Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011
В педагогической антропологии ведущей тенденцией, проявившейся в эволюции педагогической антропологии с начала 70-х годов ХХ века, выступает критическая тенденция. Необходимо обратить внимание на то, что критическую тенденцию нельзя свести только к высказываниям, опровергающим все, а скорее эта тенденция является отражением общего настроения в педагогической антропологии. Но тем не менее такая оценка педагогической антропологии как кризисная определяет или дает возможность видеть в ней перспективы, которые реализуются в самых разнообразных тенденциях.
Что же понимается педагогическими антропологами под кризисным осмыслением. В первую очередь кризисное осмысление касается философско-антропологической методологии. Педагогические антропологи замечают неэффективную помощь педагогической антропологии в решении задач воспитания, так как она характеризует человека как познающее само себя существо, чья самобытность неудачно сочетается с биологическими и социологическими моделями самой антропологии. Если говорить о взаимодействии педагогики и антропологии, то это взаимодействие не очень активное, если обратиться к эмпирическим наукам, чьи достижения должны быть интерпретированы в педагогическую антропологию, но педагогическая антропология не может переработать результаты эмпирических наук, а только может использовать некоторую кооперацию, осуществленную между педагогической антропологией и эмпирическими науками. Одна из опасностей метода «кооперации», состоит в том, что собственно философско-антропологическая специфика обладает силой переноса эмпирических фактов специальных наук на область педагогики. Другая опасность метода «кооперации» состоит в том, что либо педагогическая антропология будет поглощена отдельными науками, либо философией.
Уже в 80-е годы ХХ столетия эта ситуация изменилась. Определился научно-теоретический статус педагогической антропологии, как педагогической, а не философский. Педагогические антропологи высказали умеренную позицию, которая учитывала интересы эмпирического и философского подходов к педагогической антропологии. Педагогическая антропология понимается ими как часть системы наук о воспитании, функцией которой, с одной стороны, является использование результатов наук о человеке для обоснования проблем воспитания, а с другой стороны, она содержит в себе философско-антропологические принципы и фундаментальные положения о человеке как сущности воспитания. Педагогическая антропология становится двумя сторонами одной медали, являясь одновременно «антропологией» с педагогическим уклоном и «единственной областью педагогического знания». Педагогические антропологи не устраняют философию из педагогической антропологии, а включает ее в качестве ведущего компонента педагогической антропологии. Философская антропология также вводит в педагогическую антропологию «фактор человека», все связанные с ним вопросы и проблемы, которые необходимо решить посредством науки о воспитании – педагогики. Педагогика – наука о том, кем надлежит стать человеку и как этого достигнуть. Философская антропология является основополагающей наукой, формирующей для педагогической антропологии цели, направления в исследовании человека.
Надо обратить внимание на то, что в рамках современной педагогической антропологии усиливается тенденция в использовании биологической антропологии ее специфических результатов в понимании педагогического процесса. Исходя из этой тенденции, человек интерпретируется из биологических установок. Из анатомических, физиологических, психологических особенностей человека выводится человеческая культура, политика, воспитание. Так, представителями указанной тенденции является У. Асельмаер и М. Литке. Они считают, что поскольку человек и проявления его деятельности являются продуктом биологической эволюции, то проявления человеческой деятельности объясняются через призму специальных аспектов их биологического развития. Они утверждают, что в данном эволюционном естественноисторическом способе рассмотрения человека как биологического вида отыскивается ключ к пониманию человека, а тем самым и к пониманию воспитания.
Наиболее перспективной тенденцией в педагогической антропологии также оказывается тенденция, которую выдвинули теоретики воспитания такие, как М. Лангефельд, М. Ранг, К. Динельт, пытавшиеся сочетать антропологический подход с анализом конкретных возрастных стадий человека. Философов всегда волновали проблемы человека как взрослого человека, сформировавшегося окончательно, а Лангефельд поставил вопрос иначе – не может ли как раз детский возраст способствовать раскрытию или пониманию человеческого в человеке. Если детство раньше педагоги рассматривали как переходную стадию взросления, или ступень будущего расцвета личности, то теперь Лангефельд отвечает на вопрос, что из себя представляет сам ребенок, его мир. Согласно Лангефельду, под «детством» он понимает «стадию целостного человека», определяющего внутри себя свою сущность, проявляющий себя деятельно, в действительности. Лангефельд назвал свою концепцию «ситуационной антропологией». Под «ситуацией» он понимает отношение к другому человеку, к своему миру. Более того, под деятельностью или «ситуацией» Лангефельд подразумевает само воспитание или «самостановление». Воспитательную ситуацию еще Лангефельд рассматривает как «основополагающее условие человеческого бытия».
Наряду с критической тенденцией в педагогической антропологии существуют и другие тенденции. Существование других тенденций связано с попыткой выхода из кризиса педагогической антропологии и с переориентацией философской антропологии, которая прежде всего опиралась на естественнонаучное знание, а теперь переключилась на социально-политическую проблематику. От философской антропологии берет свое начало биологическая, историческая, экономическая, культурная, социологическая, педагогическая, религиозная, медицинская, юридическая, этнологическая. социологическая, психологическая, политическая, экологическая и другие антропологии. Современная педагогическая антропология обнаруживает тенденцию к явному смыканию с разновидностями философской антропологии, проявляя к ним социально-политический интерес.
Современное развитие и становление антропологического применения к воспитанию содержит в себе новые перспективы и тенденции в исследовании человеческой жизни, находящиеся во взаимосвязи с проблемами этики, экологии, биологии, психологии человека.
Новичкова Г.А., к.ф.н., ст.н.с. (Москва)