Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011

Зорина Е.В.
Философия: учебник
Просмотров: 944

Учебник (под ред. С.А. Лебедева). – М.: ЭКСМО, 2011. – 528 с.
(Российское юридическое образование)

Учебник «Философия» представляет большой интерес в силу того, что авторы в «Предисловии» заявили о «систематическом учебнике по теоретической философии» на основе рационально-открытого и профессионального видения материала. Общая концепция учебника такова: избегая избыточной методичности и субъективизма, дать пример «проблемного стиля изложения». Иными словами, перед авторским коллективом стояла нелегкая задача отфильтровать теоретический материал, дать ему современную оценку, включающую личностное видение основных теоретических разделов от «Историко-философского введения» до глобальных проблем нашего времени. Насколько замысел соответствует реализации?

Структуру учебника отличает логика, но не исчерпывающая полнота, что вполне допустимо для учебных изданий. Выйдя за рамки привычной систематичности изложения, авторы не потеряли системности. Наряду с обязательным «Историко-философским введением» структура учебника включает еще пять разделов: «Мировоззрение и философия», «Бытие», «Сознание и познание», «Общество, культура и цивилизация», «Человек», в которых сконцентрировано содержание, обычно выделяемое в отдельные главы (например, философия истории,  глобальные проблемы, наука, формы материального и духовного освоения мира и т.п.). Каждый из шести разделов написан ярко, профессионально, убедительно. Текст не «причесан под одну гребенку», разделы сохранили неповторимую авторскую стилистику.

Основная идея историко-философского ведения – это мысленное моделирование процесса движения человеческой мысли от монолитности философских аксиом, монопольной истины, абсолютности онтологических и гносеологических констант к их постнеклассическому состоянию с такими ее свойствами, как «текучесть, творимость, изменчивость, хрупкость», характеризующие философию как «незавершенную, открытую по композиции, некокончательности суждения» (см. с.31).

Закономерно, что в разделе «Мировоззрение и философия» речь идет о генезисе философского знания, его связи с мифом, предмете философии и сложности его дефиниции, и, конечно, о возможности философского метода. Авторское вивдение философского метода состоит в том, что «способ генерации результатов философии не допускает алгоритмизации, нивелировки» (см. с.130). С этим утверждением трудно не согласиться, поскольку метод современной философии не редуцируется к одной мыслительной процедуре, но представляет собой  совокупную «амальгаму»: диалог, генетическое конструирование, метод восхождения от абстрактного к конкретному (диалектический метод), феноменологическая редукция, свободный дискурс (см.с.171-180).

Не обойден в учебнике и «основной вопрос философии», но его интерпретация принципиально иная. «Наиболее приемлемой философской позицией является скорее всего мягкий дуализм» (см. с.161), в рамках которого самодостаточность основных философских позиций замещается отношениями взаимодействия, глубокой взаимосвязи, признанием право философии на различные типы рациональности.

Учебник в целом и авторский, и современный: в нем, например, обосновываются такие дидактические единицы, как «научная рациональность», «идеальные объекты», «структура научного знания», «развитие научного знания», «метатеоретический уровень знания», что соответствует современным требованиям  Госстандарта. Этот материал не прост для освоения студентами (например, «идеальные объекты» и их создание в науке), но он необходим для дальнейшего профессионального роста

Особую значимость имеют представленные в учебнике философские подходы к проблеме человека. На наш взгляд, наиболее плодотворными выступают три идеи: онтологическая структура человека, духовность и роль человека в качестве социального актора в многоуровневом и неоднозначном процессе глобализации. Авторы учебника отказались от «двумерной», плоскостной модели (биосоциальной) человека в пользу многомерной, многоуровневой, что позволяет по-новому представить проблемы сознания, бессознательного, сверхсознательного (духовного). Не случайно в разделе «Человек» первый пункт – это духовная сущность человека (обычно в учебниках она упоминается вскользь или не рассматривается вовсе).

Новаторский подход к изложению учебного материала требует последовательности: фактически из поля зрения авторов выпало понятие «социокода», которое коннотирует с понятием традиции (на с. 427), но имеет собственный социально-философский «голос»; невнятно прозвучало различие между культурой, цивилизаций и локальной цивилизаций, соотношение между которыми существенно в методологическом отношении. Можно указать и на имеющие место содержательные созвучия, размещенные в различных разделах и главах, такие, как например, социальность в разделе «Бытие» (глава «Социальное бытие») и в разделе «Общество, культура, цивилизация» (глава «Общество: гуманитарная парадигма»). Средневековая схоластика, общая характеристика которой должна бы следовать за патристикой в историко-философском введении, освещена в других местах и в иных контекстах. 

Разделы учебника удивительно похожи на мини-монографии, соответствующие научно-исследовательским интересам и позициям авторов. Усиливает ли такой эффект учебную ценность издания? Для преподавателей и аспирантов, а также для студентов, получающих философское образование – вне всякого сомнения. Однако, если брать во внимание студентов, бакалавров и магистрантов нефилософских специальностей, то ситуация не выглядит однозначной.

Подводя итоги, необходимо отметить инновационный характер учебника «Философия», его несомненный интерес для изучающих философию. 

 

Зорина Е.В., д.ф.н., проф., Финуниверситет при Правительстве РФ (Москва)

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба