем в сфере образования в России, как: когнитивный провал, или отсутствие равного доступа к образовательным услугам (способ решения по Коменскому – «учить всех всему» в равной мере); система непрерывного обучения (от «материнской школы» до «академии» и от «школы рождения» до «школы старости»); исследование и открытие метода, при котором «учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились»; человек как субъект образовательной деятельности – исследование Коменским его Ума и Души.

В докладе «Неформальная логика как прикладная эпистемология и  педагогические идеи Я.А. Коменского» зав. кафедрой философии образования МПГУ проф. Ирина Николаевна Грифцова представила обоснование тезиса о том, что история неформальной логики, интерпретируемой в качестве прикладной эпистемологии, восходит к началу Нового времени. По мнению автора, «Великая дидактика» Я. Коменского в методологической части базируется на трактовке логики, появившейся в результате синтеза диалектики Сократа и Платона, логических и методологических идей Аристотеля, Ф. Бэкона и Р. Декарта, с одной стороны, и установок в обучении и воспитании, которых придерживался сам гуманист, – с другой. Автор также обратила внимание участников дискуссии на сходство между формулировками задач образования у Коменского с трудами современных неформальных логиков.

Выступая с докладом «Концепция образования Я.А. Коменского: аспект воспитания» ст. преподаватель кафедры философии образования МИОО Анна Сергеевна Холкина предприняла попытку изложить взгляды Коменского на проблему воспитания в контексте современных вызовов образованию.

Знание – не самоцель, но подготовка к мудрости, добродетелям, благочестию. Искусство формирования добродетелей основано на 16 принципах, суть которых заключается в закладывании с как можно более раннего возраста всех без исключения добродетелей; оберегании воспитанников от дурного общества; формировании деятельностной добродетели; равнении на авторитеты: выдающихся людей прошлого, учителей, родителей, сверстников; изучение Библии. Реализация этих установок призвана сформировать человека-личность, способного принимать решения в трудных ситуациях, не только используя знания, но руководствуясь принципами общего блага и благочестия. Миссия школы, родителей (а также государства, церкви) – сделать всё возможное, чтобы заложить стержень, который поможет человеку сохранить себя на перепутьях.     

Преподаватель педагогического факультета Университета имени Коменского (г. Братислава, Словацкая Республика) Дарья Варгова представила доклад «Философские и педагогические взгляды Я.А. Коменского», в котором проанализированы такие ключевые понятия его концепции, как пансофия и панортосия. Автор также отметила инновационный характер идей великого гуманиста: обязательное образование для всех детей (бедных и богатых, способных и неспособных, мальчиков и девочек); идея общества знаний; обучение на родном (материнском) языке как доступ к образованию для каждого ребенка; школа игры; запрет применения телесных наказаний; вера в доброту человечества; убежденность в воспитываемости человека; путешествие как средство получения нового опыта.

В докладе «Проект Я.А. Коменского в аргументационном контексте», представленном проф. Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Ириной Викторовной Хоменко, автор показала, что современное прочтение «Великой дидактики» Я.А. Коменского позволяет рассматривать её в качестве практического пособия для выстраивания аргументации в современной образовательной среде. Каждый раздел «Великой дидактики» имеет основной тезис, который последовательно подкрепляется аргументами, имеющими своих адресатов. Коменский специально подчеркивает, что польза от разрабатываемого им дидактического искусства важна для родителей, учителей, учеников, школ и государств.

Выступив с докладом «Духовные ценности в воспитании современного человека и человечества», проф. Белорусского госуниверситета Ядвига Станиславовна Яскевич обосновала важность идей Коменского о гуманистическом воспитании человека и человечества в общем контексте духовных ценностей. Развитие современной цивилизации вне актуализации духовно-нравственных и демократических ценностей, согласия и диалога невозможно. Такой ракурс исследования актуализируется в контексте формирования механизмов преодоления мирового экономического кризиса, критического переосмысления либеральных стандартов и ценностей, путей демократического развития общества, выявления ценностного поворота, осуществляемого современным человечеством, ибо глобальный финансово-экономический кризис во многом является кризисом системы духовных ценностей.

Я.С. Яскевич полагает, что необходимо обратить внимание на идеи Я.А. Коменского о важности воспитания моральных качеств в единстве разума, чувства, веры и, в соответствии с этим, продумывать новые формы гражданского общества и процедуры демократии, учитывающие глобализационно-цивилизационные повороты современного человечества и, одновременно, классические принципы демократии, т.е. реального участия широких слоев народа в определении собственной жизни и судьбы, ибо  духовные ценности, идеалы демократии столь глубоко укоренены в сознании и деятельности современного человека, что устранение и ухудшение их, какой бы вид не принимали подобные попытки, уже невозможно и с исторической точки зрения.

Дискуссия была завершена выступлением профессора В.С. Меськова в режиме онлайн: «В Европе существует целое направление исследований, которое занимается изучением  и осмыслением трудов Я.А. Коменского – комениология, в России же многие сочинения Коменского до сих пор не изданы и неизвестны научной и философской общественности. Необходимо придать систематический характер просветительской деятельности, сформировать открытое сообщество философов, ученых, а также «тех, кто учит» и «тех, кто учится», для того чтобы создать российскую комениологию. Российская интеллигенция, в очередной раз обратившись к вопросу: «Что делать?», должна взять на себя ответственность по созданию в XXI в. общекультурного результата, адекватного результату Коменского в XVII в.».

Результатом дискуссии стало решение о создании рекомендаций, отражающих возможные решения следующих задач:

–                    Ревизия, перевод и научное издание всех трудов Я.А. Коменского на русском языке;

–                    Cоздание пансофического общества имени Я.А. Коменского в России.

–                    Формирование глобальной системы всеобщего образования и воспитания;

–                    Соединение науки, философии и деятельности для того, чтобы предложить человеку и человечеству новое понимание себя и мира, новые способы универсализации знаний, новую философию и методологию, адекватные информационному обществу;

–                    Поиск новых подходов к построению школы Коменского ‒ пампедической школы.

Подводя итоги работы круглого стола и поблагодарив коллег за активное и заинтересованное участие в дискуссии, проф. Г.В. Сорина обратилась к присутствующим от имени организаторов с просьбой поддержать идею создания в России международного общества философов образования. Такая идея была одобрена всеми участниками круглого стола.   

 

Холкина А.С., ст.преподаватель МИОО (Москва)



[2] См. подр.: Вестник РФО. 2012. №3. С.109-115.

[3] См. подр.: Вестник РФО. 2012. №3.

[4] См. подр.: Сорина Г.В., Меськов В.С. Вперёд к Коменскому (Глобальный характер проекта Коменского в современных условиях) // Ценности и смыслы. 2012. №4. С.4-18.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба