Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №2, 2011
Реализуя стратегический план развития Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в области учебно-методической работы, кафедра философии совместно с секцией логики РФО 21 апреля 2011 года организовала и провела междисциплинарный научно-методический семинар «Проблемы преподавания логики в гуманитарных вузах» с презентацией учебника «Логика» Н.З. Ярощука. В семинаре приняли участие ведущие специалисты в области преподавания логики Российской академии наук, МГУ им. М.В. Ломоносова, Российского философского общества.
Заведующий кафедрой философии д.ф.н., проф. Чумаков А.Н., открывший работу семинара, подчеркнул особую важность обсуждаемых в рамках семинара проблем. Это связано с переходом российских вузов на двухуровневую систему образования «бакалавр-магистр», в которой главное значение отводится выработке у студентов и магистров профессиональных компетенций. В этой связи преподавание логики объективно должно занять свою весомую нишу в учебном процессе, особенно в гуманитарных вузах. А.Н. Чумаков отметил, что по курсу «логика» разработан достаточно большой круг учебной и методической литературы, однако время идет, и появляются новые учебники, числу которых относится и презентуемый сегодня учебник проф. Н.З. Ярощука. А.Н.Чумаков попросил автора поделиться замыслом своей книги, ее реализацией и опытом преподавания этого курса в гуманитарных вузах.
В презентации своего учебника Н.З. Ярощук отметил, что обилие существующих учебников не всегда гарантирует их должное качество, в связи с чем у него и появилась мысль о создании собственного учебника, чтобы отразить в нем свой многолетний опыт преподавания этого курса студентам гуманитарного профиля. Уже можно констатировать, что учебник востребован студентами и не остался незамеченным в научном сообществе.
Н.З. Ярощук обратил внимание на практическую и прикладную направленность материала своего учебника, его ориентированность на формирование у студентов интереса к изучению курса логики в контексте их будущей профессиональной деятельности. По некоторым положениям автор обосновывает собственную позицию. Завершающая глава посвящена не столько логике, сколько философии науки, проблемам истины в социально-гуманитарном знании.
Коснувшись методики преподавания курса, Ярощук Н.З. выделил особое значение вводной лекции. Она должна стать одним из важнейших инструментов для привлечения внимания студентов и выработки у них интереса к предмету. Особое внимание Н.З. Ярощук уделил семинарским занятиям и проблеме организации самостоятельной работы студентов.
Ученый секретарь секции «Логика» РФО к.ф.н. С.А. Павлов, опираясь на собственный опыт преподавания логики на факультете политологии в Институте философии РАН, подчеркнул, что авторской деталью обсуждаемого учебника является материал, посвященный анализу количества и качества суждений, в чем он полностью согласен с Н.З. Ярощуком. Он отметил важность для студентов данных в учебнике приложений как вспомогательного материала для усвоения данного учебного курса и применения полученных знаний в профессиональной сфере, а включение в его в последней главе материала по философии науки можно признать уместным в контексте изучаемой проблематики. Все это можно было бы обсудить на круглом столе по данным проблемам.
В обсуждении учебника «Логика» принял участие д.ф.н., проф. Арлычев А.Н., который отметил, что данный учебник произвел на него положительное впечатление, особенно привлекли и понравились те главы, где говорится об аргументации, доказательстве, правилах и ошибках, различного рода логических уловках. Очень важно, что учебник написан четким, ясным языком, доступным для студенческой аудитории, все положения хорошо аргументированы. Достоинством учебника является наличие в нем всех необходимых для студента методических материалов. В целом учебник Н.З. Ярощука может быть весьма полезным для студентов-бакалавров всех направлений, изучающих формальную логику в ВУЗе.
Касаясь контекстуальных проблем логики, А.Н. Арлычев отметил, что существуют различные логические дисциплины, каждая из которых имеет характерные для нее онтологические основания. Так традиционная логика, восходящая к Аристотелю, имеет наиболее широкое применение, а ее законы и силлогизмы охватывают все уровни абстрактного мышления от обыденного до категориально-научного мышления, вплоть до логических операций так называемого компьютерного мышления. Вместе с тем, обыденное мышление базируется на общих представлениях чувственного познания, научное мышление на понятиях, содержащих дефиниции, а машинное мышление основано на двузначном значении символов и поэтому современная символическая логика имеет отношение только к научному мышлению, поскольку она производит операции исключительно с понятиями.
Однако, утверждает А.Н. Арлычев, нельзя забывать, что наряду с формальной логикой существует диалектическая логика. Она, так же как и символическая логика, базируется на понятиях, но если формальная и символическая логика опираются на закон исключенного третьего и фиксируют структурные отношения состояния покоя в мире, то диалектическая логика, опирающаяся на принцип единства противоположностей, описывает структуру процесса, происходящего в мире. Первая, это логика покоя, вторая – логика процесса.
В ходе дальнейшего обсуждения теоретических проблем логики и проблем ее преподавания в гуманитарных вузах приняли активное участие члены кафедры философии Финансового университета проф. Зорина Е.В., проф. Зуев К.А., проф. Кишлакова Н.М, проф. Махаматов Т.М., доц. Просеков С.А.
По итогам работы семинара была выработана резолюция: