Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011

Новиков Ю.Ю.
Представления о времени и пространстве в творчестве В.Ф. Войно-Ясенецкого

Cреди православных подвижников XX века особое место занимает врач, учёный и священнослужитель В.Ф. Войно-Ясенецкий (1877-1961). Он был не только человеком науки, выдающимся хирургом, философом, но и архипастырем и исповедником. Войно-Ясенецкий (преподобный Лука) прошёл тернистый путь гонений и, когда началась Великая Отечественная война, будучи в ссылке, просил разрешить лечить раненых, чтобы принести пользу Родине. Святитель Лука был причислен к лику Святых как человек, который в тяжелейшие годы репрессий сохранил своё пастырское служение.

После Великой Отечественной войны, в которой В.Ф. Войно-Ясенецкий принимал активное участие как врач, он всё чаще задумывался над философскими проблемами религии и науки. В 1945 г. преподобный Лука начал собирать материал для философско-богословского сочинения, о написании которого он думал ещё в тяжелейшие 1920-е годы. Оно естественно вытекало из его раздумий о науке и религии, о своей собственной роли по отношению к этим человеческим феноменам. Войно-Ясенецкий пришел к выводу, что основные христианские принципы, саму веру можно обосновать для неверующих, пользуясь научными аргументами. В этом плане он следовал протестантскому богослову Шпеннеру, который писал: «Бог сокрыт, пути Его – не наши пути. Его мысли – не наши мысли. Но в точных естественных науках, где Его творения физически осязаемы, мы имеем надежду попасть на след Его намерений относительно Мира» (Spenner P.J., 1675).

Будучи архиепископом Крымской епархии, преподобный Лука продолжил работу над книгой, получившей название «Дух, душа и тело» [1], которая, хотя и предназначалась для религиозного просвещения, затрагивала много интересных вопросов на стыке богословия, философии, антропологии и физиологии. Обычно путь духовного возрастания для верующего человека лежал от веры к знаниям, но так как для материалистов он неприемлем, Войно-Ясенецкий предложил им путь от знаний к вере. Рассматривая трехсоставность человеческого существа, взаимоотношение духа, души и тела, он утверждал христианское понимание природы человека в противовес атеистическому. Автор использовал работы философов Александрийской школы, труды Парацельса, Кампанеллы, Лютера, Канта.

Главная идея книги заключалась в том, что всё мироздание проникнуто и связано в единое целое тончайшими нитями особой духовной энергии, являющейся источником других форм физической энергии. «Духовная энергия, истекающая от Духа Божия, энергия любви, движет всей природой и всё животворит... – писал автор. – Один великий закон развития управляет всем мирозданием... Не может быть резкой границы между «мертвой» природой и миром живых существ... Духовной энергией проникнута вся неорганическая природа, но только в высших формах развития (творения) эта энергия достигает своего свободно самосознающего духа».

В первой главе автор обсуждал состояние современного ему естествознания. «Архиепископ Лука дал яркую и объективную картину революции в физике, которая связана с именами Эйнштейна, Планка, Бора и Шредингера, писал в своём отзыве на книгу протоиерей  Александр Мень. – Эта картина... нарисована с целью покол устоявшиеся представления читателей о незыблемости научных догм».

Апеллируя к учению И.П. Павлова об условных рефлексах [3], Войно-Ясенецкий константировал: «Мы полностью принимаем это глубокое научное представление о деятельности сознания, но только не считаем его исчерпывающим». И далее делал вывод: «В актах и состояниях сознания всегда участвует наш дух, определяя и направляя их. В свою очередь, дух растёт и изменяется от деятельности сознания, от его отдельных актов и состояний». Автор также опирался на положения французского философа А. Бергсона, который в статье «Душа и тело» утверждал, предвидя описание мозга как кибернетического центра человеческого организма: «Мозг не что иное, как нечто вроде телефонной станции: его роль сводится к выдаче сообщения или к выяснению его. Он ничего не прибавляет к тому, что получает» [4]. Поэтому на основе павловского и бергсоновского представлений В.Ф. Войно-Ясенецкий делал вывод: «Мозг не орган мысли, чувства, сознания, но он приковывает сознание, чувство и мысль к действительной жизни, заставляет их прислушиваться к действительным нуждам и делает их способными к полезному действию. Мозг, собственно, орган внимания к жизни, приноравливания к действительности». Как и Бергсон, Войно-Ясенецкий подчёркивал роль интуиции в постижении научных проблем. В другой работе «Наука и религия» он писал: «прежде всего интуиция, то есть непосредственное чутьё истины, которое угадывает, прозревает её (науку – примеч. автора), пророчески предвидя там, куда не достигает научный метод познания» [2].

В своей книге преподобный Лука рассматривал такую сложную проблему философии и физики как время и пространство в междисциплинарном контексте. Как утверждал автор, наряду с материальной природой существует особая совокупность надэмпирических сущностей, находящихся вне пространственно-временной реальности. Развивая это положение, архиепископ писал: «Если волнообразное движение признается в физике основой материальных явлений, то почему оно должно быть обязательно приложимо к явлениям высшего порядка, происходящим в мире нематериального? Почему не допустить, что в этом мире действуют совсем другие, неизвестные нам законы, а духовная энергия любви, симпатии и антипатии может действовать вне времени и пространства, без всякого волнообразного движения?».

Привлекая данные физиологии автор утверждал: «…все процессы в нервной системе требуют для своей реализации определенного времени, причём это вpeмя может быть очень незначительным, измеряться долями секунды. Время требуется для прохождения раздражения от рецептора по его чувствительному нерву, и притом тем большее, чем длиннее этот нерв. Время требуется для образования ответной реакции в нервных клетках, воспринявших это раздражение и для передачи этой реакции по двигательному нерву. Во времени протекают все мыслительные и чувственные процессы, совершающиеся в головном мозгу. И если бы можно было сложить время всех психических процессов, имеющих место во всей нашей жизни, то получилась бы очень солидная сумма времени. А, следовательно, невозможно, чтобы в мозгу, в ходе практически мгновенного воспоминания всей жизни, эти процессы были бы воспроизведены во времени. Если, тем не менее, они все-таки протекают с трансцендентальной быстротой, то мы вправе заключить, что это совершается не в мозгу. Где же в таком случае?» Как богослов, он давал такой ответ: «Дух сразу обнимает всё и мгновенно воспроизводит всё в его целостности».

Своей книгой преподобный Лука хотел показать, что ничто не препятствует гармоническому сосуществованию веры и науки. Дух обладает фокусом прикосновения к вечности. Вместе с ним сознание имеет своё соприкосновение к вечности и обладает своего рода всевременностью, если поднимается на ступень духа.

В 1948 г. Войно-Ясенецкий завершил этот труд, но издать его не то что в государственном издательстве, но и в издательстве патриархии оказалось невозможным (впервые книга была издана в Брюсселе в 1978 г., а в России – мизерным тиражом в Сыктывкаре в 1990 г.). Тогда же преподобный Лука решил представить свой труд как богословскую диссертацию в Московскую духовную академию. Но духовная академия не пожелала признать эту работу. Рецензентов-богословов, зависимых от советской власти, рукопись пугала своим открытым несогласием с государственной естественнонаучной доктриной. Не по вкусу пришёлся профессуре духовной академии сильный научный дух сочинения. Православным богословам также не нравилось, что автор часто цитировал католических и протестантских авторитетов. Таким образом, преподобного Луку лишали возможности творческого самовыражения даже собратья по Церкви.

Однако работа В.Ф. Войно-Ясенецкого внесла существенный вклад в развитие науки на стыке с религиозными воззрениями. Она продемонстрировала дополнительность науки и религии, возможность подойти к рассмотрению научных проблем с религиозных позиций и открыла необычный взгляд на проблему временных и пространственных представлений.  

ЛИТЕРАТУРА

  1. Войно-Ясенецкий В.Ф. (Архиепископ Лука). Дух, душа, тело. Сыктывкар, ИИЦ «Ноосфера», 1990.
  2. Войно-Ясенецкий В.Ф. (Архиепископ Лука). Наука и религия. М.: Образ, 2008.
  3. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Пг., 1923.
  4. Bergson H. L’ ame et le corps // L’energie spirituell. Paris, 1919.

 

Новиков Ю.Ю., д.ф.н., рук. отдела Института ноосферных исследований и разработок (Москва)

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба