Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №2, 2011

Кожевников С.Б.
Философия искусства: от теории к технологии

23-24 ноября 2010 г. на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова прошла очередная, четвёртая по счёту, Овсянниковская  международная эстетическая конференция. Проведение конференции совпало со знаменательной датой: 50-летием создания кафедры эстетики, одного из ведущих центров отечественной эстетической мысли, у истоков которого стоял профессор М.Ф. Овсянников. Конференция задумывалась как диалог ведущих российских специалистов и их зарубежных коллег, затрагивающий наиболее актуальные проблемы современной эстетической теории. В этом году состав и география участников конференции существенно расширились. В работе конференции приняли участие более восьмидесяти специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга, крупнейших региональных университетов и научно-исследовательских центров Юга России, Сибири, Дальнего Востока.

Интересная тенденция прослеживается в тематике конференций: если первые встречи были посвящены преимущественно обсуждению традиционных проблем академической, университетской эстетики («Эстетика: прошлое, настоящее и будущее» (2005); «Научное и постнаучное в современной эстетике» (2006), то в дальнейшем всё больший интерес организаторов и участников привлекает практическая, техническая сторона искусства, место искусства в жизненном пространстве современного человека, технологический потенциал виртуального искусства, отражающего конституцию и закономерности эстетического опыта в рамках возникающей и «расширяющейся» на наших глазах «цифровой Вселенной». Отчасти эти темы уже нашли отражение в конференции «Методы, понятия и коммуникации в современном эстетическом дискурсе» (2008). Нынешняя конференция «Границы современной эстетики и новые стратегии интерпретации искусства» показала, что эти темы становятся если и не магистральными, то, по общему признанию участников, интересными и актуальными для профессиональной (в т.ч. и академической, университетской) эстетической рефлексии. Одновременно происходит осмысление широкого диапазона новых художественных практик: от дизайна и ландшафтной архитектуры до цифровой пластики, моделирования визуальных эффектов, 4D театра и т.д.

Конференция открылась пленарным докладом декана философского факультета МГУ проф. В.В. Миронова, в котором была проведена аналогия между ментальной революцией, связанной с началом книгопечатания и формирующихся сегодня техник презентации мышления посредством тиражирования пластических и визуальных эффектов. Книжная «галактика Гуттенберга» формировалась вокруг печатного слова с его лингвистической нормой, она функционировала в соответствие с предписаниями литературного языка, экспансивно вторгалась в устную речь и, постепенно захватывая всё новые сферы культуры, выстраивала семиозис литероцентрического универсума. Современная же культура всё больше концентрируется в виртуальной сфере, получающей мощную энергетическую подпитку со стороны стремительно развивающихся цифровых технологий. Это кардинально меняет наш способ миропонимания, в результате чего современный человек получает в распоряжение новую визуально и пластически организованную информационную среду, но во многом утрачивает навыки вдумчивой работы со словом, теряет способность самостоятельного выполнения элементарных математических операций. В этом смысле современная массовая культура локализуется в информационных сетях и транслируется анонимными агентами сетевых коммуникаций, что многократно усиливает потенциал социальной манипуляции. 

В докладе проф. А.С. Мигунова была поставлена проблема статуса эстетического объекта в связи с проникновением в искусство цифровых технологий. С появлением дигитальных выразительных средств кардинально меняется само понятие произведения искусства. Нечто подобное происходило в 60-е годы ХХ в. под влиянием практики поп-арта, когда классическое понятие художественности уступило место производству эстетических концептов на основе контекстуального переосмысления утилитарных функций предметов потребления. Сегодня художественное свойство произведений искусства трансформируется в соответствие с тенденцией переформатирования художественного предмета в «виртуальный объект», создаваемый с применением компьютерных средств организации художественного опыта. В этой тенденции А.С. Мигунов выделил четыре аспекта:

1. Судьба оригинала и характеристика его уникальности выглядят всё более проблематично в свете того обстоятельства, что виртуальный объект допускает возможность его бесконечного копирования и в своём уникальном статусе оригинальности потенциально принадлежит всем пользователям;

2. Произведение искусства перестаёт быть материальным объектом, осваивает новые цифровые стандарты условности и новую геометрию виртуального пространства; 

3. В современно искусстве усиливается запрос реципиента на традиционные эстетические качества предметов, способные вызвать позитивный эстетический эффект, в каком-то смысле, на классические образцы художественности в искусстве;

4. Механизмы стилеобразования в искусстве претерпели существенные изменения в связи с изменением статуса художественного объекта, в результате понятие «большого стиля» из искусства ушло, а художественная практика «рассыпалась» на множество течений и направлений, реализующих собственную концепцию эстетического. В этом контексте реализация запроса на классические образцы художественности должна быть осуществлена вне стилевых рамок, что является совершенно новой ситуацией для эстетики, т.к. на всём протяжении истории эстетики художественное качество произведений искусства продуцировалось и транслировалось только в рамках определенного стиля.

Ряд актуальных положений относительно перспектив применения цифровых технологий в сфере художественного творчества высказала проф. В.И. Самохвалова. В частности, она обратила внимание на некоторые принципиальные препятствия для полноценной реализации планов эстетической инженении, манифестируемых в рамках цифровых арт-проектов. Для обозначения данной тенденции уже существует образное выражение «искусственное искусство», призванное обозначить роль компьютерной техники в современном  искусстве и выявить его специфику по отношению к классическим определениям искусства как «ручного» производства уникальных артефактов. Однако главное препятствие для акцентуации технической составляющей искусства, возведения его в «технику в квадрате» по-прежнему состоит в креативной природе художественного творчества, опирающегося на продуктивные способности человеческого воображения.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба