Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011
Под стратегией человечества понимается система совокупных действий различных цивилизаций, способных обеспечить гармонизацию человечества с окружающим миром. Это высшее искусство управления развитием техносферы и ноосферы, прогнозирования и предупреждения природно-биосферных, человеко-технологических и космических катастроф. Об этом можно только мечтать! Но на первом этапе разработки стратегии (системы цивилизационных стратегий) выступает философское осмысление будущего человечества с панорамным видением прошлого, настоящего и будущего.
К числу проблем, касающихся всего человечества, следует отнести:
- острейшую энергетическую проблему;
- глобальную проблему утилизации отходов жизнедеятельности людей и производств, особенно металлургических, химических и атомных;
- мировую проблему дефицита питьевой воды;
- проблему создания принципиально новых, экологически чистых и экономичных видов транспорта;
- проблему создания новых методов лечения многочисленных и все увеличивающихся болезней людей и живого мира;
- проблемы создания новых видов материалов с уникальными параметрами;
- проблемы нарушения в глобальном масштабе экологического баланса природы, приводящие к сокращению зон безопасного существования человека и живого мира вообще.
Большинство из этих проблем взаимосвязано между собой. Но есть проблема, от которой зависит решение множества других проблем – это экологическая проблема. Именно ее необходимо решать в первую очередь. Вместе с тем человечество непрерывно наращивает формы, методы и объемы технической и технологической насыщенности жизни современного общества. И при кажущемся прогрессе науки и техники – экологическая проблема нарастает и становится с каждым годом все более трудноразрешимой. Налицо системный кризис в культуре, науке и технике. Общество зашло в тупик.
Правительство и президент России по-своему пытаются решить поставленные проблемы через призму модернизации и возрождения России. Возникают вопросы: является ли вышепоставленная цель (модернизация и возрождение России) общенациональной, объединяющей все слои и классы российского общества, и, самое важное, – на какой основе она будет проводиться.
Если с помощью модернизации будет усиливаться рыночная экономика (в ущерб государственной), и, как следствие, – усиливаться потребительская составляющая капиталистического хозяйства, то такая цель не может являться общенациональной, тем более она противоречит мировым экономическим тенденциям справедливого и устойчивого развития человеческих сообществ. Государственная стратегия должна быть направлена на снижение паразитизма в обществе, на постепенное исключение эксплуатации человека человеком. В условиях тотального потребительства капиталистического хозяйствования это становится принципиально невозможным. Необходим другой строй хозяйствования и культурного строительства, другой способ (стиль) мышления и поведения людей. На это в свое время обращали внимание видные экономисты как в России, так и за рубежом, а также мыслители русского космического движения, начиная от Н. Федорова и кончая Н. Бердяевым. На это, десятилетия спустя, обратила внимание Международная конференция ООН (на уровне глав правительств) по проблемам окружающей среды (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Много было высказано гневных слов по поводу «тупиковости» капиталистического хозяйствования. Вместе с тем, в итоговых документах возобладали привычные традиционно-потребительские взгляды на общество и природу. Последующие международные конференции и труды (в том числе и Римского клуба) по экологии ничего не изменили в этом плане. Сильные мира сего (мировая и российская олигархия) не позволяют прогрессивным силам и тенденциям проявить себя в культуре, науке, философии, экономике, технологии, образовании. Современное общество, уже в который раз, оказалось не готово принять вызов времени и органически включить в свои политико-технологические, финансовые и культурно-духовные структуры идеи общественного социалистического производства и соборной ментальности. Мы ведь живем не в ХIХ и не в ХХ веке, – наступил ХХI век, век информационных, психо- и нанотехнологий, и здесь на первый план выходят проблемы биоавтотрофнокосмологического порядка, связанные с ближним и дальним Космосом.
У человечества нет альтернативы: или погибнуть под тяжестью рыночного потребительства, или, коренным образом, изменить инфраструктуру общественного производства и систему ценностей для блага большинства населения.
Человечество стоит перед жестким выбором: или полномасштабный переход на автотрофный технологический сценарий развития, предложенный русской классической мыслью (прежде всего работами Н. Федорова и В. Вернадского), который дает возможность продолжить духовную эволюцию человечества, или же дальнейшее технологическое движение в традиционно-гетеротрофных рамках (в основном за счет нефти и газа), неминуемо связанное с самоуничтожением человечества.
В чем же принципиальное отличие автотрофов от гетеротрофов? Особенность автотрофов (в основном, мир зеленых растений) заключается в том, что они при помощи космических лучей (прежде всего солнечных) сами строят свой организм на основе косного низкоорганизованного вещества, энергии и информации окружающей среды. Гетеротрофы (животные, очень небольшая часть растений, часть микроорганизмов и человек) живут за счет автотрофов. Автотрофы – это создатели и кормильцы биосферы, они не только кормятся сами, но и кормят других. Автотрофы обеспечивают энергоинформационный вход в биосферу солнечных и космических излучений, связывая и трансформируя их в энергию и информацию более высокого порядка. Более того, формируя естественную биосферную реальность, автотрофы в конечном итоге приводят к появлению человека, белково-нуклеидного рефлексирующего существа, а если говорить о перспективе – то и к появлению человека космического.
На первый план в XXI веке выходит инженерно-биотехнологическая задача окультуривания растений и животных, создания тончайших технологий, органически вписывающихся в окружающий человека биосферный мир. Это по сути технологии автотрофного плана. В этом случае изменятся формы и структуры общественного производства, изменится сам человек, «утончится» его биопсихофизическая основа, его система потребностей станет оптимальной, учитывающей природно-космологические закономерности.
Главное в автотрофности – миграция и трансформация атомов в биосфере (естественная радиоактивность). Раскрывая тайны этой трансформации, связанные с фото-хемо-и космосинтезом, человечество научится искусственно, сперва в лабораторных, а затем и в промышленных условиях воспроизводить природно-автотрофные процессы, приспосабливая их к своим потребностям, освобождаясь при этом от биосферной зависимости.
Многое уже делается в автотрофном направлении: в нанотехнологии, в космической технике и технологиях, в общественном производстве, особенно связанного с производством продуктов и лекарств. Но пока это стихийный, неосознанный процесс, который человек плохо представляет и поэтому необдуманными действиями наносит своему организму и биосфере в целом непоправимый ущерб. Все дело в том, чтобы научиться управлять этими процессами.
Проектирование и конструирование искусственных автотрофных технологий разрешит экологические проблемы, снимет с человека тяжкий нравственный груз вины перед всем живым, даст возможность человечеству выжить в экстремальных условиях на путях будущего устойчивого развития. В начале XX века В.И. Вернадский указал человечеству выход из катастрофического положения, в котором оно оказалось в настоящее время, высказав идею об автотрофности будущего человечества.
Почему же автотрофная идея, высказанная русскими космистами, до сих пор не востребована культурным и философским сообществом и даже в самой России вызывает равнодушие и негативное восприятие? Причин здесь несколько. Назову главную: эта идея мешает мировому криминально-олигархическому сообществу удовлетворять свои непомерные паразитарно-гетеротрофные потребности, контролировать и управлять всем человеческим сообществом.
Переход на автотрофную ступень общественного развития потребует от человечества величайших физических и духовных усилий по перестройке человеческого организма, отношений между людьми, радикального пересмотра и переосмысления традиционных постулатов современной культуры. Традиционное антропоразрушительное представление о мире изжило себя, исчерпало свои возможности, и на смену идет автотрофносозидательное представление, где общество и природа будут рассматриваться в единстве с бесконечным Космосом.
Мы призываем правительство и президента России обратить внимание на концепцию автотрофизации общественного производства и всех сторон жизни человека. Нужна всеобъемлющая информация (через СМИ) о тех переменах, которые ожидают человечество. К сожалению, эти перемены носят катастрофический характер, и автотрофизация человеческой жизнедеятельности – единственный выход из экологического тупика.
Пришло время для смены цивилизационных ориентиров. Необходим решительный переход от потребительской цивилизации к цивилизации автотрофной, когда автономные, оптимальные и гармонические качества человеческих сообществ станут категорическим императивом нашего времени.
ЛИТЕРАТУРА
Московченко А.Д., д.ф.н., проф., зав. кафедрой философии ТУСУР (Томск). E-mail: fil@tusur.ru