Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011

Беляев Г.Ю.
Методологические последствия парадигмального сдвига для теории воспитания

Теория воспитания как общественного явления носит фундаментальный характер наиболее важных проблем развития современного социума. Философское осмысление проблемы воспитания как противоречия развития между объективно существующим и потенциально заданным усиливает свою методологическую актуальность в свете кризиса основных социальных институтов современности и общей нерешенности основных глобальных проблем человечества.

Современная эпоха характеризуется рядом отечественных и зарубежных авторов как период парадигмального сдвига в теории воспитания, обусловленного изменением общенаучной парадигмы. В теории воспитания парадигмальный сдвиг  понимается  как смена исследовательских и практических установок, вызывающих объективную необходимость корректировки аппарата научного исследования, рефлексивных способов педагогического мышления и практико-ориентированной концептуализации динамично изменяющейся социально-педагогической реальности, ее атрибутов и субъектов, методов и средств познания, потенциала комплексной диагностики качества воспитания и многоаспектного мониторинга процессов воспитания в условиях динамично и неоднозначно меняющегося социума.

Существует объективная научная и общественно-практическая необходимость в теоретическом обобщении методологических последствий парадигмального сдвига для теории и практики воспитания, в определении тенденций и потенциальных границ общих закономерностей взаимосвязи теории и практики воспитания, в уточнении содержания и объема таких понятий теории воспитания как содержание и методы воспитания.

Практическим вкладом актуальных философских исследований в развитие национальной отечественной системы образования  может стать критический анализ современных тенденций модернизации образования, содержательно-методологическое обоснование обновления теории воспитания с точки зрения обеспечения его социального и духовно-нравственного качества, его исторической непрерывности и преемственности как общественного явления на различных уровнях системы управления непрерывным и дополнительным образованием.

Научная новизна  исследования, проводившегося Центром теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО (УРАО ИТИП) и Научной школой Л.И. Новиковой в 2007-2010 гг. состоит в том, что в его рамках охарактеризованы основные социально-педагогические изменения в категориальном поле теории воспитания; описаны общепедагогические категории, подвергающиеся общенаучным изменениям и коррективам, и обобщены методологические последствия этих изменений для теории воспитания; выявлены и описаны изменения в понимании современных  механизмов связи теории и практики воспитания, вызванные изменениями общеметодологического аппарата современного научного знания; охарактеризованы методологические последствия парадигмального сдвига в теории воспитания, вызванные существенными теоретическими изменениями в смежных с педагогикой областях научного знания – педагогической психологии, социальной психологии, социологии, физиологии и гигиены детей и подростков, философской антропологии, акмеологии, герменевтики; выявлены и обобщены перспективные тенденции развития  теории воспитания. Результаты, полученные научным коллективом Центра теории воспитания, могут быть полноценно использованы в качестве основы для разработки и совершенствования учебников, учебных и методических пособий по теории и методике воспитания, корректировки и модернизации вузовских программ, программ повышения квалификации и переподготовки работников образования; при экспертизе концепций, программ, планов воспитательной деятельности образовательных учреждений различного типа.

 

Беляев Г.Ю., к.пед.н., ст.н.с. Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО, член РФО (Москва). E-mail: gennady.belyaev2011@yandex.ru

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба