Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011
Философ – тот, кому открывается
бытие в его целостности.
К. Ясперс
Первая Всероссийская научная конференция с международным участием «Целостность в мире философии и социально-гуманитарных наук», проведенная в Липецком государственном техническом университете 19 ноября 2010 года, была приурочена ко Всемирному дню философии. Смысл Всемирного дня философии состоит в том, чтобы обсудить происходящие в мире глобальные социокультурные преобразования, осветить круг наиболее актуальных проблем и стимулировать публичные дебаты мыслителей по поводу вызовов, встающих перед социумом сегодня. Проблема целостности является одной из наиболее фундаментальных не только для философского знания, но и для целого ряда дисциплин социально-гуманитарного цикла. Конференцию открыла зав. кафедрой философии И.П. Полякова, подчеркнувшая необходимость осмысления проблем целостности на основе историко-философского и научного знания. в пространстве и целостности человеческой культуры. Она обратила внимание на то, что, этот год для липецких философов знаменателен 35-летием кафедры философии и 75-летием доктора философских наук, профессора Л.П. Станкевича, который на протяжении 34 лет возглавлял кафедру, на которой выросла целая плеяда философов. Проблема целостности разрабатывается на кафедре философии на протяжении многих лет, является темой методологических и научных семинаров, регулярно проводимых на кафедре.
Со вступительным словом выступил проректор по научной работе, доктор технических наук, профессор И.М. Володин, который отметил важность изучения философии не только для специалистов гуманитарной направленности, но и представителей технических и естественнонаучных дисциплин. Это связано с тем, что философия является необходимым фундаментом для формирования мировоззрения целостной и гармоничной личности.
Фундаментальный аспект целостности и ее основные проблемы были раскрыты в представленном д.ф.н., проф. Л.П. Станкевичем докладе «Что есть философия целостности и целостность философии?». Характеризуя специфику содержания и сущности понятия «целостность», он отметил, что содержание понятия «целостность» может быть адекватно осмыслено как нечто универсальное только через культуру, а точнее – через философию культуры. При этом, говоря о целостности, надо помнить, что именно доминанта, а не некоторый центр, как таковой определяет ту или иную целостность прежде всего. Таким образом, целостность культур предстает как подвижная система доминант в синергии науки, философии, религии и искусства. Рассматривая проблему целостности философии, он отметил, что она может быть рассмотрена как бы с двух позиций: первая определяется тем, что целостность мира, будучи предметом философского познания, и определяет целостность системы философского знания; вторая позиция связана с внутренним строением самого философского корпуса, его разделами и взаимосвязями, которые имеют относительно независимый, самостоятельный характер. Для К. Ясперса историко-философская истина предстает как истина коммуникации, и целостность философии видится как целостность коммуникации. Однако построение целостной системы философского знания невозможно осуществить только на основе коммуникации и языка. Они без сомнения важны, но в этом случае в явном виде не присутствуют такие фундаментальные понятия, как жизнь, бытие, существование, ценность, культура и т.д. конечно, их можно подразумевать в составе процесса коммуникации, говоря словами Гегеля, в снятом виде, определяя целостность философии, но тогда теряется их специфика и главная доминирующая роль. Как и в случае с понятием философии целостности, так и в интерпретации целостности философии следует исходить из понятия «культура», ибо она вбирает в себя (объем этого понятия), по сути, все или почти все понятия, имеющие отношение к обсуждаемым проблемам.
Зам. декана по науке гуманитарно-социального факультета А.А. Линченко представил круг участников конференции, представителей Липецкого отделения РФО, преподавателей различных вузов и организаций города. На данное мероприятие было подано около сотни заявок, из которых более половины – от гостей из других городов России и стран ближнего зарубежья. Среди участников было 12 докторов наук, более 50 кандидатов наук, а также преподаватели и аспиранты разных ВУЗов России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Среди городов, из которых прибыли участники конференции, наибольшее количество заявок поступило из Липецка, Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Воронежа, Кирова, Саратова, Волгограда, Таганрога, Уфы, Нижнего Тагила, Казани, Омска, Томска, Оренбурга, Ельца. Среди гостей конференции, чьи выступления вызвали выраженный интерес и эмоциональный отклик со стороны присутствующих, стоит отметить Сорокину Л.И., к.ф.н., доц. кафедры истории и теории культуры ЛГПУ с докладом «Традиции как фактор сохранения целостности в художественном сознании», Луговую А.В., к.ф.н., доц., зам начальника ЛФ ВИ ФСИН России с докладом «Понимание мудрости с позиций целостного подхода», Орлова И.И. к.искусствоведения, зав. кафедрой дизайна ЛИУ с докладом «Отсутствие целостности в современном концептуальном искусстве – синдром культуры эпохи постмодернизма».
Ввиду сложности и многоаспектности проблемы целостности в докладах участников был представлен широкий спектр вопросов, касающихся данной тематики. На конференции, например, были представлены доклады: «Анализ и интерпретация биографического материала в социологическом исследовании» д.полит.н., зав. каф. социологии ЛГТУ Саюрова Н.Ф.; «Значимость духовных ценностей в процессе достижения целостности как результата социализации-индивидуализации личности» к.филос.н., доц. кафедры философии Попова В.Я.; «Нравственная целостность совести как должного и сущего» к.филос.н., доц. кафедры философии Палинчака С.Ф.; «Социальная мифология как целостная система» к.филос.н., доц. кафедры философии Иванова А.Г.; «Понятие «цивилизации» – многообразие единого» старшего преподавателя кафедры философии ЛГТУ Печурова Е.А.; «Искусство как целостная модель деятельности» к.пед.н., доц. кафедры культурологии ЛГТУ Обыскаловой Л.Р.; «Целостность понимания элитарности и аристократизма в философии Н.А. Бердяева» к.ф.н., доц. кафедры истории и теории государства и права ЛГТУ Будюкина Д.А.
Стоит также отметить ряд работ, сопровождавшихся интересными презентациями: «Отсутствие целостности в современном концептуальном искусстве – синдром культуры эпохи постмодернизма» к.искусствоведения, зав. кафедрой дизайна ЛИУ Орлова И.И.; «Целостность в мире философского знания» к.филос.н., доц. Поляковой И.П.; «О понимании сущности, содержания и структуры целостности исторического сознания» к.филос.н., доц. кафедры философии Линченко А.А.; «Роль самореализации как смысла жизни в формировании целостности личности» студентки 5 курса специальности «Психология» ЛГТУ Нурисламовой В.В.
По итогам конференции планируется выпуск сборника статей и материалов.
Живой отклик и интерес участников и гостей конференции, проявленные к ней, а также ее значимость для социально-гуманитарных наук позволяют надеяться, что она станет традиционной и ежегодной.
Cтанкевич Л.П., д.ф.н., проф. (Липецк)
Полякова И.П., к.ф.н., доц. (Липецк)
Линченко А.А., к.ф.н., доц. (Липецк)