Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011

Салихов Г.Г.
Взгляд с периферии на проблему идентичности
Просмотров: 865

Понятие «идентичность» предполагает тождественность, одинаковость, схожесть, подобие. Сегодня в России, как и во всем мире, наблюдается кризис как индивидуальных так и коллективных идентичностей, который заметно обнаружил себя к началу нынешнего века. Это оказалось связанным с разрушением многих привычных норм, с эфемерностью социальных процессов, с трудностью интеграции прошлого и будущего, разных коммуникационных потоков и систем социальных взаимодействий на индивидуальном и коллективном уровнях.

Современные процессы глобализации и трансформации, наблюдающиеся в России, нарушают традиционные формы идентификации и идентичности, ставят под сомнение субъективные ощущения самоидентичности человека и этносов, сформированные в рамках прежних традиций. Особенно остро проявляется оно по отношению к проблеме идентификации представителей малых групп, этнических, религиозных, культурных меньшинств. Былое ощущение ими своего собственного «я», которое обеспечивалось прежними сложившимися формами идентификации, пришло в упадок. Произошел разрыв в преемственности, когда разрушение одного типа идентификации необходимо должно было компенсироваться идентификацией другого типа. Отсутствие механизма преемственности идентификации стало сопровождаться для россиян ощущением внутреннего дискомфорта и тревоги, реализующихся в формах усиления изоляционистских тенденций. Изоляционизм, в свою очередь, побудил тенденции к обратной локализации культуры и традиций, образа жизни, мыслей и норм поведения людей.

Глобализация, а также и ее процессы в России являются настоящим испытанием для национальной и культурной идентичности. Основным средством преодоления его призван выступать диалог и преемственность культур. Специфика культуры единой России необходимо должна определяться единством социальных, политических, экономических, духовных интересов и ценностей народов, проживающих в ней. Без универсализации ценностей, российскому обществу не избежать мировоззренческого тупика, преодоление которого связано не только с ориентацией человека на альтернативные идеи, но и на инварианты к которым относится уважение к перспективе Другого Лица, другой нации. Данный инвариант остается неизменным в различных культурных формах, в различных исторических эпохах. 

На пороге нового века в России были подвергнуты изменению практически все референты моральной ответственности человека, ослабли показатели ответственности человека перед властью, страной, нацией, культурой. Межэтнические отношения стали носить сложный и противоречивый характер. К отдельным факторам, влияющим на межэтнические отношения, следует отнести исторические, политические, экономические, социальные, правовые группы. Степень влияния каждой из групп факторов на развитие этносов и их взаимоотношения с другими народами неоднозначна.

Если подойти к вопросу идентичности с позиции теоретической науки и современных исследований, то этнические чувства и стремления к сохранению самобытности, самоидентификации, оказываются укорененными в сознании и психологии каждого народа. Это следует выводить из того, что менталитет этносов, их культура вообще в значительной степени определяются функциональной устойчивостью. Однако многие общества, народы и индивиды, несмотря на стремление к самосохранению, испытывают кризис идентичности, к тому же, сама специфика идентичности в ходе глобализационных процессов постоянно подвергается изменениям. Проблема идентичности в процессе глобализации начинает включать сегодня обозначение человеком своего места в транснациональном экономическом пространстве, культурную идентичность, персональную идентичность для преодоления своей отчужденности, фобии и тревоги.

Сегодня люди в России по-разному воспринимают идентичность, речь может идти о национально-государственной принадлежности, о культуре, экономике. Культурная специфика сохраняется при всех взаимодействиях людей, как путем реализации локальных культур, так и путем отведения культурных предпочтений на мировом уровне. Люди, этносы, даже при выходе на глобальный уровень, продолжают сохранять специфику отношений к родной культуре, родине, языку, ибо идентичность находится в центре любой социокультурной реальности.

Таким образом, культурная идентичность в России представляет собой проблему, связанную с существованием различных этнических культур в стране, интеграционных процессов в условиях становления единого мирового рынка, свободного движения товаров, капитала и распространения информации. Объединение культур народов России требует толерантности, взаимопонимания людей, воспитанных в условиях разных национальных культур западной и восточной, северной и южной частей Евразии, христианства, ислама и других религиозных конфессий. Все это лежит на поверхности, они легко обнаруживаются, однако напряженность и конфликты в России, я считаю, все же наиболее чаще возникают на почве экономических интересов.

Глобализационный процесс в России не может окончательно устранить многообразие культур народов, унифицировать их на базе одной определенной социальной и культурной парадигмы. Этнические чувства и стремления к сохранению самобытности, собственной идентификации укоренены в историческом сознании людей. При всем единстве жителей и граждан России, их человеческого рода, общекультурных ценностей и ориентаций, преданности, любви и патриотизма к общей родине – России, имеются фундаментальные предпосылки для сохранения своеобразия этнических культур и идентификации индивидов на их основе.

С усилением глобализационного фактора представление о значительности происшедших перемен в сознании и идентификации населения страны идет к укоренению, хотя и может продолжаться сохранение некоторого разногласия в оценках этих перемен. Признание людьми факта перемен в жизни и духовной области не является равнозначным их одобрению и восприятию как привычных и утвердившихся в обществе норм. Для части населения перемены всегда остаются болезненными и непривычными, сохраняется ностальгия о прошлой жизни и формах идентификации, проявляется антиглобальное настроение, нацеленное на противостояние трансформационным процессам. Но подобная практика несогласия в России чаще носит внеметодологический характер, не предлагает набора строгих инструментов протеста. Народы России едины в общем плане, уточнений требуют частные вопросы.

Несмотря на всевозможные противоречия, приспособиться или адаптироваться к новым условиям жизни в стране, идентифицироваться с новым российским сообществом, с единым народом России, необходимо будет всем этносам. Как пишет А.Н. Чумаков: «В условиях глобализации культуры практически не существует никаких границ и для распространения, взаимовлияния различных идей, учений, верований и т.п.» [1, с. 9]. Достижения и открытия сегодняшнего стали проникать в традиционные культуры этносов нашей страны. Однако и они, в свою очередь, воспринимая и ассимилируя элементы современной культуры, сами готовы дать новые импульсы как для российской, так и мировой культуре.

Для безболезненной идентификации граждан России, требуется наличие у страны высокого экономического потенциала, достаточного уровня благосостояния, образования, культуры, языка, уважения к ней со стороны других государств и регионов. У России обязана быть открытая и ясная концепция, идеология, транслирующая обществу курс развития социума, характер направленности во внутренней и внешней политике, задающая ценностную систему координат, смыслы существования на уровне общегосударственной самоидентификации; между народами должен быть сохранен принцип свободы, равенства и братства, доверия друг к другу. Присутствие нерешенных проблем всегда побуждало критические отношения людей к стране. В сознании граждан России сегодня присутствует некоторое представление, что с началом вхождения России в пространство современного глобализирующегося мира, она стала терять свою силу и влияние, идет к расколу на части.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Чумаков А.Н. Антропологический аспект глобализации // Идентичность личности в условиях глобализации: Сб.н.ст./ гл.ред. А.Г.Мустафин. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. – С. 6-13.

 

Салихов Г.Г., д.ф.н., БашГУ (Уфа)
Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба