Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011
(Тема «Гласность…», ТВ, Пятый канал, 08.12.2010, 21-50)
Поражает апломб ведущего передачи Ник. Сванидзе, когда он, завершая любую тему, говорит: «Это мое личное мнение». Простите, а кого, собственно, интересует это его мнение из числа многомиллионной аудитории? Стоит напомнить слова Л. Толстого: «Человек подобен дроби, числитель то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает». Если Николай Карлович полагает, что СТА МИЛЛИОНАМ дорого его суждение (знаменатель), то дробь окажется близка к бесконечно малой. Людей интересует взвешенное, желательно единое, решение экспертов, а этого как раз и нет в передаче. Если исходить из того, что философия – «высшее обоснование культуры» (М. К. Мамардашвили), то удивляет отсутствие на передаче философов, на кого, собственно, и может быть возложена ответственность за вынесение его на суд общественности. А тут? Личное мнение?!
Ник. Сванидзе часто сетует: «Потерял нить спора». На заключительной передаче, посвященной гласности, он вообще договорился: «Человек есть то, что он есть!» Вообще-то, медицинский афоризм такой: «Человек есть то, что он ЕСТ!» Но это, когда речь идет о здоровье. Здесь же, хочется думать, мы говорим о человеке, чьим отличительном признаком в животном мире является духовность!
Наверное, ведущему (по образованию историку) известно, что в период немецкой оккупации Франции участники Сопротивления историки Люсьен Февр и Марк Блок «Долгое время боролись за то, чтобы история была более широкой и гуманной». Во время разработки боевой операции одного из них спросили: «Как же Вы, человек столь мирной профессии взялись за оружие?» Последовало: «Чтобы история была более человечной!». Это подтверждает мысль Ф.М. Достоевского: «Человек проявляется в противостоянии нечеловеческому, звериному». В данном случае, фашизму. Удивляет отсутствие понимания этого у судьи, который своим заявлением продемонстрировал причисление фашистских молодчиков, нелюдей, к роду человеческому, заодно доказав несостоятельность позиции своего друга писателя Л.М. Млечина.
Если бы редакторы Пятого канала решили для себя главный вопрос «Что значит быть человеком?», то при обсуждении любой поднимаемой ими социальной проблемы дискуссия была бы конструктивной. Это была бы не цензура, а необходимый уровень культуры проведения публичных слушаний. Этим и отличаются гласность (вседозволенность) от свободы Слова, о чем так убежденно говорил проф. С.Р. Кургинян, за что ему особая благодарность.
Ларьков С.М., член РФО (Санкт-Петербург)