Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011
Сегодня в связи с реформами в области образования возникает вопрос о необходимости преподавания философии, ее практическом значении. Эта проблема не нова, она существует со времени возникновения философии как особого типа знания. Но с особенной актуальностью она зазвучала в эпоху тотального доминирования научной рациональности. Могущество науки казалось столь подавляющим, что необходимость философии стала сомнительной. В связи с этим Хосе Ортега-и-Гассет говорил, что если под необходимостью философии понимать полезность для чего-то другого, то философия не является необходимой. А Карл Ясперс утверждал, что философия не может искать себе оправдания в чем-то другом, поскольку может лишь обращаться к тем силам в человеке, которые требуют философствования. Другой причиной «ненужности» философии стали тоталитарные режимы, не допускающие инакомыслия, да и не нуждающиеся в тех, кто способен мыслить вообще.
Для современной культурной ситуации характерен мировоззренческий кризис, определенная исчерпанность прежних ценностных систем. Все чаще звучат предупреждения о том, что достигнуты пределы роста нашей цивилизации, пройдена «точка невозврата», и дальнейший путь в прежнем направлении приведет к глобальной катастрофе. Философии, как никакой другой сфере культуры, всегда были присущи поиск и создание экзистенциальных смыслов, но теперь от результатов поиска зависит слишком много.
Несмотря на все внимание к глобальным проблемам, часто упускают из вида, что коренятся они в гуманитарном кризисе, во все возрастающей технизации, нивелирующей значение личности и увеличивающей количество и изощренность методов подчинения человека общественным, обезличенным целям. С другой стороны, противоречивые тенденции в развитии человечества приводят к сложности коммуникации, неумению находить то общее, что позволило бы направить усилия различных социальных элементов в одном направлении, направлении самосохранения. Конечно, синергетическая парадигма подразумевает возможность возрождения из хаоса нового порядка, но не слишком ли опасно и наивно полагаться на чудо самоорганизации? В конце концов, открытой системе нужна энергия, ресурсы которой, доступные нам на данном этапе, не бесконечны и небезопасны.
В связи с этими обстоятельствами несомненна важность преподавания философии в вузах. Постиндустриальное общество с его чрезвычайно динамичной и все усложняющейся структурой нуждается в человеке, способном на самостоятельное, критичное мышление. Сегодня простого исполнительства недостаточно. Узкая специализация уже не отвечает требованиям новой социальной реальности открытого общества. Она, при всех ее достоинствах, делает уязвимым творческое начало, требующее широкого культурного основания и умения нестандартно решать профессиональные задачи. Интегративный характер культуры обуславливает необходимость широкой образовательной базы, которая достигается за счет социально-гуманитарных дисциплин, в том числе, философии.
Кроме того, остается надежда, что нашей стране все же нужны не только грамотные потребители, как полагает часть высокопоставленных чиновников, а граждане, обладающие свободой и ответственностью за себя и за Отечество. И в этом плане система образования способна формировать не просто «правильные» представления о должном и сущем, добре и зле, свободе и справедливости, но учить задумываться над возникающими ситуациями, вырабатывать собственную позицию и стремиться влиять на обстоятельства, т.е. создавать основу гражданского общества в России. Можно ли при этом обойти вниманием глубокие традиции русской и мировой философии? В свое время в Нобелевской лекции наш гениальный поэт Иосиф Бродский заметил, что чтение художественной литературы – Диккенса, Стендаля, Достоевского и т.д. – необходимо для самосохранения общества, поскольку человек, читающий этих авторов, менее способен ради идеи убить себе подобного. Причем, как добавил он, чтение неравнозначно грамотности и образованности, поскольку список жертв грамотных («потребителей»?), образованных людей – Гитлера, Сталина, Мао Дзэдуна – намного превышает список ими прочитанного. Думается, что такого рода высказывание относительно чтения художественной литературы вполне справедливо и в отношении чтения философской. Искусство и философия имеют много общего. И потому критичность мышления может и должна иметь не только логическую, рациональную основу, ведь для рациональности этика второстепенна, а что может быть опаснее для человеческой жизни, чем второстепенность добра и сострадания?
И если «нелинейная» система нашего общества для образования порядка из хаоса нуждается в энергии, то не лучше ли использовать для этого энергию более чем двухтысячелетнего опыта философской мысли? Можно по-разному относиться к современной западной культуре, но, как в свое время заметил Петр Чаадаев, на Западе интересы всегда следовали за выстраданными идеями и возникали из убеждений. Есть ли что-то относящееся к поиску идей больше, чем философия?
Итак, есть ли у преподавания философии в России будущее? Конечно, многое зависит от того, каким руководство страны видит будущее нашего народа. Представляется, что у преподавания философии в вузах должны быть долгие перспективы, поскольку философия – мощный культурообразующий фактор. Эти перспективы должны быть не только в вузах. Разве может быть рано приучать человека к самостоятельности мышления? Безусловно, формы и методы подачи философии можно и нужно обсуждать и совершенствовать, поскольку личный опыт, помогающий в философствовании, формируется постепенно, и в раннем возрасте есть проблемы, осмысление которых дается трудно. Вместе с тем, умению задумываться над этими вопросами, как и любви, «все возрасты покорны», и задача философии в образовании состоит в том, чтобы человек не потерял интереса к постановке и решению проблем мировоззренческого уровня, ибо это задача стратегического уровня, задача образования и самосохранения человека.
Мустафин А.Г., д.хим.н., проф., ректор Башкирского госуниверситета (Уфа)