Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011
Мне довелось ознакомиться с рукописью Н.Б.Толорайя «Вдохновляющие годы великой эпохи», которая, надеюсь, будет издана в ближайшее время.
Николай Багратович Толорайя (родился 14 сентября 1919 г.) взял на себя труд написать книгу воспоминаний не попусту. Его жизненный опыт очень богат, а главное – хорошо им осмыслен. Вся его жизнь безраздельно связана с жизнью Родины, вставшей на путь преображения и возрождения в Октябре 1917 года. Паренек из грузинской «глубинки», со всей страстью сердца включившийся в создание самого справедливого общества социального равенства и свободы, рвался к новым знаниям, к расширению своих возможностей внести достойный вклад в строительство социализма. Окончил знаменитый ИФЛИ, а в грозовое предвоенное время также курсы по специальностям, столь необходимым для эффективного участия в неизбежной схватке с фашизмом. В годы Великой Отечественной войны достойно сражался под Москвой, а после был разведчиком и диверсантом в тылу врага.
После войны работал в системе МИДа, объездил едва не весь мир, выполнял личные поручения И.В. Сталина и В.М. Молотова. И вся последующая трудовая биография была – примером служения Советской Родине, ее великому народу.
Книгу я прочел с огромным интересом – как документ, свидетельствующий о том, что только социализм дает решение вопроса о связи человека с обществом, что только социализм поднимает достоинство личности, делает человека по-настоящему существом общественным – единым со своим обществом и имеющим право на самостоятельные оценки прошлого и настоящего. Только социализм дает полное основание, чтобы человек заслуживал название «гомо сапиенс», ибо социализм означает реальное начало вступления человечества в стадию ноосферы, когда каждый человек получает возможность и даже обязан стать Человеком.
Написать послесловие к книге Н.Б. Толорайя я посчитал долгом чести. Надеюсь, что его философско-космологические размышления, имеющие общемировоззренческое значение, будут интересны – читателям «Вестника РФО».
══════
Послесловие
Сразу оговорюсь: послесловие относится не ко всей книге, а только к третьей ее части – к статьям, которые посвящены крупнейшим философским, мировоззренческим проблемам, затрагивающим общие вопросы космологии.
1. Социализм – путь к духовной свободе
Этот мини-сборник статей на первый взгляд выглядит в книге как приложение, мало связанное с общим текстом. Но – только на первый, поверхностный взгляд.
Рассказ Н.Б.Толорайя о своей жизни есть на самом деле рассказ о становлении нового, социалистического общества и нового человека, становящегося центром этого общества.
Величие Октябрьской революции состояло, конечно, в сломе системы капиталистической эксплуатации, в коренном изменении всех ее материальных основ, начиная с отношений собственности на орудия и средства производства. Напомню: одним из первых актов Октября был Декрет о земле, составленный на основе крестьянских наказов, которым частная собственность на землю отменялась навсегда. Вслед за этим преобразованию подверглись и другие производственные отношения: обмен деятельностью приобретал равноправный характер благодаря посредничеству и регуляции государства, а мерой распределения становился труд. Все это совершалось впервые, в процессе поиска, а вместе с тем и острой классовой борьбы. Были, конечно, и неизбежные ошибки, и вынужденные перехлесты в борьбе с остатками эксплуататорских классов, и прямые искажения деятельности Советской власти со стороны как заблуждающейся оппозиции, так и прямых провокаторов разных мастей.
Теперешняя контрреволюция пытается выдать именно эти ошибки и искажения за суть созданного в СССР социалистического строя, замазывая грязью его реальные достижения. Но эта ложь рассыпается в прах, когда мы оцениваем результаты социалистического строительства именно в положении трудящихся, в завоеваниях социальных, идейно-нравственных и духовных, касающихся каждого человека. Самое яркое завоевание социализма в СССР – освобождение трудящихся от невежества, от неграмотности, от предрассудков, массовый прорыв к знаниям, к образованию, к науке и культуре, которые были в загоне как по содержанию, так и по доступу к ним трудящегося большинства. Революция дала людям высшую по меркам истории духовную свободу – в той степени, в какой это было возможно в отпущенные историей сроки. Человек стал мыслить масштабами не только своего рабочего места, своей получки, своих семейных, домашних забот, своего непосредственного окружения. Как и предвидели К.Маркс и Ф.Энгельс, пролетарии, которым было нечего терять, кроме своих цепей, победив в революции, приобрели весь мир. Разумеется, не в смысле захвата, в чем обвиняют трудовой народ контрреволюционеры (и дают повод для этого троцкисты), а в смысле расширения интеллектуальных, социально-нравственных горизонтов своей духовности и, затем, практического освоения мира в соответствии с закономерностями подлинной свободы, то есть в соответствии с познанием и использованием законов природы и общества. Духовная свобода, свобода творчества развивается в тесной взаимосвязи со свободой социально-политической на базе экономической свободы всего народа.
Жизнеописание автора показывает разнообразие его активной деятельности, его интерес к такой сравнительно редкой сфере, как решение коренных философско-мировоззренческих проблем мироздания. Имея многолетний опыт работы в области философии, могу с уверенностью сказать: работу Н.Б.Толорайя в подходе к этим сложнейшим вопросам следует признать вполне плодотворной, а его самого можно назвать успешным мыслителем. Официально такой специальности не существует, соответствующего звания никто не присваивает, да и не может присваивать. Это – редкость, даже во времена громадного интеллектуального прогресса.
Социализм, загубленный в СССР (не окончательно, конечно, ибо колесо истории не дано остановить никому, особенно похитившим государственную власть пигмеям), даже за краткий по историческим меркам период доказал свое явное превосходство в идейно-духовной сфере. Например, в решении проблем нравственности и справедливости, в расширении границ духовной свободы на твердой почве научного мировоззрения, учитывающего все богатства знания и культуры, накопленные человечеством. А потому за социализмом – будущее.
2. Философские идеи и эмпирический фундамент науки
Что стоит за размышлениями Н.Б.Толорайя о всеохватной и всемогущей нематериальной среде, определяющей существование нашей Вселенной и бесчисленное множество иных материальных миров? Эти размышления рождены не только вечным вопросом о «начале всех начал», но и догадками философов глубокой древности на эту тему. Единожды поставив перед собой ту или иную познавательную проблему, пусть даже кажущуюся совсем не разрешимой, человечество не может уйти от нее, не разгадав тайны.
Такая проблема была выдвинута одним из основателей Милетской школы философов Древней Греции Анаксимандром (611 – 547 гг. до н.э.). Она не решена до сих пор, но вновь вспомнить о ней, ввести ее в современный контекст познания, пожалуй, уже пора. Именно таков смысл цикла статей Н.Б.Толорайя. Толчком к этой работе послужил вопрос, мимоходом поставленный в одной из работ известным астрономом и космологом ХХ века И.С.Шкловским: «а что было, когда ничего не было?», – в связи с популярной концепцией «первоначального взрыва», породившего нашу Вселенную.
В этой связи Н.Б.Толорайя и напомнил о философской идее Анаксимандра относительно «начала всего». Все сущее, весь известный человеку мир есть порождение некоторой нематериальной среды, не имеющей пределов, беспредельной и неопределенной («апейрон»). До нас дошли лишь немногие фразы Анаксимандра, в пересказе более поздних философов, но каких-либо обоснований этой идеи не сохранилось. Требовалась реконструкция этой идеи, в той или иной мере сопряженной если не с современными знаниями о «начале всех начал» (они пока остаются в лучшем случае в области предположений), то хотя бы с подходами к этой величайшей тайне Природы, Бытия, Мироздания. О сборе, систематизации и, тем более, об обобщении эмпирических знаний науки по этой проблематике говорить рано: естествознание ими пока не располагает.
Проблема взаимоотношения философии и позитивного научного знания неоднократно на протяжении веков обсуждалась и получала решения разного рода, которые все-таки не являлись решениями. Их в истории познания было немало, и, как правило, они состояли в принижении одной стороны за счет возвышения другой. Разброс оценок – гигантский. Философия то объявлялась «царицей наук», то ей отказывали в каком-либо значении для прогресса науки, назначая ей роль интеллектуальной игрушки. Да и науке приходилось не сладко: ее то объявляли единственным «золотым ключиком» к решению любых проблем, минуя иные способы познания – от практически-чувственного до элементарного здравого смысла, то делали ответственной за применение знаний в разрушительных целях.
3. Гипотеза как путь к истине, к определению неопределенного
Отнюдь не претендуя на создание очередной односторонней схемы, попытаюсь указать на проблему, от решения которой прямо зависит правильное налаживание взаимодействия философии со всем массивом конкретно-научного знания. Это – роль гипотезы, природа которой в чем-то различна в обеих сферах. В философии она выступает как итог размышлений, в конкретной науке – как первый шаг в поиске новых решений. В обоих случаях это одно и то же методологическое орудие познания, при значительной, если не решающей роли интуиции, однако логические и психологические особенности гипотезы в философии и конкретно-научном познании существенно различны. Великое значение гипотезы как метода прорыва к новым уровням научного познания и философского истолкования природы, общества и человека – думается, очевидно и не требует доказательств. Но сама гносеологическая и психологическая природа гипотезы остается не выясненной – тоже своего рода «апейрон», неопределенное и беспредельное. Это «лирическое отступление» о гипотезе не может претендовать хотя бы на ясно очерченную постановку проблемы, однако и само указание на нее, на мой взгляд, небесполезно.
Целый ряд новых проблем физики и космологии подтверждают актуальность обращения в статьях Н.Б.Толорайя к догадке (гипотезе) Анаксимандра.
Назову лишь некоторые, до сих пор не имеющие решения, но сулящие выход на рациональный научный поиск разгадки тайны апейрона – нематериальной среды, диктующей закономерности всему известному нам или хотя бы доступному для изучения материальному миру. Это, например, наличие во Вселенной «темной материи» и «темной энергии», составляющих, по наиболее популярным оценкам, соответственно 90% массы и 70% энергии Вселенной. О них до сих пор ничего толком неизвестно, кроме того, что они – «темные». Другая проблема связана с загадочной элементарной частицей – нейтрино, имеющей три разновидности. Потоки нейтрино пронизывают всю материальную Вселенную, и до сих пор нет уверенного ответа на два вопроса: имеют ли нейтрино массу и могут ли разные виды нейтрино превращаться один в другой, – однако поиск ответов на эти вопросы ведется, и они будут найдены. Третья проблема уже начинает решаться экспериментально с помощью ставших известными в последние годы коллайдеров: будет ли обнаружен гипотетический бозон Хиггса, то есть будет ли подтверждена (или опровергнута) гипотеза о первоначальном взрыве, породившем всю нашу Вселенную.
Кроме того, признание нематериальной среды как реально объективно существующей субстанции даст возможность науке разгадать много не разгаданных еще тайн природы».
Таких тайн природы человечеству, по-моему, хватит на все время его существования. Похоже, одна из них, обозначенная Анаксимандром, поставлена на очередь дня. И в этом неоспоримая ценность философских размышлений Н.Б. Толорайя.
Марков В.С., член РФО (Москва)