Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2012

Кондратьев В.М., Скаржинская Е.Н.
Роль интеллектуальных игр в современном образовании

Круглый стол с одноимённым названием состоялся 2 марта в Московском городском педагогическом университете. В нём приняли  участие выдающиеся спортсмены – экс-чемпион мира по компьютерному спорту (дисциплина StarCraft) Д.В. Смит, чемпион командного первенства Европы по игре го Т. Санкин, неоднократный чемпион СССР по спортивному бриджу В.Я. Бруштунов, международный гроссмейстер по шахматам И.В. Глек,  преподаватели московских вузов, учителя и руководители кружков интеллектуальных игр общеобразовательных школ, аспиранты и студенты МГПУ.

Во вступительном слове зав. лабораторией философии образования НИИСО МГПУ к.филос.н. В.М. Кондратьев отметил явно недостаточное внимание, уделяемое играм в современном российском образовании, как в школах, так и в вузах, в подготовке будущих педагогов в частности. Современные концепции образования не ориентированы на достижение гармонии естественных и искусственных качеств человека, что составляет смысл игры, возводит её в ранг искусства. Особенностью интеллектуальных игр является влияние их на формирование определённого стиля мышления, особого типа рациональности. В изучении человека играющего должны принять участие философы, психологи, социологи, педагоги, культурологи. Объединение усилий исследователей и практиков игры, руководителей образовательных учреждений будет способствовать изменению ориентаций развития московского образования, укреплению здоровья учащихся.           

Заглавное выступление д. филос. наук, проф. кафедры философии Российского государственного торгово-экономического университета Э.В. Барковой было посвящено роли «Медиаигр в конституировании и развитии образовательного пространства г. Москвы». Докладчик представил опыт развития эколого-культурной парадигмы на материале использования интеллектуальных медиаигр в образовательном процессе. В ситуации психоинформационного шока абсолютизация разработанной Й. Хейзингой игровой модели, в которой снимается связь релятивно-игрового и абсолютного в человеческой деятельности, ведет к отрыву интерактивных форм и инновационных образовательных технологий от содержательности образования. Смена векторов в формировании и трансляции интеллектуально-игровых способов освоения мира средствами информационных технологий, акцент на содержание, на цели развития человека и его высокой культуры могут стать основой поиска конструктивных решений. В образовательном пространстве Москвы  уже накоплен конструктивный опыт, развернуты экспериментальные площадки, где апробируются методы, соответствующие эколого-культурным критериям, но этот опыт еще предстоит осмыслить в его целостности и перспективах развития.

Взгляд на интеллектуальные игры как на интерактивные образовательные технологии представила собранию к.п.н., доц. кафедры философии и социологии, зав. магистратурой МГАФК Е.Н. Скаржинская.

О целях и задачах сотрудничества представителей интеллектуальных видов спорта в современных условиях доложил участникам собрания международный гроссмейстер, тренер ФИДЕ, руководитель специализации «шахматы» РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) И.В. Глек.

«Умные играют в шахматы, а самые умные – в бридж», – так начал своё выступление гроссмейстер спортивного бриджа В.Я. Бруштунов, сославшись на авторитетное высказывание И.В. Глека. Такая оценка интеллектуального потенциала бриджа оказалось откровением для большинства присутствующих.

Опытом обучения игры в бридж школьников поделилась Л.М. Фельдман, преподаватель математики и спортивного бриджа Новой гуманитарной школы. Оба представителя бриджа отметили значительный потенциал спортивного бриджа для развития коммуникативных компетенций (единственная командная спортивная интеллектуальная игра) и её интеграционные возможности (в бридж играют более двух млн. человек).      

Раскрытию возможностей игры го для развития мышления школьников посвятил своё выступление с.н.с. НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, руководитель кружка го в школе №1314 А.С. Лазарев.

Экс-чемпион мира по компьютерному спорту, председатель Федерации компьютерного спорта России Д.В. Смит познакомил участников собрания с данным видом спорта, с модельными характеристиками соревновательной деятельности спортсменов высокого класса. Современный спорт всё в большей мере становится шоу, спектаклем, рассчитанным на восприятие его как зрелища. Такой вывод следовал из ролика о чемпионате мира по компьютерному спорту, показанного докладчиком. Игра, спорт, искусство – отдельные измерения игровой деятельности, имеющие различный воспитательный потенциал. 

Педагогическое значение прозвучавших докладов подчеркнула в заключительном выступлении д.п.н., профессор МИОО Е.В. Бережнова. Во всех выступлениях, – отметила известный методолог образования, – было обращено внимание на воспитательный потенциал интеллектуальных игр. Безусловно, они способствуют развитию культуры мышления, творческих способностей, воли, умению выстраивать отношения с партнером по игре и взаимодействовать с ним, и так далее. Используя игры как средство развития интеллекта, педагогу (тренеру) важно формировать и эмоционально-ценностное отношение к миру, т.е. ценностные ориентации воспитуемого. Развитый интеллект человека должен носить созидательный характер.

Такие игры, как, например, шахматы, в меньшей степени, бридж, го включены в процесс дополнительного образования. Можно вести разговор о более эффективном их использовании и расширении сферы влияния. Однако новое явление – компьютерный спорт – остается вне поля зрения образования и педагогической науки. Елена Викторовна предложила создать исследовательскую программу, которая могла бы способствовать получению новых знаний о  включении интеллектуальных игр в современный образовательный процесс.

В дискуссии по обсуждаемым проблемам приняли участие проф. МГППУ  В.К. Зарецкий, д.филос.н., проф. РАНХиГС при Президенте РФ К.Х. Делокаров, д.ф.н. проф. МГПУ Б.Н. Бессонов, к.физ.-мат.н., доц. МГПУ М.И. Яскевич. Не на все обсуждаемые вопросы были даны обстоятельные ответы. В частности – о компьютерной зависимости учащихся, о пользе обучения игре в бридж школьников. Необходимость создания в Москве Центра интеллектуальных игр отметили многие выступавшие. Обсуждение затронутых проблем будет продолжено в готовящемся к изданию сборнику материалов круглого стола. Приглашаем специалистов к участию в его формировании.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба