Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011
Создание универсальных ценностей является исключительной привилегией рода человеческого. Ценности имеют сложную типологию, выступают как фундаментальные категории самосознания человека, действенные регуляторы его деятельности во всех сферах жизни общества. ХХ столетие выявило глубокий ценностный раскол в современной цивилизации.
В этих условиях ценностные ориентации индивида, социальных групп, общества и всего человечества приобретают судьбоносное значение.
Особенно актуальна проблема определения и формирования базовых ценностей для современной России, переживающей сложные и противоречивые социокультурные и экономические преобразования. Базовые ценности представляют собою исторически сложившуюся систему фундаментальных элементов (социокультурных, этнических и др.) социокода, определяющего стабильность функционирования общественного организма, перспективы его развития. Принятие, освоение большинством населения страны базовых ценностей является важнейшим фактором ее процветания (Швеция, Финляндия, Япония). Сохранение базовых ценностей позволяет пережившим тяжелые катастрофы странам вновь воспрянуть. Так проигравшая войну Япония опиралась на формулу: «Мы проиграли войну, но не потеряли себя». Японский народ не потерял свой менталитет, исторически сложившиеся ценностные ориентации – «свое лицо». Этот «генетический код», социокод позволил японскому народу после тяжелейшего поражения сохранить веру в себя, добиться поразительных успехов в послевоенном мире, создав «экономическое чудо»[1].
В созданных в разных странах системах базовых ценностей отражены гуманистические идеалы, в одних – в сжатой форме, в других очень подробно. Для массового восприятия система базовых ценностей не должна представлять собою обширное обстоятельное изложение, которое требует специальных усилий для своего освоения. Представляется, что такая система должна быть краткой, затрагивать фундаментальные интересы людей, иметь глубокую эмоциональную направленность.
Разработка системы базовых ценностей для России вызывает большие трудности. Россия – одна из самых сложных социокультурных систем в мире: полиэтничность, поликонфессиональность, очень значительные культурноисторические различия в развитии регионов и т.п. Думается, что для России можно предложить следующую систему базовых ценностей:
В ряде существующих систем базовых ценностей отсутствует такая ценность как «Отечество». Для России в силу отмеченной выше социокультурной специфики «Отечество» следует поставить на первое место: признание единого Отечества, осознанный патриотизм являются фундаментальным фактором сплочения всех многочисленных народов России, укрепления их единства. Отношение к «Природе как к Храму», самоценности, благоговение перед нею необходимо для обеспечения экологической безопасности России, эффективности экономической деятельности, сохранению здоровья нынешнего и будущих поколений. Огромные водные, лесные ресурсы, наличие больших территорий не подверженных хозяйственной деятельности позволяют России выполнять общецивилизационную функцию поддержания устойчивости всей биосферы.
Все большее значение приобретает в России в настоящее время «Семья» как базовая ценность. Она обеспечивает воспроизводство и сбережение народа, сохранение его физического и нравственного здоровья, гуманистических традиций. Существует мнение, что «…Семья есть единственное из величайших изобретений культуры, способное воспроизводить подлинно общественных, социализированных личностей»[2].
Сложные негативные демографические процессы, имеющие место в России в последние десятилетия, требуют особенного повышенного внимания к семье со стороны общественного мнения, государственных и общественных организаций.
Четвертый и пятый пункты предложенной системы базовых ценностей в целом традиционны. На пятой базовой ценности – «Справедливость» – следует остановиться специально. Огромный и постоянно растущий разрыв между нищетой и роскошью в современном, несправедливом мире способствует нестабильности всей мировой социально-экономической системы. В этом состоит одна из существенных особенностей переживаемой нынешней цивилизацией переломной эпохи. Перед человечеством вновь, причем в острой форме, стоит извечный вопрос о справедливости, проходящий красной нитью через всю историю философской мысли, которая мучительно пыталась найти ответ на него.
Думается, что сейчас этот вопрос и ответ на него приобретает исключительное значение. От понимания того, какие условия жизни являются должными для человека, исходя из его сущности и неотъемлемых прав, и от соответствующих практических действий всего общества в каждой стране, зависит выживание человечества. Справедливость не следует понимать как всеобщий принцип уравнительного существования людей. Ее сущность прекрасно выражена максимой творца немецкого послевоенного чуда Л. Эрхарда – «Благосостояние для всех». Реализация принципа справедливости обеспечивает социальную защищенность и активность граждан.
Седьмой пункт предлагаемой системы базовых ценностей для России, объединяющий культуру, образование и науку, в определенной степени неоднороден. Но разделение его на самостоятельные пункты нецелесообразно: значительное количество базовых ценностей будет усложнять их усвоение большинством населения страны. Базовые ценности играют важную роль в формировании гражданского общества, являясь одним из существенных социокультурных условий его создания и эффективного функционирования.
Формирование базовых ценностей в России во всех отношениях сложный процесс, но необходимый. Разработка системы этих ценностей выступает важной задачей для представителей отечественных общественных наук.
Скибицкий М.М., д.ф.н., проф., Финансовый университет (Москва)
[1] См.: Литвак Б.Г. Япония: управленческий прорыв. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. С. 45.
[2] Цит. по: Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI века. М.: «Грааль», 2009. С. 9.