Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2012

Михаил Сергеев
Философия Востока и Запада в глобальной перспективе

На рубеже двадцать первого века в англо-американской философской традиции наметился сдвиг в сторону глобального осмысления истории философии. До недавнего времени курсы по истории философии, которые читались в американских университетах, подразделялись на две категории – история западной философии и все остальное. Под «остальным» понималась история индийской, китайской, мусульманской, еврейской и русской мысли. Зачастую курсы по этим предметам преподавались не на философских факультетах, а на специализированных кафедрах по религиоведению, славистике, иудаистике, истории стран Ближнего Востока, и т.д. Во второй половине двадцатого столетия в Соединенных Штатах были опубликованы капитальные труды и антологии текстов по этим философским направлениям. Укажу, к примеру, на исследования по истории китайской (7) и мусульманской (14) философии, а также на сборники текстов с обширными комментариями по индийской (2, 4, 14), китайской (2, 3), и русской мысли (12), до сих пор считающиеся классическими и применяющиеся в соответствующих университетских курсах.

В это же время, наряду с традиционными философскими антологиями, ориентированными преимущественно на преподавание истории западной философии (11), в США стали появляться сборники, включающие отдельных представителей незападной мысли. В антологии Eliot Deutsch’a Introduction to World Philosophies (Введение в мировую философию, 16), к примеру, индийская философия представлена школами веданты (Шанкара), чарваки и вайшешики, а также отрывками из Бхагавадгиты; китайская – конфуцианством , даосизмом и легализмом (Хань Фэй-Цзы); буддистская – теравадой и махаяной (йогачара и дзен); мусульманская – произведениями Авиценны и Аверроэса, и, наконец, русская – анархизмом Кропоткина. Естественно, подбор этих текстов весьма неполон и отражает субъективные пристрастия составителя антологии. И все же это шаг в правильном, на наш взгляд, направлении. Кстати, в антологии Deutsch’a представлены и незападные мыслители современности – индусы Ганди и Датта, а также японцы Доген и Судзуки.

В другой антологии философских текстов, составленной Bonevac’ом и Philips’ом (9), подбор незападных мыслителей еще более расширен. Индусская мысль здесь представлена философией веданты, бхакти, самкхьи, йоги и материалистической чарваки; буддистская – мадхьямикой, тибетской ваджрайаной, китайскими школами, а также дзеном; конфуцианство – не только самим Конфуцием, но и его последователями-идеалистами, реалистами и нео-конфуцианцами. Включены сюда и философские сочинения последователей Джайнизма – религии, зародившейся в Индии в шестом веке до нашей эры. Из еврейских мыслителей в антологии можно найти отрывки из произведений Филона Александрийского и писаний Талмуда; из мусульманских – Авиценну, Аль-Газали, Аль-Фараби а суфийских мистиков. Представлена в антологии также испанская, португальская и латиноамериканская философия, – такими именами, как Петр Испанский, Санчес, де Унамуно, Ортега-и-Гассет и Борхес.

Надо заметить, что усилия по введению в философский оборот незападной философской мысли на самом Западе берут начало в девятнадцатом веке. Первый перевод буддистского текста на английский язык, к примеру, был опубликован в 1844 году в журнале Дайл (Dial), который издавали американские романтики-трансценденталисты. В конце девятнадцатого столетия интерес к восточным религиям усилился, в значительной мере благодаря альтернативным религиозным движениям. Теософское общество, к примеру, основанное Еленой Блаватской в 1875 году в Нью-Йорке, ставило своей прямой задачей изучение и пропаганду восточных религий и философских учений.

Во второй половине двадцатого века, а именно в 1965 году, конгресс США принял закон, согласно которому были введены новые иммиграционные квоты на азиатские страны.  Приток в Америку эмигрантов-азиатов резко увеличился, и за несколько десятилетий они перенесли на свою новую родину давние религиозные традиции, построили сотни храмов и превратили страну в «многокультурное общество» (multicultural society). В результате сложившейся уникальной религиозно-культурной ситуации, а также двухвековой исследовательской работы, в англо-американской традиции назрела необходимость в историко-философском синтезе, который представил бы развитие мировой философии в качестве единого процесса. Проблема заключалась в том, что положить в основу такого интегрирующего подхода – собственно философские течения, различные культурно-исторические эпохи, схожесть концептуального развития, или что-то другое?

И вот, на рубеже третьего тысячелетия в США были изданы, насколько мне известно, первые три однотомника по истории мировой философии, авторы которых предложили свой подход к решению этой непростой задачи. Профессор философии в университете Дюрхама (University of Durham) Давид Купер в своей книге World Philosophies: An Historical Introduction (Философии мира: историческое введение (5), увидевшей свет в 1996 году, строит свою историко-философскую концепцию на основе историко-культурной периодизации. Первая часть его труда рассматривает философию древнего мира, куда входит Индия, Китай и Греция. Вторая часть посвящена средневековой мысли, а также развитию восточной философии (теистическая веданта, нео-конфуцианство, дзен-буддизм) и зарождению современной философии от Ренессанса до Просвещения. Третья и заключительная часть разбирает различные философские направления девятнадцатого и двадцатого веков, включая незападную мысль Индии, Китая, Японии, Африки и Ислама.[1] 

Профессор Джорджтаунского университета Ром Харрэ (Rom Harré) в своем труде One Thousand Years of Philosophy: From Rāmānuja to Wittgenstein (Тысяча лет развития философии: от Рамануджи до Витгенштейна, 8), опубликованном в 2000 году, предлагает иной подход к синтезу восточной и западной традиций в истории философии. В первой и второй частях своей монографии Харрэ разбирает религиозно-ориентированную философию, кульминацию которой он видит в средневековых системах Востока (Индия, Китай) и Запада (Иудаизм, Христианство, Ислам). В третьей и четвертой частях книги он прослеживает зарождение и развитие научно-ориентированной философии, которая получила наивысшее развитие на Западе, начиная с философии Нового времени.

Заслуженный профессор сравнительного религиоведения Калифорнийского и Ланкастерского университетов Ниниан Смарт (Ninian Smart) в своем историко-философском труде World Philosophies (Философии мира, 12), изданном в 1999 году, предлагает третий подход к историко-философскому синтезу с глобальных позиций. Смарт следует постмодернистскому взгляду на культуру, который делает упор на диверсификацию, нежели унификацию, и предполагет одновременное сосуществование и принципиальную несводимость друг к другу – по-крайней мере в историческом прошлом – различных философских культур. Соответственно, Смарт организует свою работу по культуроведчес-кому и страноведческому принципам. Так, мы находим тут главы по философии Китая, Кореи, Японии, Греции и Рима, Европы, Северной и Южной Америки, и т.д.

Перечисленные мною историки философии предприняли первые попытки глобального синтеза в изучении мировой философии. Они сделали изначальный – самый трудный – шаг в этом направлении и уже поэтому заслуживают уважения и благодарности со стороны коллег и читателей.

Литература:

1. Ashrab, Mirza Iqbal. Introduction to World Philosophies: A Chronological Progression, New York: iUniverse, 2007.

2. A Source Book in Asian Philosophy, John M. and Patricia Keller, Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 1991.

3. A Source Book in Chinese Philosophy, trans. and compiled by Wing-Tsit Chan, Princeton, NJ: Princeton University Press, 1973.

4. A Source Book in Indian Philosophy, eds. Sarvepalli Radhakrishnan and Charles A. Moore, Princeton, NJ: Princeton University Press, 1973.

5. Cooper, David E. World Philosophies: An Historical Introduction, 2nd ed., Malden, MA: Blackwell Publishing, 2003.

6. Fakhry, Majid. A History of Islamic Philosophy, 3rd ed., 1st ed. in 1970, New York: Columbia University Press, 2004.

7. Fung Yu-Lan. A Short History of Chinese Philosophy, The Free Press: New York, 1966.

8. Harré, Rom. One Thousand Years of Philosophy: From Rāmānuja to Wittgenstein, Oxford, UK: Blackwell Publishers, 2001.

9. Introduction to World Philosophy: A Multicultural Reader, eds. Daniel Bonevac and Stephen Philips, New York: Oxford University Press, 2009.

10. Masterpieces of World Philosophy, ed. Frank N. Magill, selection with an Introduction by John K. Roth, New York: HarperCollins, 1990.

11. Pojman, Louis P. Classics of Philosophy, 2nd. ed., New York: Oxford University Press, 2003.

12. Russian Philosophy, eds. James M. Edie, James P. Scanlan, Mary-Barbara Zeldin, with the collaboration of Gearge L. Kline, 3 vols., Knoxville: The University of Tennessee Press, 1992.

13. Smart, Ninian. World Philosophies, London & New York: Routledge, 2000.

14. Sources of Indian Tradition, ed. and revised by Ainslie T. Embree, 2 vols., New York: Columbia Universtity Press, 1988.

15. Wolfson, Harry Austryn. The Philosophy of Kalam, Harvard University Press: Cambridge, MA – London, UK: 1976.

16. Introduction to World Philosophies, ed. with introductions by Eliot Deutsch, Upper Sandle River, NJ: Prentice Hall, 1997.  



[1] В 2007 году в Нью-Йорке в идательстве iUniverse вышла книга Мирзы Икбал Ашрафа Introduction to World Philosophies (Введение в философии мира, 1), также построенная по принципу временного развития. Ашраф разбирает учения философов мира в хронологической последовательности, начиная от Зороастра и заканчивая Дерридой.



Другие статьи автора: Сергеев Михаил

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба