Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011

Мантатов В.В.
Ключи от глобального кризиса: устойчивое развитие и ноосферный социализм

Современный глобальный кризис – это сложный, многомерный феномен; он имеет как минимум три измерения – экологическое, экономическое и экзистенциальное. Экологическое измерение глобального кризиса выражает несоответствие господствующей системы хозяйствования задачам сохранения биосферы.

Мир сегодня находится на грани экологической катастрофы. Но еще больше, чем разрушение природы, поражает воображение масштаб разрушения бытийных и ценностных основ существования человечества как такового. Это то, что я определяю как экзистенциональное измерение мирового кризиса.

Экономическое измерение кризиса выражает крах мировой финансовой системы, ядром которой является виртуальный капитал. Перенакопление фиктивного капитала и так называемого «превратного сектора» экономики является следствием извращенной философии, которую можно охарактеризовать как монетарный эмпиризм.

Мировой кризис обнажил порочность  идеологических основ капитализма – неолиберализма и неоконсерватизма. Известный австрийский экономист А. Хёфель пишет: «Неолиберализм по своим исходным установкам является фашистоидным, так как ориентирован на борьбу за существование и право сильного». (Цит. по: Мировая экономика и международные отношения. 2010, №3, с.51). Неоконсерватизм поддерживает эти установки, к тому же активно поощряет расистские и ксенофобские настроения.

Современный кризис убедил нас в том, что мировой финансовый капитализм на исходе, что необходима смена курса глобального развития. Как отметил Президент РФ Д.А. Медведев на Петербургском экономическом форуме (17 июня 2010 г.), «после кризиса мир не вернется к прежним моделям развития».

Миллиардный Китай успешно реализует проект социалистической духовной цивилизации как альтернативы капиталистической материальной цивилизации. Заслуживает внимания опыт «укрощения капитализма» (Ю. Хабермас) в западноевропейских странах, где формируется «государство социальных инвестиций» (Э. Гидденс). Большой популярностью в мире пользуется леволиберальная политика администрации Барака Обамы, настроенная на сглаживание социального неравенства, на возрождение «нового курса» Франклина Рузвельта. Выдержала испытание временем индийская модель социализма (М. Ганди, Дж. Неру), основанная на органическом совмещении экономического роста и социального равенства. Европейские социал-демократы (Л. Жоспен и др.) предлагают заново открыть метод марксизма и расширить практику социализма.

Выбор властвующей элитой постсоветской России идеологии олигархического капитализма является предательством по отношению к российской истории, к русской культуре, ядром которой является духовно-нравственная соборность. Социалистическая идея конгениальна духу российской науки, представленной такими ее корифеями, как К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Д. Сахаров, всей российской социально-философской традиции, представленной как ее революционно-демократическим направлением в лице А.М. Герцена, Н.Г. Чернышевского, В.И.Ленина, так и ее религиозно-философским течением в лице Л.Н. Толстого, С.Н. Булгакова, Н.А.Бердяева. Логично предположить, что национальной идеей российского общества может стать концепция ноосферного социализма, выстроенная в соответствии с философией устойчивого развития («диалектического реализма»).

Ноосферный социализм  – это социально-справедливое и духовно-креативное общество, двигателем которого является научно-технологический прогресс. Это не технократический социализм, который был вынужденным выбором Страны Советов, а социализм нового образца – социализм научный, экологический и этический. Это общество, которое ориентировано на перспективу, на «детерминацию будущим» (в терминах синергетики), но при этом сохраняет и умножает достижения современного когнитивного капитализма.

Еще в середине прошлого века лауреат Нобелевской премии, великий физик Луи де Бройль писал: «Проблема современности заключается в том, сумеет ли человек пережить свои собственные изобретения». В связи с технологической экспансией корпоративного капитализма эта проблема сегодня приобретает глобально-экзистенциальный характер. Возникает новая общецивилизационная задача: предотвратить мегариски технологического прогресса, становление «постчеловеческого мира» в результате злоупотребления достижениями науки и техники. Данная задача в принципе не может быть решена в условиях господства финансового капитала, ибо суть капитализма – не человеческое Благо, а грубая материальность прибылей. Это может быть самый главный аргумент в пользу смены курса, то есть перехода человечества на путь устойчивого развития, или – что одно и то же – на модель ноосферного социализма.

Мировой кризис заострил смысл и значение концепции устойчивого развития как системной стратегии мышления и действия, как методологической основы экологизации и социализации мировой экономики.

Концепция устойчивого развития определяет политический курс мирового сообщества, его ценностные ориентиры и цели. Во-первых, это гармонизация общественных отношений на принципах нового гуманизма. Всемирный Саммит на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (Южная Африка, 2-4 сентября 2002 г.) поставил перед народами мира задачу «строительства гуманного, справедливого и заботливого глобального общества, сознающего, что все нуждаются в человеческом достоинстве». Во-вторых, это гармонизация отношений между человеком и природой на принципах ноосферы и экологической этики. Премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин справедливо акцентирует внимание на том, что именно на фундаменте учения В.И. Вернадского о ноосфере должна строиться теория устойчивого развития.

Теория устойчивого развития призвана вооружить человечество научной методологией управления единой социоприродной системой на основе единой науки о Человеке и Вселенной, на основе единой философской парадигмы, общей для общественных и естественных наук.

Еще Платон говорил, что философия правит миром. Всего три философские идеи преобразовали западный мир: свобода, равенство и братство. Правда, рассматриваемые вместе, они не укладываются в целостную логически непротиворечивую систему: что-нибудь – да выдается вперед, и предстает как сверхценность: свобода индивида – в либерализме, равенство трудящихся – в социализме, братство народов – в коммунизме. Теория устойчивого развития стремится сбалансировать взаимоотношения между этими ценностями, и одновременно вносит совершенно новый элемент – идею гармонии, и на её основе выдвигает требование согласования социальных практик с законами природы.

Как отмечает академик В.А. Садовничий, «Устойчивое развитие – это Концепция, смысл и видение которой нуждается в значительном обновлении в условиях мирового кризиса». Во-первых, необходимо создание научной теории устойчивого развития. Во-вторых, решение любых вопросов, касающихся устойчивого развития необходимо вести с учетом диалектики глобализации и регионализации («глокализации»). В-третьих, необходимо использовать системно-философский подход к проблеме Sustainability в целях активного продвижения модели устойчивого развития во всех ее измерениях – духовно-нравственном, социально-культурном, эколого-экономическом, научно-технологическом.

Теперь я хотел бы обратить внимание на один исторический урок, требующий осмысления. По данным историков, за последние десять тысяч лет человеческие общества становились все более и более сложными. Но что является наиболее интригующим, так это регулярность, с которой развертывание сложности прерывается коллапсом.

Общества, которые пришли к коллапсу, продолжали развертывание сложности при уменьшающейся отдаче – возникающие в процессе развития проблемы не находили эффективного решения. Свежий пример – распад Советского Союза. Опираясь на данный исторический факт, прихожу к следующему выводу. Важнейшим условием устойчивого развития человеческих общества является «разрешимость проблем», то есть своевременный и правильный «Ответ на Вызов», по А. Тойнби. Сегодня брошен глобальный Вызов мировому сообществу. Это вызов – социальный и экологический, цивилизационный и антропологический. А Ответ на Вызов – это модель ноосферного социализма, всемирного общества с устойчивым развитием.

Полагаю, что российским ученым необходимо предложить Всемирному Саммиту «Рио-20» новую модель устойчивого развития мира на принципах ноосферы и нового гуманизма.

 

Мантатов В.В., д.ф.н., проф., предс. Бурятского отд., член Президиума РФО, засл. деятель науки Российской Федерации (Улан-Удэ)

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба