Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011
Теория воспитания как общественного явления носит фундаментальный характер наиболее важных проблем развития современного социума. Философское осмысление проблемы воспитания как противоречия развития между объективно существующим и потенциально заданным усиливает свою методологическую актуальность в свете кризиса основных социальных институтов современности и общей нерешенности основных глобальных проблем человечества.
Современная эпоха характеризуется рядом отечественных и зарубежных авторов как период парадигмального сдвига в теории воспитания, обусловленного изменением общенаучной парадигмы. В теории воспитания парадигмальный сдвиг понимается как смена исследовательских и практических установок, вызывающих объективную необходимость корректировки аппарата научного исследования, рефлексивных способов педагогического мышления и практико-ориентированной концептуализации динамично изменяющейся социально-педагогической реальности, ее атрибутов и субъектов, методов и средств познания, потенциала комплексной диагностики качества воспитания и многоаспектного мониторинга процессов воспитания в условиях динамично и неоднозначно меняющегося социума.
Существует объективная научная и общественно-практическая необходимость в теоретическом обобщении методологических последствий парадигмального сдвига для теории и практики воспитания, в определении тенденций и потенциальных границ общих закономерностей взаимосвязи теории и практики воспитания, в уточнении содержания и объема таких понятий теории воспитания как содержание и методы воспитания.
Практическим вкладом актуальных философских исследований в развитие национальной отечественной системы образования может стать критический анализ современных тенденций модернизации образования, содержательно-методологическое обоснование обновления теории воспитания с точки зрения обеспечения его социального и духовно-нравственного качества, его исторической непрерывности и преемственности как общественного явления на различных уровнях системы управления непрерывным и дополнительным образованием.
Научная новизна исследования, проводившегося Центром теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО (УРАО ИТИП) и Научной школой Л.И. Новиковой в 2007-2010 гг. состоит в том, что в его рамках охарактеризованы основные социально-педагогические изменения в категориальном поле теории воспитания; описаны общепедагогические категории, подвергающиеся общенаучным изменениям и коррективам, и обобщены методологические последствия этих изменений для теории воспитания; выявлены и описаны изменения в понимании современных механизмов связи теории и практики воспитания, вызванные изменениями общеметодологического аппарата современного научного знания; охарактеризованы методологические последствия парадигмального сдвига в теории воспитания, вызванные существенными теоретическими изменениями в смежных с педагогикой областях научного знания – педагогической психологии, социальной психологии, социологии, физиологии и гигиены детей и подростков, философской антропологии, акмеологии, герменевтики; выявлены и обобщены перспективные тенденции развития теории воспитания. Результаты, полученные научным коллективом Центра теории воспитания, могут быть полноценно использованы в качестве основы для разработки и совершенствования учебников, учебных и методических пособий по теории и методике воспитания, корректировки и модернизации вузовских программ, программ повышения квалификации и переподготовки работников образования; при экспертизе концепций, программ, планов воспитательной деятельности образовательных учреждений различного типа.
Беляев Г.Ю., к.пед.н., ст.н.с. Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО, член РФО (Москва). E-mail: gennady.belyaev2011@yandex.ru