Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №2, 2011
Редколлегия журнала «Вестник РФО» продолжает публиковать экспертные интервью людей, вовлеченных в образовательный процесс и думающих о будущем системы отечественного образования. Сегодня мы публикуем 2 интервью, которые дали ведущей рубрики «Управление образованием: современные подходы» члену редколлегии журнала, профессору Г.В. Сориной, ректор Ижевского государственного технического университета, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор Б.А. ЯКИМОВИЧ и доктор философских наук, профессор кафедры современных проблем философии Философского факультета Российского государственного гуманитарного университета Н.И. КУЗНЕЦОВА.
══════
Уважаемый Борис Анатольевич,
позвольте поблагодарить Вас от имени редколлегии журнала «Вестник РФО» и НОЦ философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова за согласие ответить на наши вопросы.
В настоящее время Научно-образовательный центр (НОЦ) «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова проводит исследование по проблемам принятия решений в системе образования в условиях формирования экономики, основанной на знаниях.
Полномасштабная модернизация системы образования в экономическом, демографическом и социальном планах сегодня является наиболее приоритетным направлением в развитии России, поэтому ее уместно представить в качестве предмета экспертной оценки.
Мы искренне признательны Вам за согласие ответить на наши вопросы.
Какова, с Вашей точки зрения, роль образования в системе модернизации России?
— Для проведения модернизации России большую роль играет подготовка кадров, в том числе переподготовка и повышение квалификации. Подготовка кадров осуществляется через систему образования и поэтому роль образования велика.
Что такое инновации в образовательном процессе, с Вашей точки зрения?
— Инновации в образовательном процессе:
Как, с Вашей точки зрения, соотносятся между собой установка на инновационное развитие и факт заимствования западных технологий?
— Инновационное развитие и заимствование западных технологий противоречат друг-другу.
На Ваш взгляд, какие формы принятия решений существуют в современной системе российского высшего профессионального образования и науки?
— Формы принятия решений в системе высшего образования и науки: авторитарная и в незначительной мере коллегиальная.
Какие формы принятия решений, с Вашей точки зрения, наиболее эффективны для реализации образовательных целей?
— В сфере высшего образования наиболее эффективна партисипативная форма принятия решений, так как перед принятием решения необходимо обсудить его с теми, кто будет претворять в жизнь это решение и проверит возможность достижения поставленных целей.
Какие следовало бы, с Вашей точки зрения, принять решения для улучшения качества образования?
— Влияние на качество образования принимаемых решений незначительно вследствие затягивания вопросов по принятию решений и избыточной регламентации.
Какие следовало бы, с Вашей точки зрения, принять решения для улучшения качества образования?
— Введение специальных квалификаций для характеристики профессиональных компетенций специалистов и проведение профессиональной аттестации с участием профессионального сообщества для получения таких квалификаций. Т.е. по окончанию вуза, например, бакалавр, а после стажировки, сдачи экзамена на профессиональную пригодность – другая квалификация.
Какие основные ошибки, с Вашей точки зрения, были допущены (или допускаются) при принятии решений в сфере образования в нашей стране?
— Решения принимаются, в основном, «на бумаге»: отсутствует финансирование, и часто, правовая база – например, переход на уровневую систему.
Участвует ли профессиональное сообщество (ППС) в принятии решений в системе образования?
— Профессиональное сообщество в принятии решений в системе образования практически не участвует.
Насколько необходимо (и необходимо ли) в условиях нашей страны принимать решения в системе образования, согласовывая их с профессиональным сообществом, или последнее выступает лишь консервативным фактором?
— Профессиональное сообщество должно участвовать в принятии решений в сфере образования, может участвовать в форме аккредитации образовательных учреждений и аттестации специалистов.
Большое спасибо за Ваши ответы.