Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №2, 2011

Кусжанова А.Ж.
О состоянии философии в эпоху глянцевых журналов

15 марта 2011 года в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы состоялось очередное заседание общегородского философского семинара, посвященное 15-летию теоретического журнала «Credo new». На семинаре присутствовали почти все члены редколлегии журнала, профессора и преподаватели Санкт-Петербургского государственного университета, Северо-западной академии государственной службы, Санкт-Петербургского им. Бобкова филиала Российской таможенной академии, Российского государственного педагогического университета им. Герцена. С вступительным словом и краткой историей развития журнала к собравшимся обратился бессменный главный редактор журнала профессор С.П. Иваненков. Со своеобразным «юбилеем» редакцию журнала поздравили коллеги, в том числе было зачитано поздравление от Президиума и Президента РФО академика РАН В.С. Степина.

Общее количество участников семинара – 22 человека.

Тема семинара – «Философия в эпоху глянцевых журналов». С основным докладом выступил профессор философского факультета СПбГУ д.ф.н. В.В. Савчук, с содокладом – доцент института психологии  и социальной работы к.ф.н. В.Е. Семенков.

Оба докладчика обратили внимание на своеобразный «вызов» для философии со стороны гламура и глянцевых журналов и предложили учитывать сильные стороны в формировании аналитических материалов в глянцевых изданиях. 

Профессор Савчук В.В. отметил, что разговор о состоянии философии в эпоху глянцевых журналов не может быть кратким. Он предполагает, как минимум, учет внешних и внутренних факторов. Внешний фактор – модус присутствия философии в жизни общества. Нужно признать, подчеркнул он, что в современном российском обществе философия не присутствует, т.к. на  события политической, художественной, экономической и пр. жизни она не реагирует и не влияет, поэтому в публичных дебатах мы видим кого угодно, кроме философов. Философ в нынешней ситуации пребывает в такой нише, в которой он малозаметен. Внутренний фактор – состояние институтов, факультетов, кафедр философии, которые занимаются подготовкой философов. Вызывает удивление не количество их, а нарушение закона перехода количества в качество. Возникает подозрение, будто эти структуры работают вхолостую. Где яркие и вызывающие споры идеи, концепции, книги, статьи, публичные лекции и выступления?

Профессор Савчук В.В. заметил также, что для того, чтобы философская мысль состоялась, требуется зрелый контекст, взаимокритика, понимание важности и ценности философского труда. Он указал, что в философских книгах зарубежных авторов мы можем прочесть благодарность автора такому–то фонду и своему университету. Первому – за то, что дал деньги,  второму – за то, что предоставил время для завершения данного труда. Книга – это собрание концентрированных усилий, событие глубоко и основательно продуманной мысли, которое не происходит между делом, вне или поверх учебного процесса, когда философ нагружается большим количеством занятий в различных университетах, суетой организационных дел. Полагаю, сказал проф. Савчук В.В., что крайне нужны исследовательские группы конкретной области, проблемы, где происходит совместная работа, как нужен опыт не только учебных, но и исследовательских семинаров. Конечно, для всего этого нужны и деньги, и время, и работа, но только тогда и будет производиться что-то более-менее заметное и значительное.

Доцент Семенков В.Е. обратил внимание на существование в глянцевых журналах аналитического материала, указав при этом на отличие в требованиях к нему у глянцевых и научных журналов. Если в научных журналах к аналитическим материалам предъявляются критерии  актуальности, истинности, практичности, то в глянцевых –  критерии модности, безапелляционности, полезности (рецептурности). Докладчик указал, что предметное поле глянцевых журналов образуется такими элементами как роскошь, экзотика, эротика, «розовое», «блондинистое». Наконец, очень важным аспектом в работе глянцевых журналов является наличие  своего метода. Это всевозможные рейтинги, шорт-листы и таблицы, предъявляющие читателям  глянцевых журналов «горячую десятку», «лучшую сотню», «великолепную семерку» самых популярных артистов, самых сильных спортсменов, самых известных политиков и т.д. Этот метод можно критиковать как ненаучный, но ему никак нельзя отказать в эффектности. Докладчик обратил внимание, что у отечественных философов вопрос метода на сегодняшний день вообще не проблематизирован. Это делает философию уязвимой не со стороны науки, а со стороны гламура, если, конечно,  гламур как явление  воспринимать серьезно.

Далее состоялось оживленная дискуссия всех участников семинара по вопросу о необходимости и возможности составления рейтингов интеллектуалов и профессионалов философского цеха силами редколлегии журнала «Credo new». Проф. В.В.Савчук предложил учредить внутреннюю символическую премию для лучшей публикации в журнале за год. Члены редколлегии журнала проф. А.А. Грякалов и доц. В.Е. Семенков поддержали это предложение.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба