Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2011
Меньше всего мне хотелось бы, чтобы эта заметка носила характер официального парадного отчета. Наоборот, мне хотелось бы в очередной раз обратиться к коллегам по философскому и гуманитарному цеху с просьбой задуматься о вечном и временном в нашем бытии, определить свое отношение к различным профессиональным ценностям, а затем сделать все это достоянием своих коллег и наших читателей, которые отнюдь не всегда философы, а очень часто молодые люди, обучающиеся в своих вузах, и в поисках очередного реферата наталкивающиеся на наш журнал, на наши статьи, чтобы потом их использовать в своих целях.
Я не скажу, что обязательно нужно учитывать это обстоятельство, выясняя свои философские проблемы, но понимать, что нас читают в эпоху Интернета в большинстве своем непрофессионалы очень важно. Никакие современные тиражи известных научных, философских, гуманитарных журналов не могут сравниться с количеством посетителей и просмотров даже за один месяц работы сайта. Это означает, что ответственность всех нас как авторов и как издателей журнала за написанное и опубликованное многократно возрастает.
История очень капризная дама, только ей одной ведомо по каким таким тропам или широким столбовым дорогам надо двигаться, чтобы на скрижалях истории осталось хотя бы жалкое упоминание о твоем существовании. Говорят – историю нельзя обмануть. Люди попытались забыть Герострата и что? История, смеясь, внесла его в свой пантеон, пусть и пантеон злодеев, но пантеон. А сколько людей добродетельных, современников Герострата, и позже пытались оставить после себя доброе имя и ничего не вышло и не получалось до тех пор пока не было изобретено книгопечатание. Появилась отстраненная от прихотей и слабостей людей машина коллективной памяти и человечества. Стало возможным историческое чудо: когда книги, изданные тиражом в сто экземпляров, через века становились популярными настолько, что их переиздавали уже тысячными и миллионными тиражами. Авторы приобретали пусть и посмертную, пусть и поздно пришедшую, но известность, а некоторые и славу.
И этот механизм, на каком- то этапе развития человечества, примирил человека в его борьбе со временем и с желанием попасть в историю. У автора изданного машинописного текста, появилась слабая надежда, что придут иные времена и потомки поймут, воспримут его деяния, и жизнь его не будет бессмысленной в череде смены поколений. Эта надежда, конечно, сильно подпитывает и графоманов. Но на это и существует суд истории. Кроме того, современные электронные СМИ существенно меняют представление о временном и вечном, смешивают ценности в такой Интернет-компот, что порой люди зрелые начинают терять ориентации в мире реальных ценностей и смыслов. С этим тоже приходится все больше и больше считаться сегодняшним авторам и издателям.
Недавно где-то прочитал, что русские ужасно любят вспоминать, и мало думают о будущем. Согласен с этим утверждением с маленькой оговоркой – не только русские любят вспоминать, и есть русские, которые думают о будущем, правда их не так много как хотелось бы. Вот почему не буду вспоминать все эти годы жизни журнала, и утомлять наших читателей суетными деталями. Было трудно, было много интересного, сложного, смешного, важного, иногда не очень приятного и т.д. как в любом деле. Но всегда находились люди, которые приходили нам на помощь, и наш журнал продолжал жить и работать на русскую культуру, философию. Надеемся, что и дальше наш журнал сможет выходить и приносить пользу людям.
Может, я что-то преувеличиваю – 15 лет, могут сказать – не срок! Но если посмотреть на наши усилия и результаты, то уже сегодня можно сказать, что эти 15 лет мы все, кто в той или иной степени принимал участие в работе над журналом, прожили не напрасно: миллионы читателей почти в сотне стран, три сотни авторов из 10 стран, 65 номеров журнала материалы которого, начиная с первого до последнего номера остаются востребованными читателями, о чем говорит статистика посещений и количество ссылок на журнал и его авторов. Кроме того, мы всегда считали себя «боевой единицей» Российского философского общества, не случайно у нас в редколлегии постоянно присутствуют 3 – члена Президиума РФО, да еще и члены Ревизионной комиссии.
В этот торжественный для нас момент, вслед за В.Розановым хочется повторить: к таинственному и трудному делу «издательства» применимо архимедовское «Noli tangere meos circulos» (Не трогай моих кругов.) Со своей стороны всем нашим критикам разных мастей всегда отвечаю почти одно и тоже – больше журналов хороших и разных. Делайте с нами, делайте сами, делайте лучше нас!
Иваненков С.П., д.ф.н., проф., главный редактор журнала «Credo new» (Санкт-Петербург)