Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011

Булычев И.И.
О сущности естественного и искусственного интеллектов

Бурное развитие современных компьютерных технологий, разного рода искусственных интеллектуальных систем ставит на повестку дня ряд философско-мировоззренческих и методологических проблем. В их числе вопрос о сущности интеллекта любого – естественного или искусственного – происхождения.

Исхожу из определения естественного интеллекта как вопрошающего рассудка (разума) [1]. Эта дефиниция не противоречит существующей трактовке интеллекта психологией как интериоризованного метода «проб и ошибок». Феномен вопрошания представляет собой неравновесность и несамотождественность человеческой души, ее фатальную склонность воспринимать мир через осмысление, что в адекватной форме не представимо в рамках компьютерных технологий. Следовательно, путь к знанию пролегает через вопрос. Первенство вопроса над ответом заложено в фундаменте самого понятия
знания. 

По мере научно-технического прогресса постепенно формируется и приобретает автономный (отчужденный) характер – искусственный интеллект (ИИ), который имеет как общие, так и специфические черты по сравнению с естественным. Общая черта интеллектуального – способность к вопрошанию. Отличительная черта ИИ – его алгоритмизированность. Поэтому искусственный интеллект следует определить как алгоритмизировано-вопрошающий рассудок. Таким образом, характерной чертой искусственного интеллекта является алгоритмизировано-формализующая, знаковая функция вопрошания.

Почему возможна алгоритмизация самых различных секторов духовной человеческой деятельности? В силу того, что человеческое мышление во многом объективно и в нем наличествуют устойчивые (системные, логически согласованные, повторяющиеся) элементы. И чем больше подобных устойчивых параметров, тем проще данный сектор алгоритмизировать. И, наоборот, хаотичность, внутренняя логическая противоречивость различных составляющих – серьезное препятствие в деле формализации данного сектора духовного творчества.

В научной, философской и другой литературе царит большая путаница по вопросу о том, что ждет людей в будущем. Так, утверждается, что человека не только превзойдут, но и полностью заменят отдельные (частичные) творения его рук, прежде всего системы ИИ, ибо их мощь окажется несопоставимой не только с возможностями отдельного индивида, но и всех людей вместе взятых. Фактически в этих и аналогичных представлениях прогнозируется вытеснение человека как субъекта отдельными его атрибутами и функциями, ведь они приобретут сверхчеловеческую мощь. 

Фундаментальное свойство субъекта любого уровня  – эмоциональность. Это означает, что человек не может быть вытеснен искусственными системами, не способными к эмоциональному реагированию и интуитивному поведению. Следовательно, каким бы эффективным не оказался в будущем ИИ, он сам по себе не способен заменить человека как субъекта. ИИ – это лишь инструмент, способный к безграничному развитию, но не в качестве субъекта, а как одна из важнейших (но не единственная) его функция. Какой бы мощности не достиг ИИ, он не будет обладать свойствами эмоциональности и самоорганизации, присущих естественному интеллекту.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Булычев И.И., Шутов Р.Б. О сущности естественного и искусственного интеллектов // Вест. Тамбов. ун-та. Сер. Гуман. науки. 2002. Вып. 1. С. 21-26.

 

Булычёв И.И., д.ф.н., проф. Ивановского гос. архитектурно-строительного университета (Иваново). E-mail: rphs@iph.ras.ru

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба