Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011
23-24 ноября 2010 года состоялась IV Овсянниковская международная эстетическая конференция (ОМЭК IV) – регулярная специализированная конференция, организуемая кафедрой эстетики философского факультета МГУ, Московским отделением РФО, в память ее основателя и многолетнего руководителя, одного из деканов философского факультета МГУ профессора Михаила Федотовича Овсянникова (1915-1987). Данная конференция была приурочена к 50-летию создания кафедры эстетики на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова.
Тема конференции «Границы современной эстетики и новые стратегии интерпретации искусства» позволила сформировать четыре научные секции:
Географический диапазон конференции объединил под одной «философской крышей» исследователей с разных уголков мира: от самых отдаленных регионов России (Дальний Восток, Сибирь), стран СНГ (Беларусь. Украина) до таких стран, как Франция и США. Столь масштабная консолидация эстетического научного сообщества оправдала динамичный, а порой и весьма напряженный характер проведения конференции.
На пленарном заседании с приветственным словом выступил декан философского факультета МГУ, член-корреспондент РАН, профессор В.В.Миронов.
В ходе пленарного заседания звучали доклады, посвященные современному состоянию науки эстетики: ее методологическим и методическим интерпретациям, зависимости эстетики от современных цифровых технологий и предсказуемое в этой связи выстраивание алгоритмической эстетики (выступление доктора философских наук, профессора А.С.Мигунова); специфике взаимодействия эстетики и искусственного интеллекта и, как следствие, формированию искусственного искусства (выступление доктора философских наук, профессора В.И.Самохваловой).
Однако наиболее жаркие дискуссии вызвали выступления, затрагивающие проблему взаимодействия двух наук: эстетики и культурологии. Профессор, доктор философских наук В.П. Шестаков в своем докладе «Эстетика и культурология: отношения любви и ненависти» высказал положение о наблюдаемом им возрастающем авторитете науки культурологии в ущерб науки эстетики. Не без известной доли иронии профессор отметил, что культурология сегодня претендует на звание мета науки, поскольку включает в собственное поле исследования все сферы культуры и искусства, хорошо организована и структурирована в информационном пространстве и особенно не нуждается в сотрудничестве с эстетикой как таковой. Позиция самого ученого заключается в скептическом отношении к подобным заявлениям со стороны культурологов. В.П. Шестаков предложил эстетико-культурологический компромисс между двумя науками, видя в сотрудничестве, а не в противостоянии, больше пользы.
Однако профессора В.П. Шестакова в его дипломатическом настрое не поддержал доктор философских наук, профессор К.М. Долгов. Константин Михайлович Долгов высказался достаточно эмоционально и категорично относительно взаимодействия и сотрудничества эстетики и культурологии. По мнению К.М. Долгова, о компромиссе и речи быть не может. Есть паука эстетика, которая утвердила свой научный статуе фундаментальными философскими установками. Культурология же, равно как и политология, лишь новомодные ответвления в сфере современных интерпретаций гуманитарных наук. Эти новые науки в большей степени ориентированы на различные компиляции, а не на глубокий осмысленный анализ проблем современности. Поэтому К.М. Долгов предлагает не скрещивать две науки, а оставить эстетику эстетикой, ибо она самодостаточна, в то время как культурология, будучи знамением современности – эпохи потребления, только завоевывает свои научные позиции.
На конференции высказывания об эпохе потребления и ее влиянии на эстетику звучали предсказуемо критично. Ведь эпоха потребления породила новую трактовку человека – творца в границах эстетического. Если раньше было принято говорить о человеке – эстетике, способном прочувствовать, познать «глубину и прозрачность» прекрасного, то сегодня все чаще и чаще говорят о человеке – эстетисте, помогающем красиво устроить внешний мир, то есть говорят об имиджмейкере. А эстетика в основе своей глубоко идеологическая наука, формирующая внутреннее мировосприятие человека, его нравственные стремления к красоте в искусстве, поступке, мысли, но меньше всего его внешний лоск и глянец.
Да, эстетика, равно как и философия, переживает сегодня сложные времена. Эпоха потребления диктует свои условия адаптации, однако, именно эстетика как философская наука, способна внести духовный смысл в повседневность человека. И современная эстетика чрезвычайно мобильна, это уже не столько наука исключительно об искусстве, сколько активная социальная по духу наука, отвечающая вызовам времени, помогающая выжить человеку духовному.
Далее дискуссии о взаимодействии или антагонизме двух наук: эстетики и культурологии продолжились в рамках секций и круглого стола. За круглым столом весьма оживленно обсуждались и проблемы эстетического воспитания, образования молодежи в США и России, а именно проблема вытеснения содержательных аспектов (прививание навыков глубокого критического неспешного анализа философских эстетических тем) и замещение их различного рода инновационными моделями, формами обучения, опирающимися на тестовый контроль.
На протяжении нескольких дней проведения конференции всеми участниками и гостями активно поддерживалась рабочая, теплая атмосфера: велись оживленные дискуссии, после окончания каждого официального доклада участники получали возможность задать докладчику вопросы и получить на них ответы. В аудитории, несмотря на противоречивость научных взглядов, поддерживалась толерантность общения. Участниками процесса была выражена готовность к продолжению дальнейшего сотрудничества.
Благодаря активной работе организационного комитета, был подготовлен и издан сборник научных докладов к началу конференции, участники смогли получить его во время работы. В сборник входят и публикации докладов тех авторов, которые не смогли по объективным причинам принять очное участие в конференции. Все, кто заинтересован в материалах конференции, могут также получить ее на кафедре эстетики философского факультета МГУ. Сборники теперь уже четырех международных Овсянниковских конференций разосланы в крупнейшие библиотеки, включая РГБ и, следовательно, являются доступными всему научному сообществу и вносят свой вклад в развитие современной эстетики.
Рахимова М.В., к.ф.н., Сургутский государственный педагогический университет (Сургут)