Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №2, 2011

Интервью с профессором Г.А. Югаем

Редколлегия журнала «Вестник РФО» сердечно поздравляет Вас, Герасим Андреевич, с 80-летним юбилеем и выражает пожелания дальнейшего долголетия и творческих успехов. Обращается к Вам с просьбой ответить на наши вопросы. Вы автор открытия новоевразийского закона Бытия – гармоничного взаимодействия противоположностей материи и духа. Скажите, пожалуйста, несколько слов об этом.  

— Суть моего научного открытия состоит в том, что, во-первых, произведено дополнение и творческое развитие тезиса Платона о низведении духа в материю противоположным тезисом – отчуждение духа от материи.

А что дает такое дополнение?

— Такое дополнение дает полноту картины, или циклов,  отрыва духа от материи. Дух вначале низводится к материи. Это, по Платону. Но это всего лишь первая половина полноты циклов, которую, по-нашему мнению, нужно дополнить другим, противоположным, обратным циклом, в результате чего осуществляется полнота отчуждения духа от материи.

Полнота отчуждения духа от материи происходит по закону отрицания отрицания, т.е. двойного отрицания? И потому мало одного отрицания, т.е. того, что имеется у Платона?

— Совершенно верно.

Тогда снова вопрос – что дает  подобное двойное отрицание в процессе отрыва духа от материи?

— Вопрос нужно поставить более корректно, а именно – чего не дает отсутствие двойного отрицания духа? Здесь уже переходим ко второму моменту открытия. Его суть заключается в признании того, что,  кроме двух уровней Мироздания, признаваемых современной наукой – природного и социального – имеется еще и третий – надпространственный (виртуальный) и наднародный, по Ф.М.Достоевскому, т.е. надсоциальный – божественный, мистический уровень. Доказательство объективного существования третьего – надсоциального уровня Бытия  достигнуто религией и философией.

Если наличие надсоциального уровня Бытия доказано религией, философией – объективным идеализмом и даже художественной литературой, в частности Достоевским, то в чем ваша роль?

Суть открытия состоит, во-первых, в терминологическом и научном обозначении этого уровня Бытия как надсоциального. Стало быть – в обосновании надсоциальности как научного факта, а не только как мистического. На надсоциальном – ноосферном уровне Мироздания достигается единство науки и религии. Это видно из того, что ноосфера имеет два подуровня. Первый – как планетарно – научный разум, по В.И.Вернадскому, второй подуровень – религиозно – божественная сфера или среда, по Пьеру Тейяру де Шардену. Так что, это уже не только терминология, а фактология, т.е.  наука. Во-вторых, суть нашего открытия состоит в переформулировке содержания закона гармоничного взаимодействия противоположностей материи и духа и их взаимокомпенсации. Новизна наша состоит в признании в качестве источника развития не столько борьбы, сколько гармонии противоположностей. 

Т.е. вы считаете правомерным научное признание единства науки и религии, основанного на их гармонизации, а не в их борьбе?

— Почему бы нет? Буквально на днях в газете «Известия» за 28 мая 2011 года в статье В. Легойды «О Христе – с позиций современной науки» говорится, что «в современной гуманитарной науке вопрос об историчности существования Христа под сомнение не ставится практически никем из серьезных ученых».  

Моё открытие состоит в признании того важного факта, что в основном законе Бытия – гармоничного взаимодействия противоположностей материи и духа, как источника эволюции Мироздания, активную роль играет и божественно-мистический объективный дух. Этот дух имеет свою научную основу хотя бы в признании его как проявления виртуально – ноосферного духа, или разума, который включен в мировой креативный процесс. Наряду с другими факторами, он  также выполняет синергетическую функцию самоорганизации и саморазвития Мироздания в целом, в том числе и исторического процесса. И здесь в роли источника развития признается не  борьба противоположностей, как это принято в марксизме, сколько обратный процесс – гармония материи и духа. И гармоническое единство их – это первая основная форма проявления основного закона Бытия –гармоничного взаимодействия противоположностей материи и духа и их взаимокомпенсации Второй его формой является раскол материи и духа в исторических и цивилизационных процессах, ведущий к их разрушению и ослаблению. В-третьих, обострение раскола и борьбы противоположностей  материи и духа ведет к их дальнейшему разрушению и даже возможной самоликвидации системы.  

Можно ли проследить сказанное вами на конкретных фактах истории или цивилизации той или иной страны, например России? Короче говоря, какие существуют реальные, фактические доказательства утверждаемого вами троякого действия одного и того же основного закона Бытия – гармонического взаимодействия  противоположностей материи и духа и их взаимокомпенсации?

Троякое действие обсуждаемого закона  проявляется в двухстороннем взаимодействии частей и их интеграции: с одной стороны, синхронно-функционального детерминизма, а, с другой, диахронно- исторического, каузального. Подобное сочетание исторической диахронии и функциональной синхронии в классической форме прослеживается на протяжении всей истории России – от древности и до наших дней. Для языческой Древней Руси характерен был больше синхронно-функциональный детерминизм взаимокомпенсации материи и духа: слаборазвитая материя – экономика – компенсировалась сильным духом – архетипом соборности, альтруизма (бескорыстия, нестяжательства).

Русский архетип духа соборности видоизменился, переформатировался и усилился с принятием христианства. И он вполне нормально развивался и в течение пяти веков после крещения Руси – до конца ХV века. Но с начала ХVI века русский архетип соборности подвергся расколу на нестяжателей (альтруизма) и стяжателей (эгоизма иосефлян). Это второй период действия в России основного закона Бытия –  гармоничного взаимодействия противоположностей  материи и духа и их взаимокомпенсации, характеризующийся расколами, бунтами и смутными временами, продолжается вплоть до наших дней, т.е. более 500 лет, и делится на ряд периодов: допетровский, петровский, советский и постсоветский. В свою очередь, все эти четыре подпериода объединены расколом России. Все большее обострение борьбы внутри расколовшегося русского духа соборности на славянофилов и западников привело, в конце концов, к развалу и гибели СССР.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба