Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2012

Викторов В.В.
Гражданское общество в России: рефлексия или реальность?

Поиск истины принадлежит к числу вечных проблем, в числе которых вопрос, что такое «гражданское общество» и существует ли оно на самом деле в современном мире? Ведь до сих пор не устоялись сущность этого понятия, не определены научным сообществом критерии, по которым можно судить о процессе и условиях его формирования и развития. Между тем, – это одно из важных явлений нашей эпохи, требующее изучения, хотя оно заинтересовало мыслителей еще в античную эпоху. В последующем этот феномен привлек внимание Д. Локка, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса и других мыслителей.

По мере развития буржуазных общественных отношений протекал длительный эволюционный процесс по формированию гражданского общества. Развитие и укрепление демократических институтов вело к тому, что государство передавало им часть своих полномочий. При этом структуры гражданского общества создавались по преимуществу снизу, а не по указанию государственных структур.

На сегодня процесс формирования гражданского общества нельзя назвать завершенным в силу целого ряда причин. Западный его тип несет в себе ярко присущий ему евро-американский центризм и эгоизм. Запад считает свое гражданское общество примером для других цивилизаций, а другие культурно-исторические общности должны ему следовать. Властные структуры Запада считают возможным навязывать свое видение гражданского общества другим государствам, вмешиваясь в их внутренние дела и силой навязывая свое видение правопорядка и демократии. Эта политика осуществляется нередко путем использования различных методов давления (военные действия, поддержка оппозиционных сил, финансирование «цветочных революций», пересмотр существующих границ и т.д.).

В современных условиях, видимо, целесообразно было бы говорить не об одном, а о возможных типах гражданского общества с учетом историко-этнических и традиционных особенностей государств, регионов и континентов. Нельзя исключать появление национальных, региональных и континентальных моделей гражданского общества, потому что не всем странам подходят западные стандарты управления и мышления. Конечно, это явление имеет свои базовые ценности. Но при этом они могут приобретать определенные этнические и культурно-исторические особенности.

Российское политическое и научное сообщество уже не один год пытается осмыслить это сравнительно новое для России явление, продолжает поиск истины, которая могла бы помочь понять, что особенности становления и развития гражданского общества как в современном мире, так и в Российской Федерации.

Между тем, в результате развала советской системы в России произошло усиление таких негативных явлений, как национализм, сепаратизм, экстремизм, корпоративность, коррупция чиновничества и др., которые мешают процессу формирования демократии и, тем более, гражданского общества. В условиях формирования российской системы власти этот негатив настолько усилился, что стал серьезным препятствием на пути формирования демократических правовых отношений в Российской Федерации.

Сегодня к проблеме формирования гражданского общества в России проявляют интерес властные политические структуры и научная общественность. Российская власть в лице первых лиц государства делают заявления о его существовании. Это вполне понятно потому, что формирование гражданского общества – одно из необходимых условий продвижения России по пути проведения экономических, политических и правовых реформ, становления правового государства.

Поэтому не случайно, президент России Д.А. Медведев обращаясь 22 декабря 2011 г. с Посланием к Федеральному собранию заявил, что наше гражданское общество укрепилось и стало более влиятельным. Он отметил, что при этом возросла социальная активность общественных организаций. При этом Медведеву было хорошо известно о трудностях регистрации, например, новых партийных структур и кандидатов самовыдвиженцев на пост президента Российской Федерации и т.д. 29 февраля 2012 г. кандидат в президенты России В.В. Путин на встрече с доверенными лицами и своими сторонниками заявил о развитии гражданского общества в России.

Но эти заявления не отвечают на вопрос: «А существует ли в России гражданское общество?». Часть научного сообщества отвечает на него однозначно – либо его уровень находиться на стадии эмбрионального развития, либо оно только начинает зарождаться. На этих же уровнях развития находится наша демократия, право и правовое мышление большинства российских граждан. Без этих важных составляющих гражданского общества бесполезны утверждения об его укреплении и развитии. Не может развиваться и укрепляться абстракция, существующая в головах государственных деятелей, партийных лидеров и даже части научного сообщества.

Что необходимо делать для формирования гражданского общества в России? Прежде всего, необходимо осмыслить понятие «гражданское общество» применительно к российской действительности. Необходима длительная работа по становлению России как правового государства, в котором подавляющая большинство общества будет обладать высоким уровнем гражданской культуры. Для этого необходимо обеспечить реальное правовое равенство граждан, которое возможно при условии экономической независимости каждого члена общества. Наконец, в общественных отношениях должен быть обеспечен широкий плюрализм мнений, позиций и взглядов на перспективы нашего дальнейшего общественного развития и установлен гражданский мир, необходимый для формирования гражданского общества в нашей стране и т.д.

Не менее важная задача – преодоление всесилия бюрократии и кланово-корпоративных отношений, отказ от назначения на важные государственные должности лиц по принципу личной преданности и землячества. Пока предпринимаемые шаги не дают положительных результатов, потому что корни этого негативного явления лежат в российском традиционализме. На протяжении веков в России правители и бюрократия никогда не были подотчетными обществу. В стране менялись правители и формы правления, а система управления оставалась старой – традиционной, клановой и бюрократической.

У России два пути создания реальной демократии: либо идти по пути, пройденному Западом; либо идти своим путем, создавая российский тип демократии. Но брать за основу западные стандарты – бессмысленно, поскольку попытка их переноса на российскую почву в 1990-х гг. отрицательно сказалась на экономическом, социально-политическом и культурном развитии страны. Второй путь – альтернативный вариант развития, выработанный силами российского интеллектуального сообщества. В настоящее время можно предложить российский вариант модернизации общества с опорой на формирующееся гражданское общество. Но для его реализации нужна национальная идея, поскольку «старые» идеологии (либерализм, консерватизм, социализм) утратили свой мобилизационный ресурс.

Видимо, для формирования в России правового государства и гражданского общества будет необходим переходный период для формирования соответствующих институтов. Эта работа должна сопровождаться повышением культурно-правового уровня граждан, приобретения ими управленческих навыков самоуправления и самоорганизации.

Таким образом, реорганизацию России необходимо осуществлять продумано, поэтапно и максимально безболезненно для миллионов российских граждан. Ломка старых стереотипов сложна, а бессмысленное отрицание накопленного опыта – опасно. Только в ХХ столетии наши соотечественники, по крайней мере, дважды совершали ошибки, когда сначала отвергли положительный российский дооктябрьский опыт, а потом непродуманно и в спешке ломали советскую систему. Речь должна идти о создании инновационной государственной системы управления с учетом имеющегося куль­турно-исторического опыта, положительных российских традиций, что может стать гарантией для формирования гражданского общества.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба