Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2012

Барабанова В.Б.
Спорт в культуре мира

Год от года спорт становиться сложнее, умнее, а активный интерес к спорту проявляет всё большее число людей. А значит – доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно возрастает. Cовременный спорт, проявляет сложный противоречивый характер, является носителем неоднозначных проявлений и проблем. В настоящее время  одной из важных  проблем становится формирование и развитие культуры мира. «Вопрос состоит в том, насколько быстро и эффективно можно утвердить позитивные стереотипы, привить людям понятие терпимости и добрососедства в отношении других. С этим связана и проблема воспитания людей в духе ненасилия и отказа от военно-силового мышления» [1]. Пристального внимания в этом плане заслуживает спорт, поскольку он получает все более широкое развитие, вовлекает в свою сферу и приковывает к себе внимание миллионов людей нашей планеты. В настоящее время насчитывается свыше 200 всемирных и региональных неправительственных организаций в области физического воспитания и спорта. Благодаря деятельности этих международных организаций международные спортивные контакты имеют устойчивый характер. Сложилась и успешно функционирует широкая система регулярных международных спортивных состязаний, самыми крупными и важными из которых являются летние и зимние Олимпийские игры. Олимпийское движение превратилось в глобальное социальное движение современности. В связи с этим закономерно возникает вопрос о возможности использования спорта, системы связанных с ним социальных институтов, всех субъектов спортивной деятельности – тренеров, спортсменов, организаторов спортивных соревнований и т.д. – для решения педагогических задач формирования и развития культуры мира [3.4]. Уже в течение  многих лет  проводится инициированная ЮНЕСКО и поддерживаемая Организацией Объединенных Наций работа по комплексной междисциплинарной Программе «На пути к культуре мира». В ней участвуют видные государственные и общественные деятели, ученые, известные специалисты в сфере образования и культуры. Основа Программы – концепция культуры мира, разработка которой осуществляется по инициативе и под эгидой ЮНЕСКО  исключение войн из жизни общества или их предотвращение является, как подчеркивается в программных документах ООН и ЮНЕСКО, главным приоритетом человечества в настоящее время. Но для этого нужны не только институциональные, социально-политические перемены, но и глубокие изменения в культуре, искоренение из индивидуального и коллективного сознания и подсознания элементов культуры войны и насилия. Культуру войны, в основе которой лежит ценностная ориентация на насилие, на решение конфликтов с помощью вооруженных средств, необходимо преобразовать в культуру мира [7]. На пороге третьего тысячелетия формирование этой культуры, включающей в себя такие ценности, как отказ от насилия, приверженность принципам демократии, поддержка свободы, справедливости, солидарности и терпимости, взаимное уважение представителей различных культур, идеологий и верований и другие гуманистические ценности, «выступает как категорический императив поступательного общечеловеческого цивилизационного процесса» [1].

Внимание ученых привлекают многообразные проблемы научного анализа культуры мира. Особый интерес вызывает международно-политический контекст этой проблематики и, прежде всего, проблема конфликта – его причины, механизм вызревания и функционирования и возможности предотвращения или локализации и разрешения. В этом контексте в сферу внимания научного исследования культуры мира включается весь комплекс проблем современной конфликтологии. Обсуждаются также, философско-кулътурологические проблемы, касающиеся культуры мира, как феномена социума и культуры, социологические проблемы отношения различных социальных групп к миру и насилию, исторические проблемы эволюции в общественном сознании стереотипов агрессии, насилия, войн к этике и ценностям ненасилия, терпимости, моральная проблематика связи культуры мира с этическими нормами и установлениями, педагогические проблемы формирования и развития культуры мира. Однако, как показывает проведенные   исследования , в упомянутых выше и других работах, анализирующих самые различные аспекты концепции культуры мира, как правило, не только не ставится и не обсуждается вопрос о роли и значении спорта для формирования и развития культуры мира, но вообще не упоминается спорт среди тех явлений, которые хоть в какой-то мере связаны с этой сферой человеческой культуры и с педагогикой культуры мира [2]. Cпорт и физическая культура как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным состоянием, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мироощущением через двигательную деятельность. Она имеет большие потенциальные возможности для формирования целостной личности, сочетая единство духовного и физического. Поэтому, первый круг задач физической культуры в вузе является образование, воспитание и оздоровление студентов через приобретение знаний о связи физического воспитания с другими сторонами воспитания, а именно, нравственным, умственным, трудовым эстетическим и т.д., о культуре здоровья, о здоровом образе жизни, о формировании жизненно важных двигательных умений и навыков. Образовательная задача, формируя мировоззрение, содействует становлению культуры личности – человека способного воспринимать и воспроизводить духовные и материальные ценности, развивает стремление к успеху, умение работать на высокий результат, быть всемерно готовым к воспроизводству себе подобных… Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками, что  позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды. В тоже время, физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Все больше спортсмены, кроме борьбы, столь характерной для спорта, видят в нём искренность отношений, дружбу и доброжелательность между людьми. Это не случайно. Спортивная, особенно соревновательная деятельность – личностно значима, трудна. Она требует больших и физических сил. В жестоком соперничестве, безусловно, полнее и ярче, чем в обыденности, проявляется и всякая человеческая личность, и каждая черта характера. Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство – одна из прекраснейших ценностей жизни. Так говорят даже философы, и их слова созвучны с суждениями спортивной общественности. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических. Спорт делает человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жестокое противоречие с мудростью природы, наделившей всё живое радостью жизни. Эта мысль близка к философскому обобщению человеческого бытия [2]. В последнее время ученые выражают различные и даже противоположные взгляды на роль спорта в реализации ценностей культуры мира. Методологически правильный подход, позволяющий устранить эти разногласия и противоречия, состоят в том, чтобы выявить заключенные в спорте возможности для формирования и развития этой культуры, его реальную значимость в этом плане, факторы, от которых она зависит, а также формы и методы ее повышения.. Ошибочно не включать спорт, связанные с ним социальные институты и движения, в том числе олимпийское движение, в структуру педагогики культуры мира, что имеет место в большинстве научных работ и официальных документов, посвященных концепции культуры мира [8]. В спорте заключены огромные возможности для формирования и развития культуры мира [4]. Хотя он вряд ли может быть использован для того, чтобы предотвратить или ликвидировать военные конфликты, но он способен выполнять интегративную и символическую функции в системе отношений различных стран, государств, народов, наций, отдельных индивидов, а также может быть использован для воспитания миролюбия, способности мирного разрешения конфликтов, культуры соперничества, толерантности, навыков демократического поведения.

Заключенные в спорте огромные возможности для формирования и развития культуры мира не реализуются «автоматически». Как в прошлом, так и в настоящее время этот его потенциал реализуется не в полной мере, а при определенных условиях, под влиянием определенных факторов роль спорта в этом плане иногда даже негативная. В первую очередь от поведения спортсменов, тренеров, зрителей, работников средств массовой информации, организаторов спортивных соревнований и контактов, от того, какие цели и задачи они ставят перед собой, что для них является наиболее важным в этих соревнованиях и контактах, существенно зависит, будет ли спорт содействовать или противодействовать реализации фундаментальных ценностей культуры мира [9].

Для того, чтобы спорт эффективно содействовал становлению и реализации ценностей культуры мира необходима не только информационная, но и более широкая социально-педагогическая деятельность в этом направлении:

• использование системы международных спортивных встреч и связей для укрепления мира и дружбы между народами, смягчения конфликтов, т.е. для реализации интегративной функции спорта в системе социальных (в том числе международных) отношений;

• использование образцов спортивного поведения в духе принципов «честной игры», системы символических ценностей спорта как привлекательной модели гуманных взаимных отношений между соперничающими сторонами для активной пропаганды ценностей культуры мира;

• использование спорта для решения воспитательных задач педагогики мира: воспитания миролюбия, способности мирного разрешения конфликтов, культуры соперничества, терпимости, навыков демократического поведения.

Литература

1. От нетерпимости в спорте к терпимости через спорт // Межд. журнал спортивной информации «Спорт для всех». - 1997. – № 1. – С. 25-29. С.36

2. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 416 с.

3. Культура мира. Документы. Библиография. М., 1999. – 125 с.

4. Культура Мира и Демократии: Уч. пособие. М.: Международный Институт культуры мира и демократии, 1997. – 419 с., 13 с.

5. Тимофеев Т., Галкин А. и др. Контуры новой эпохи и формирование культуры мира (глобальные измерения) // Общественные перемены и Культура Мира. Парадигмы согласия. М.: МИПП, Изд-во «Весь мир», 1999. – С. 19-186, 286.

6. Прохазка К. Спорт и мир: Пер с чеш. М.: ФиС, 1986. – 19, 80 с.

7. Культура мира в России год 2000: Концепция пилотного проекта в рамках программы ЮНЕСКО «На пути к культуре мира» // Москва на пути к культуре мира. Центр «Этносфера». - М., 1998. – Вып. 1. – С. 29-33.

8. Ремизов В.А. Мир как общечеловеческая культурная ценность // Вестник Межд. каф. ЮНЕСКО по соц. и гуманит. наукам при ИСПИРАН. 1998. - №2. – С. 42, 87-93.

9. Декларация с культуре мира: Принята 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 года // Культура мира. Документы. Библиография. М., 1999. – С. 7-10.

 

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба