Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011
Планетарный разум – это целостная структура духовного творчества человечества, многовариантная и многофункциональная. Своими истоками она, видимо, уходит в Космос. Планетарный разум динамичен и историчен. В свое содержание он включает три основные фрагмента: наука, искусство и религия, которые в разные эпохи по-разному проявляли и проявляют свой приоритет. Так, в период феодализма преимущественной стороной у планетарного разума была религия, в наше время главным в нем выступает наука.
Функцией, определяющей сущность планетарного разума, является созидание, в первую очередь инновация, т.е. творчество в подлинном смысле этого слова.
В соответствии со структурой планетарного разума его основными категориями служат три: понятие, означающее научное познание, образ, характеризующий смысл искусства и вера, выражающая религиозное миропонимание, его иррациональный взгляд на природу и общество. Отсюда в качестве первого определяющего принципа философии планетарного разума, принципа всеобщности выступает принцип универсальной духовности целостного, принцип гармонии духовных сфер, их единства в творческой созидательной деятельности людей. Это своеобразный принцип Творца, т.е. то, что и делает человека человеком.
Исходным началом гармонии нередко бывает Хаос, многообразие элементов, но затем благодаря эволюционному процессу на этой основе формируется целостная относительно завершенная конечная структура, означающая определенную временную устойчивость её, гармонию этой структуры. Гармония является главным условием жизни любого организма. Нарушается его гармония, разрушается и сам организм. Но подчеркивая позитивное в гармонии, следует учитывать и негативное в этом явлении. Гармония таит в себе и предпосылку к застою. Гармония – это одно из проявлений единства дифференциации и интеграции – важнейшей из закономерностей глобализации вообще. Недаром же А. Паунгаре полагал, что законы наилучшее выражение внутренней гармонии мира.
Планетарный разум – планетарное явление. Фактически он в значительной мере определяет глобальные процессы, происходящие на Земле. Планетарный разум в принципе меняет представления натурфилософии об устройстве мира, причем, не только природы, но и сущности социума. Планетарный разум предполагает совершенно иную методологию и гносеологию, направленные на изучение более сложных явлений, на их более адекватное понимание. В отличие от прежней натурфилософии, порожденной механикой Ньютона, натурфилософия планетарного разума включает в свое содержание понятие «время», что позволяет исследователю рассматривать объект в развитии, как эволюционный процесс, связанный с пространством. Пространство, время, движение оказываются единым гносеологическим блоком.
Натурфилософия планетарного разума включает в свое содержание также понятия жизни, не противопоставляя органическое неорганическому в мире, а, напротив, рассматривая их в единстве. Это еще в большей мере усиливает интегральность натурфилософии планетарного разума и в этом смысле как бы на новой основе возвращая науку к метафизике 17 века с её целостным взглядом на природу. Этому способствует развитие современной науки в первую очередь нанотехнологии. Само же понятие «нано» в системе категорий философии планетарного разума все в большей мере выполняет роль субстанции, по крайней мере в гносеологическом отношении как исходной основы при анализе сложных глобальных проблем, выполняя важную роль в формировании виртуального мира.
Подчеркивая значимость целостного подхода в философии планетарного разума, не следует забывать и о фрагментарности человеческого познания, которая несколько смягчается искусством и религией, их иррациональностью. Фрагментарность лежит в основе плюрализма, важнейшей стороны современного познавательного процесса. Передается фрагментарность в познании дифференциацией форм сознания, науки, языком и письменностью, т.е. формами изложения знания. Такой же важной чертой планетарного разума служит моделирование будущего развития событий, с позиций которого оценивается настоящие положение вещей. Отобразить явление с учетом его прошлого и будущего, и создает условия более объективно понять предмет исследования, смоделировать его как открытую, незамкнутую систему, как конструкцию, которая также придает специфику натурфилософии планетарного разума наряду с признанием её открытости. Нано, бодуче моделью предельных абстракций идеализацией, переводя материю в числа, придайте современной натурфилософии суперабстрактность и даже можно сказать супердуховность её, что хорошо прослеживается на примере русской философии, которая органически связана с художественной литературой. Последнее отложило свой отпечаток на особенность натурфилософии в русской философии, которая больше ориентирована на искусство, чем на естествознание. Нано, его понятие вроде простого числа, которое является как бы атомом в системе чисел, а все относительные числа – их комбинации. Современная натурфилософия крайне математезирована, символизирована, что сближает её с мировоззрением, которое не сводится только к чисто научному знанию. Однако самая существенная черта планетарного разума и его натурфилософии, это единство мысли и действия, в его инновационности и мудрости.
Вторым принципом философии планетарного разума является нелинейность, нелинейная диалектика, которая представляет нелинейность в развернутой форме как методологию философии планетарного разума. Последняя характеризуется следующими положениями:
- единство эволюции и структуры,
- кооперация рационального и иррационального,
- гносеологическая рамочность.
Единство эволюции и структуры выражает особенность современного познания. В прежние века ученые делали акценты либо на структуре объекта, как например, в 18 веке, когда формировались самостоятельные естественные и гуманитарные науки, либо на эволюции объекта как в 19 веке с абсолютизацией исторического подхода во многих областях научных исследований.
В современную же эпоху при резко возросших сложных познавательных объектах ученые с необходимостью вынуждены учитывать как эволюцию, так и структуру объекта изучения. Это особенно хорошо прослеживается на примере глобальных процессов, их изучении. Единство эволюции и структуры указывает на преемственность нелинейной и традиционной диалектики. И в том, и в другом случае подчеркивается важность признания развития, но с добавлением особого значения признания саморазвития в нелинейной диалектике, привнесенного синергетикой.
Кооперация рационального и иррационального как аспекта нелинейной диалектики указывает на то, что она не может выступать как простой алгоритм в познавательном процессе. Она предполагает использовать исследователем умозрение, фантазию, личный и коллективный опыт, т.е. иррациональные подходы, что в определенной мере сближает её с искусством и религией. Нелинейная диалектика напоминает в чем-то античную диалектику лишенную излишней формализации, ориентированная – на эвристический характер, на связь с другими методами исследования, даже просто на свободное размышление.
Философский метод носит в силу своей природы логико-интуитивный характер.
Нелинейная диалектика порождена современными глобальными условиями кооперации западного и восточного стилей мышления, а также линейных и нелинейных методов в современном научном познании. Нелинейная диалектика – это новый формирующийся философский метод как ответ на запрос современной интегрирующейся науки, когда синергетика и тем более нанотехнологии настойчиво требуют этого. Она способствует выработке стратегии в решении проблем, способствует прогнозу, которые являются ее функциями. Она не исключает противоположностей, их взаимодействие и борьбу, но важнейшую роль в ней выполняет кооперация как одно из условий гармонии в любом развивающемся процессе.
Гносеологическая рамочность, как сторона нелинейной диалектики создает своеобразную модель ограниченной достоверности, знания, которое получается посредствам применения нелинейной диалектики, допускающей сочетание рационального и иррационального в методе познания объекта. Гносеологическая рамка- это мера объективности полученного знания, его относительности, фрагментарности. Она определяет релятивность знания. Тем самым она выступает как критерий истины особенно в социально-гуманитарных науках, где её границы довольно размыты. В исторических науках, где предметом их может выступать исторический опыт, может сказаться даже на установлении исторических фактов, поскольку исторический факт это всего лишь логическая конструкция, воссозданная историком путем обработки сохранившихся свидетельств как материальных, так и письменных источников. Но подобное свойственно не одной исторической науке как естественного, так и гуманитарного профиля.
Присуща гносеологическая рамочность категориям философии, поскольку их обобщения охватывают неограниченное количество предметов, что приводит к потере их определенной специфики. Более того, распространяется это и на онтологию в целом, которая подобно учению буддизма отчасти полилогична особенно в философии глобализма, где субъект и объект взаимосвязаны.
Последнее влияет на природу истины философии, истины нанорационализма. Философская истина не просто научная истина, это духовная истина. Ее сущность определяется синтезом науки, искусства и веры. Философская истина порождена их обобщением, их общим представлением о мире. Она может включать в свое содержание помимо научных данных аксиологический взгляд, нравственную оценку как вместе, так и порознь.
Структура философского знания включает в свой состав:
- матрицу, общечеловеческое знание,
- региональный или национальный аспект,
- знание поколения, смена гносеологической моды.
Такая структура и будет составлять гносеологическую рамочную модель философской истины.
Третий принцип философии планетарного разума, планетарного рационализма, понятие которого шире понятия планетарного разума, составляет принцип глобальной инновационности. Его сущность сводится к тому, что конечная цель планетарного разума направлена на созидание инновационного, а не просто информационного общества. Ведь знание состоит из двух основных фрагментов: информации, т.е. в первую очередь отражение объектов реальности и инновации, т.е. творческого аспекта в познании.
Инновационное общество как становящееся общество будущего, общества мудрости. Мудрость – это основа творчества, его перспектива. Её особенность в том, что она многогранна, связана как с познанием, так и с деятельностью людей, реализует её. Поэтому мудрость служит определяющей категорией в формулировании стратегического направления в развитии социума, в выработке и осуществлении национального идеала того или иного общества, его национальной идеи. Инновационное общество – общество федерального типа, планетарного федерализма, где господствующим сословием должна стать интеллигенция. Будучи обществом разума, оно с неизбежностью ориентировано на науку и образование.
Применительно к России наша национальная идея, в моем представлении, заключается в следующем. Развивая свою национальную самобытность, связанную прежде всего с наукой и образованием, Россия должна стремиться к тому, чтобы стать полноценным глобальным субъектом. А это предполагает создание своеобразной планетарной геоакадемии платоновского типа, инновационной академии, где исследования и образование синтезированы. Последнее России необходимо не только для международного престижа, но и для развития самого российского общества и государственной безопасности России.
Особенность национальной идеи в том, что она не просто знание, а цель общества, смысл его эволюции и прогресса. Отсюда активность цели как знания, связь его с деятельностью. Это же свидетельствуют о важности методологии, теории вообще в выработке национальной идеи и её осуществлении.
Таким образом, мудрость выступает как основная категория планетарного разума, его философии. Она воплощает его сущность, смысл, квинтэссенцию его воззрения на глобальные процессы. Она не только обща, но и конкретна, и исторична. Ей всегда присуща авторская сторона знания. Это воистину философское духовное знание, его матрица, своими корнями уходящая как в общечеловеческую культуру, так и национальную. С этой точки зрения инновационность присуща как раз русскому менталитету с его природной народной мудростью, с его интуицией, которая и придает мудрости творческий характер, порой просто непредсказуемость в выводах.
Итак, если подвести итог выше изложенным рассуждениям, то можно сделать вывод, что эволюция глобальной рациональности прошла следующие этапы.
Первый этап: эпоха глобальной проторациональности, когда рациональность носила синкретический недифференцированный характер. Это во многом свойственно и сейчас восточному мышлению.
Второй этап: он начинается с 17 века, и продолжался до середины 20 столетия. Это этап классической рациональности с ярко выраженным подходом линейности в познании. Данный период оказался исключительно плодотворным в развитии науки, особенно в области естественных и технических исследований.
Третий этап: начало формирования глобальной инновационной рациональности со второй половины 20 века. Ему присущи нелинейность, открытость, творческий подход к решению сложных глобальных задач, происходящих сложных процессах в окружающей среде, а также способность к кооперации с различными методами исследований, включая иррациональные методы. Последнее свидетельствует о сближении западной рациональности с восточным стилем мышления. И одновременно указывает на изменения в формах научного мышления в первую очередь теоретического уровня, различного вида технической рациональности.
Основу и специфику инновационной глобальной рациональности составляет сочетание логического мышления с образами, продуктами художественного познания, которые и придают ей особую эвристичность и способность к нелинейному прогнозированию сложных процессов. Тем самым современная рациональность сближает естественнонаучное, техническое и социально-гуманитарное познание, воплощая это в форме прежде всего технической рациональности.
Уваров А.И., д.ф.н., проф. (Москва)