Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011
Интеграция циркового искусства со спортом и различными авангардными визуальными практиками позволяет не только выразить различные режиссерские творческие замыслы, но нередко отрицательно влияет на традиционную демократичность цирка, позволяющую зрителю быть соавтором номера. Например, многие акробатические трюки ранее исполнялись по кругу манежа, по его первой писте, такие как флик-фляк, арабское сальто-мортале и др. Под влиянием спорта те же трюки стали исполняться по прямой от форганга до центрального прохода. В результате многие принципы цирковой выразительности уходят в прошлое и теряют свою уникальность.
Цирковой номер как произведение искусства представляет собой некую художественную форму фрагмента окружающего мира, отражая в себе типичность характеров и ситуаций. Номер, созданный артистом, отражает его взгляд на окружающий мир, на обстоятельства, с которыми он постоянно сталкивается. Этот взгляд запечатлен в образной структуре номера.
Если утверждать, что цирку свойственно круговое обозрение по принципу скульптуры, исключая барельеф и горельеф, то все цирковые номера выстраиваются согласно этой особенности визуального восприятия. Если изъять номер из циркового пространства и поместить в условия сцены, то, безусловно, теряется специфика его воспроизводства и, как результат, его привлекательность и особенность. В цирковом пространстве и в условиях сцены действуют различные законы визуального восприятия. Поэтому артисту в условиях сцены приходится подстраиваться под законы фронтального восприятия. Для цирка такое восприятие приводит не только к изменению формы номера, но и его смыслового содержания. Родная для артиста архитектура циркового пространства располагает к максимальной вовлеченности зрителя в цирковое действие. Круговое обозрение – это та специфика цирка, которая максимально открыта для создания коммуникативных способов общения и совместного созидания артиста и зрителя. В этом есть демократичность циркового искусства. Открытость, доступность всегда были приоритетами цирка. Именно сферичность циркового пространства дает возможность для создания в условиях цирка уникального образа окружающего мира.
Исполняя номер, артист конструирует ситуации в соответствующей образной структуре, исходя из своих индивидуальных психофизических особенностей, из своего мировоззрения и мировосприятия, из царящих в мире абсурда, парадокса, алогизма. Изобретение артистом нового реквизита или создание новых событий всегда вызывает у зрителя особый неподдельный интерес.
В созерцании циркового действия активно участвуют «умные» зрительские эмоции. Специфика цирка предполагает активное восприятие зрителя, вступление его в контакт с артистами, прежде всего, с клоунами, а в некоторых случаях и с животными. Такие способы взаимодействий создают уникальную атмосферу циркового действия, где зритель становится соавтором происходящего.
Художественный образ в цирке основывается на единственном выразительном языке – трюке, что отличает цирк от других видов искусства. Поэтому зритель при созерцании циркового номера останавливает свое внимание на способе исполнения трюка. Познав номер с профессиональной и эмоциональной стороны, зритель раскрывает для себя смысловое содержание номера. Поэтому номер должен обладать непосредственным и доступным трюковым репертуаром, способным раскрыть и донести до зрителя искомый художественный образ. Визуальное восприятие в цирке основывается на переходе от зрительного образа к индуктивным предположениям, касающимся его природы. Тем самым, осуществляется переход от достоверного «здесь и сейчас» к вероятному «возможности и подобию».
Сам образ должен быть воспринят и понят в доступных формах, иметь достаточное количество символических фрагментов и знаков, быть в пределах узнаваемости и подобия, чтобы быть дополненным фантазией зрителя. В этом смысле для восприятия номера большую роль играет игра. Цирк как визуальное и пластическое искусство постоянно экспериментирует с различными визуальными формами, сопоставляя несопоставимое. Цирк – это не только игра визуальных форм, но и игра света и цветовых красок. Цирковая игра несет в себе заимствование у жизни моментов ожидания, радостного волнения и восхищения достижениями. Однако эксперименты с визуальными практиками не должны умалять традиционный демократизм цирка.
Баринов В.А., к.ф.н., засл. работник культуры РФ (Люберцы, Московская область). E-mail: amateur-circus@yandex.ru, aca@fromru.com