Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №2, 2011

Интервью с профессором Якимовичем Б.А.

Редколлегия журнала «Вестник РФО» продолжает публиковать экспертные интервью людей, вовлеченных в образовательный процесс и думающих о будущем системы отечественного образования. Сегодня мы публикуем 2 интервью, которые дали ведущей рубрики «Управление образованием: современные подходы» члену редколлегии журнала, профессору Г.В. Сориной, ректор Ижевского государственного технического университета, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор Б.А. ЯКИМОВИЧ и доктор философских наук, профессор кафедры современных проблем философии Философского факультета Российского государственного гуманитарного университета Н.И. КУЗНЕЦОВА.

══════

Уважаемый Борис Анатольевич,

 позвольте поблагодарить Вас от имени редколлегии журнала «Вестник РФО» и НОЦ философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова за согласие ответить на наши вопросы.

В настоящее время  Научно-образовательный центр (НОЦ) «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова проводит исследование по проблемам принятия решений в системе образования в условиях формирования экономики, основанной на знаниях. 

Полномасштабная модернизация системы образования в экономическом, демографическом и социальном планах сегодня является наиболее приоритетным направлением в развитии России, поэтому ее уместно представить в качестве предмета экспертной оценки.

Мы искренне признательны Вам за согласие ответить на наши вопросы.

Какова, с Вашей точки зрения, роль образования в системе модернизации России?

— Для проведения модернизации России большую роль играет подготовка кадров, в том числе переподготовка и повышение квалификации. Подготовка кадров осуществляется через систему образования и поэтому роль образования велика.

Что такое инновации в образовательном процессе, с Вашей точки зрения?

— Инновации в образовательном процессе:

  • новые технологии обучения – IT-технологии, интерактивные технологии обучения;
  • изучение в учебном процессе технологических инноваций;
  • совместная подготовка кадров с предприятиями, организациями, вузами-партнерами.

Как, с Вашей точки зрения, соотносятся между собой установка на инновационное развитие и факт заимствования западных технологий?

— Инновационное развитие и заимствование западных технологий противоречат друг-другу.

На Ваш взгляд, какие формы принятия решений существуют в современной системе российского высшего профессионального образования и науки?

— Формы принятия решений в системе высшего образования и науки: авторитарная и в незначительной мере коллегиальная.

Какие формы принятия решений, с Вашей точки зрения, наиболее эффективны для реализации образовательных целей?

— В сфере высшего образования наиболее эффективна партисипативная форма принятия решений, так как перед принятием решения необходимо обсудить его с теми, кто будет претворять в жизнь это решение и проверит возможность достижения поставленных целей.

Какие следовало бы, с Вашей точки зрения, принять решения для улучшения качества образования?

— Влияние на качество образования принимаемых решений незначительно вследствие затягивания вопросов по принятию решений и избыточной регламентации.

Какие следовало бы, с Вашей точки зрения, принять решения для улучшения качества образования?

 — Введение специальных квалификаций для характеристики профессиональных компетенций специалистов и проведение профессиональной аттестации с участием профессионального сообщества для получения таких квалификаций. Т.е. по окончанию вуза, например, бакалавр, а после стажировки, сдачи экзамена на профессиональную пригодность – другая квалификация.

Какие основные ошибки, с Вашей точки зрения, были допущены (или допускаются) при принятии решений в сфере образования в нашей стране?

— Решения принимаются, в основном, «на бумаге»: отсутствует финансирование, и часто, правовая база – например, переход на уровневую систему.

Участвует ли профессиональное сообщество (ППС) в принятии решений в системе образования?

— Профессиональное сообщество в принятии решений в системе образования практически не участвует.

Насколько необходимо (и необходимо ли) в условиях нашей страны принимать решения в системе образования, согласовывая их с профессиональным сообществом, или последнее выступает лишь консервативным фактором?

— Профессиональное сообщество должно участвовать в принятии решений в сфере образования, может участвовать в форме аккредитации образовательных учреждений и аттестации специалистов.

Большое спасибо за Ваши ответы.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба