Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №2, 2011

Чумаков А.Н.
Гуманитарная стратегия Китая – прорыв в будущее

Китай выступил с очередной масштабной инициативой. На этот раз, казалось бы, в сфере далекой от решения сугубо прагматических задач, как то обычно представляется на первый взгляд, когда дело идет о внушительных успехах китайских экономических реформ, равно как и о значительных преобразованиях практически во всех сферах общественной жизни. Однако, с точки зрения перспективы и приоритета стратегического мышления в пику сиюминутным тактическим выгодам, принятое решение, несомненно, знаковое,
эпохальное.     

Заявлено о конституировании Мирового Культурного Форума, который китайцы планируют проводить аналогично Давосскому Мировому Экономическому Форуму с периодичностью один раз в два года. 18-19 мая 2011 г. в одном из самых живописных мест Китая – Тайху (в окрестностях г. Суджоу) состоялась Первая конференция этого Форума под общим названием: «Диалог и сотрудничество в целях мировой гармонии и общего развития».         

На Форум были приглашены известные ученые, общественные и политические деятели из многих стран мира, что предопределило соответствующий настрой и уровень разговора и дискуссий. Помимо высокого представительства с китайской стороны (ЦК КПК, Министерство культуры, образования и др.), выступлений китайцев с приветственными речами и содержательными докладами, с пленарными докладами выступили также премьер министр Пакистана Юсуф Реза Гилани, экс-президент Португалии Марио Соареш, экс-президент Индонезии Мегавати Сукарнопутри, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1999 г. проф. Роберт Манделл, Президент Будапештского клуба Эрвин Ласло, один из ведущих китайских философов, академик Китайской академии гуманитарных наук Ру Ксин, доктор философии, бывший посол Египта в Китае Мухаммед Номан Галал, доктор философии, Президент Корейской философской ассоциации Ёсу Ким и др.

В известной мере Тайху замышляется в качестве гуманитарной альтернативы Давосу. Конечно, речь не идет о буквальном противопоставлении тому, что делается на «раскрученном» экономическом Форуме. Но пока Запад и другие, выстраивающиеся им в фарватер, упорно и самозабвенно анализируют экономические и финансовые проблемы, пытаясь именно здесь найти причины разразившегося мирового кризиса и на этой основе сформулировать концепцию дальнейшего социально-экономического развития, китайцы, с их умением не суетиться и смотреть на века вперед, поняли главное – дело не в экономике, точнее, далеко и, прежде всего, не только в ней!

Проблема в человеке, его поведении, ментальности и его качествах, которые не согласуются с современным, стремительно глобализирующимся миром. Иными словами, китайцы, почувствовавшие вкус к стратегическим прорывам, по существу первыми увидели новые возможности там, где их никто не ищет. Они тонко уловили суть происходящих перемен и стали осваивать принципиальной важности, никем не занятую нишу, особенно сильно давшую о себе знать в контексте последнего мирового финансово-экономического кризиса. А он, как это уже осознают серьезные аналитики (а теперь, как видим, и политическое руководство Китая[1]) ярко высветил не столько экономические ошибки и технические просчеты отдельных государств и соответствующих мировых структур, сколько кризис культуры и духовности, нравственной составляющей на всех уровнях общественного развития. Это трудно понять, если мыслить категориями сиюминутной выгоды, смотреть на короткую дистанцию и жить одним днем. Однако в контексте исторической перспективы, если не только предвидеть, но и создавать будущее, это именно так. 

Делая серьезный поворот в сторону гуманитарной сферы, Китай выходит на лидирующие позиции теперь и на этом – стратегически важном направлении, ибо вполне осознает, что именно здесь будет прорыв, который пока только угадывается и для многих еще не очевиден. Китайцы, в соответствии с заветами Ден Сяопина, «хладнокровно наблюдают», «уверенно реагируют на изменения», «делают конкретные дела» и «укрепляют позиции», тогда как в техногенных культурно-цивилизационных системах еще не обращают должного внимания на гуманитарную сферу и по-настоящему в нее не вкладываются.

Кто окажется прав, чья позиция лучше отражает реальность, наконец, что, в конечном счете, будет более действенным: западная тактика или китайская стратегия – на все эти вопросы ответит время. Как минимум, китайцы ничего не потеряют. Но, в случае правильно выбранной стратегии и верно определенных ориентиров, борьбу за выживание и лучшие позиции в глобальном мире они выиграют. Когда? Это уже не так важно, если иметь в виду их ментальность и особое восприятие времени. Быть может отчасти понять дух такого восприятия мира помогут слова китайского премьера Чжоу Эньлая, который на вопрос американского президента Р. Никсона, «как Великая Французская революция повлияла на развитие Западной цивилизации?», ответил: «Об этом еще рано судить».

Следует заметить, что китайцы не вдруг и не сразу пришли к своему решению. К открытию Мирового Культурного Форума они долго и основательно готовилось, опираясь к тому же и на другие свои очень серьезные наработки в этой области.  Достаточно сказать, что с 2004 г. на базе Пекинского университета ежегодно проходит Международный Пекинский Форум гуманитарной направленности. Последний – «XII Международный Пекинский Форум 2010» состоялся  4-7 ноября 2010 г. и был посвящен теме: «Гармония цивилизаций и процветание для всех. Обязательства и ответственность за лучший мир». В нем принимали участие ведущие ученые практически из всех крупнейших стран развитого и развивающегося мира. Форум прошел на самом высоком уровне и оставил очень хорошее впечатление. Так, среди участников и основных докладчиков были: бывший британский премьер Тони Блэр, бывший президент Мексики Эрнесто Зедилло,  бывший президент Нигерии Олусегум Басаньё, вице-премьер КНР Ванг Квишан и др. Среди тех, доклады которых вызвали наибольший интерес, хотелось бы отметить: Паоло Гуэррири – итальянского профессора экономики, вице-президента Института Международных отношений (Рим) и Грегори Чина – сотрудника Центра международного управления инновациями, профессора экономики отдела политических наук Ёрского университета (Канада).

Справедливости ради, надо сказать, что в современном мире Китай не является единственной страной, где стремятся к комплексному, системному решению проблем, с серьезной опорой на гуманитарное знание. Движение в этом направлении можно видеть, например, в Азербайджане, где Министерство культуры и туризма совместно с Национальной академией наук Азербайджана заявило о регулярном проведении Всемирного Форума «Диалог культур». Первая Международная конференция «Культурное разнообразие и философия диалога в мире», организованная в рамках этого Форума с участием первых лиц государства и большим пленарным докладом Президента страны, состоялась в Баку 6-9 апреля 2011 г.[2]

С момента появления нового тренда прошло немного времени, но уже очевидно, что инициативы Китая и Азербайджана конституировать и регулярно проводить Всемирные гуманитарные Форумы  наряду с Всемирным Экономическим Форумом в Давосе полностью себя оправдывают. Независимо друг от друга участники столь высоких собраний справедливо отмечают, что наиболее серьезные проблемы современности возникают по причине кризиса духовности и отсутствия должного взаимопонимания между народами. Поэтому так важно исследовать возможности для эффективного межкультурного диалога, и состоявшиеся встречи стали серьезным шагом на этом пути. Несомненны их достижения и в том, что рассмотрение теоретических общегуманитарных проблем, которые были представлены учеными с мировыми именами, проходило в тесной связи с выступлениями известных политических и общественных деятелей. 

Остается надеяться, что российская политическая и деловая элита, лица, принимающие решения на самом высоко уровне, обратят должное внимание на новейшие тенденции мирового развития, адекватно оценят реакцию на них со стороны других государств и сделают правильные выводы. А суть их в том, что будущее будет определяться не денежным потоком от продажи ресурсов, а человеческим капиталом, не брутальной мощью силовых структур, а «мягкой силой» (soft power) мудрого управления, которое только и возможно при наличии развитой гуманитарной сферы и зрелого гражданского общества.



[1] Данное замечание можно отнести и к Азербайджану, о чем будет упомянуто ниже.

[2] Более подробно смотри в этом номере журнала статью А. Гезалова «Всемирный Форум по межкультурному диалогу в Баку».

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба