Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011

Московченко А.Д.
Автотрофная стратегия выживания

Под стратегией человечества понимается система совокупных действий различных цивилизаций, способных обеспечить гармонизацию человечества с окружающим миром. Это высшее искусство управления развитием техносферы и ноосферы, прогнозирования и предупреждения природно-биосферных, человеко-технологических и космических катастроф. Об этом можно только мечтать! Но на первом этапе разработки стратегии (системы цивилизационных стратегий) выступает философское осмысление будущего человечества с панорамным видением прошлого, настоящего и будущего.

К числу проблем, касающихся всего человечества, следует отнести:

-      острейшую энергетическую проблему;

-      глобальную проблему утилизации отходов жизнедеятельности людей и производств, особенно металлургических, химических и атомных;

-      мировую проблему дефицита питьевой воды;

-      проблему создания принципиально новых, экологически чистых и экономичных видов транспорта;

-      проблему создания новых методов лечения многочисленных и все увеличивающихся болезней людей и живого мира;

-      проблемы создания новых видов материалов с уникальными параметрами;

-      проблемы нарушения в глобальном масштабе экологического баланса природы, приводящие к сокращению зон безопасного существования человека и живого мира вообще.

Большинство из этих проблем взаимосвязано между собой. Но есть проблема, от  которой зависит решение множества других проблем – это экологическая проблема. Именно ее  необходимо решать в первую очередь. Вместе с тем человечество непрерывно наращивает формы, методы и объемы технической и технологической насыщенности жизни современного общества. И при кажущемся прогрессе науки и техники – экологическая проблема нарастает и становится с каждым годом все более трудноразрешимой. Налицо системный кризис в культуре, науке и технике. Общество зашло в тупик.

Правительство и президент России по-своему пытаются решить поставленные проблемы через призму модернизации и возрождения России. Возникают вопросы: является ли вышепоставленная цель (модернизация и возрождение России) общенациональной, объединяющей все слои и классы российского общества, и, самое важное, – на какой основе она будет проводиться.

Если с помощью модернизации будет усиливаться рыночная экономика (в ущерб государственной), и, как следствие, – усиливаться потребительская составляющая капиталистического хозяйства, то такая цель не может являться общенациональной, тем более она противоречит мировым экономическим тенденциям справедливого и устойчивого развития человеческих сообществ. Государственная стратегия должна быть направлена на снижение паразитизма в обществе, на постепенное исключение эксплуатации человека человеком. В условиях тотального потребительства капиталистического хозяйствования это становится принципиально невозможным. Необходим другой строй хозяйствования и культурного строительства, другой способ (стиль) мышления и поведения людей. На это в свое время обращали внимание видные экономисты как в России, так и за рубежом, а также мыслители русского космического движения, начиная от Н. Федорова и кончая Н. Бердяевым. На это, десятилетия  спустя, обратила внимание Международная конференция ООН (на уровне глав правительств) по проблемам окружающей среды (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Много было высказано гневных слов по поводу «тупиковости» капиталистического хозяйствования. Вместе с тем, в итоговых документах возобладали привычные традиционно-потребительские взгляды на общество и природу. Последующие международные  конференции и труды (в том числе и Римского клуба) по экологии ничего не изменили в этом плане. Сильные мира сего (мировая и российская олигархия) не позволяют прогрессивным силам и тенденциям проявить себя в культуре, науке, философии, экономике, технологии, образовании. Современное  общество, уже в который раз, оказалось не готово принять вызов времени и органически включить в свои политико-технологические, финансовые и культурно-духовные структуры идеи общественного социалистического  производства и соборной ментальности. Мы ведь живем не в ХIХ и не в ХХ веке, – наступил ХХI век, век информационных, психо- и нанотехнологий, и здесь на первый план выходят проблемы биоавтотрофнокосмологического порядка, связанные с ближним и дальним Космосом. 

У человечества нет альтернативы: или погибнуть под тяжестью рыночного потребительства, или, коренным образом, изменить инфраструктуру общественного производства и систему ценностей для блага большинства населения.

Человечество стоит перед жестким выбором: или полномасштабный переход на автотрофный технологический сценарий развития, предложенный русской классической мыслью (прежде всего работами Н. Федорова и В. Вернадского), который дает возможность продолжить духовную эволюцию человечества,  или же дальнейшее технологическое движение в традиционно-гетеротрофных рамках (в основном за счет нефти и газа), неминуемо связанное с самоуничтожением человечества.

В чем же принципиальное отличие автотрофов от гетеротрофов? Особенность автотрофов (в основном, мир зеленых растений) заключается в том, что они при помощи космических лучей (прежде всего солнечных) сами строят свой организм на основе косного низкоорганизованного вещества, энергии и информации окружающей среды. Гетеротрофы (животные, очень небольшая часть растений, часть микроорганизмов и человек) живут за счет автотрофов. Автотрофы – это создатели и кормильцы биосферы, они не только кормятся сами, но и кормят других. Автотрофы обеспечивают энергоинформационный вход в биосферу солнечных и космических излучений, связывая и трансформируя их в энергию и информацию более высокого порядка. Более того, формируя естественную биосферную реальность, автотрофы в конечном итоге приводят к появлению человека, белково-нуклеидного рефлексирующего существа, а если говорить о перспективе – то и к появлению человека космического.

На первый план в XXI веке выходит инженерно-биотехнологическая задача окультуривания растений и животных, создания тончайших технологий, органически вписывающихся в окружающий человека биосферный мир. Это по сути технологии автотрофного плана. В этом случае изменятся формы и структуры общественного производства, изменится сам человек, «утончится» его биопсихофизическая основа, его система потребностей станет оптимальной, учитывающей природно-космологические закономерности.

Главное в автотрофности – миграция и трансформация атомов в биосфере (естественная радиоактивность). Раскрывая тайны этой трансформации, связанные с фото-хемо-и космосинтезом, человечество научится искусственно, сперва в лабораторных, а затем и в промышленных условиях воспроизводить природно-автотрофные процессы, приспосабливая их к своим потребностям, освобождаясь при этом от биосферной зависимости.

Многое уже делается в автотрофном направлении: в нанотехнологии, в космической технике и технологиях, в общественном производстве, особенно связанного с производством продуктов и лекарств. Но пока это стихийный, неосознанный процесс, который человек плохо представляет и поэтому необдуманными действиями наносит своему организму и биосфере в целом непоправимый ущерб. Все дело в том, чтобы научиться управлять этими процессами.

Проектирование и конструирование искусственных автотрофных технологий разрешит экологические проблемы, снимет с человека тяжкий нравственный груз  вины перед всем живым, даст возможность человечеству выжить в экстремальных условиях на путях будущего устойчивого развития. В начале XX века В.И. Вернадский указал человечеству выход из катастрофического положения, в котором оно оказалось в настоящее время, высказав идею об автотрофности будущего человечества.

Почему же автотрофная идея, высказанная русскими космистами, до сих пор не востребована культурным и философским сообществом и даже в самой России вызывает равнодушие и негативное восприятие? Причин здесь несколько. Назову главную: эта идея мешает мировому криминально-олигархическому сообществу удовлетворять свои непомерные паразитарно-гетеротрофные потребности, контролировать и управлять всем человеческим сообществом.

Переход на автотрофную ступень общественного развития потребует от человечества величайших физических и духовных усилий по перестройке человеческого организма, отношений между людьми, радикального пересмотра и переосмысления традиционных постулатов современной культуры. Традиционное антропоразрушительное представление о мире изжило себя, исчерпало свои возможности,  и на смену идет автотрофносозидательное представление, где общество и природа будут рассматриваться в единстве с бесконечным Космосом.

Мы призываем правительство и президента России обратить внимание на концепцию автотрофизации общественного производства и всех сторон жизни человека. Нужна всеобъемлющая информация (через СМИ) о тех переменах, которые ожидают человечество. К сожалению, эти перемены носят катастрофический характер, и автотрофизация человеческой жизнедеятельности – единственный выход из экологического тупика.

Пришло время для смены цивилизационных ориентиров. Необходим решительный переход от потребительской цивилизации к цивилизации автотрофной, когда автономные, оптимальные и гармонические качества человеческих сообществ станут категорическим императивом нашего времени.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Московченко А.Д. Проблема интеграции фундаментального и технологического знания. Томск: Томск. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2001. – 192 с.
  2. Московченко А.Д. Русский космизм. Глобальные проблемы ХХI века // Изв. ТПУ. – 2009. – №6. – С. 64-67.

 

Московченко А.Д., д.ф.н., проф., зав. кафедрой философии ТУСУР (Томск). E-mail:  fil@tusur.ru

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба