Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №2, 2011
Монография / Под ред. Ю.В. Попкова. Новосибирск, 2010. – 449 с.
Представленная коллективная монография являет собой попытку рефлексии «научного замысла» евразийства и проецирования наследия евразийцев на проблематику сегодняшнего бытия евразийского мира. Авторы монографии исходят из представления о евразийском мире как «особой социокультурной реальности со своими ценностями, константами, самоорганизацией» (С. 5). Данный ценностный подход отличает работу от многих других исследований евразийства, где в основном акцентируются лишь его геополитические аспекты и практически остаются вне поля зрения метафизика и аксиология евразийского учения.
Авторы предлагают рассматривать евразийский мир сквозь призму трех скреп – ценности, константы и самоорганизация. Именно ценности выступают константами евразийского мира, которые позволяют ему самоорганизовываться в уникальную российскую цивилизационную общность с ее «симфонией культур», «месторазвитием» пространства, «континент-океаном» населяющих ее этносов.
С учетом времени дается целостный, «сквозной» анализ избранной проблематики. Логические и строго научные построения, содержащиеся в работе, опираются на обширный и разнообразный историко-философский и эмпирический материал (труды евразийцев, данные проведенных социологических мониторингов, результаты этносоциологических экспедиций). Все это позволило авторам вскрыть ряд принципиально новых моментов, пересмотреть некоторые традиционные подходы и суждения в отношении евразийской идеи.
Интересна композиция исследования – от теоретических построений и обоснований евразийского мира авторы переходят к конкретно-социологическим исследованиям ценностных ориентаций народов Внутренней Евразии (Южная Сибирь, Восточно-Казахстанская область, Большой Алтай). Отдельные разделы посвящены истории и культуре калмыков («евразийцам и в географическом, и в культурном, и в физически-антропологическом отношении») и региону Большого Алтая («локусу самоорганизации евразийского мира», «своеобразной природно-культурной константе Евразии», соединившей четыре крупнейших государства евразийского континента – Россию, Казахстан, Китай и Монголию). Такой подход позволяет авторам вывести исследование на новый таксономический уровень, при котором частные аспекты приобретают дополнительное содержательное значение.
Особо хотелось бы отметить приложения к монографии – словарь тропов и концептов евразийства и заметки об этносоциологической экспедиции в Монголию. Подробная авторская расшифровка, трактовка основных понятий евразийской концепции и описание научной экспедиции позволяют использовать данную работу в качестве учебного пособия в образовательном процессе.
Одной из самых привлекательных идей евразийства является программное утверждение о существовании российско-евразийской цивилизации, объединяющей огромное разнообразие этносов, культур, конфессий. Особенность российской цивилизации как раз заключается в их комплиментарном сосуществовании. Взаимопереплетение судеб и культур, совместные испытания создали между народами Евразии продуктивную этнокультурную конгениальность, чувство внутренней симпатии и тяготения, выработали общую систему ценностных ориентаций. По этому поводу очень красноречиво и образно высказался активный участник евразийского движения, представитель калмыцкой эмиграции первой волны, доктор Эренджен Хара-Даван: «Программа евразийцев не хочет все народы стричь под общую российскую гребенку и тем обезличивать их; дается право и возможность каждой из наций Евразии внести свою индивидуальную национальную культуру, как частицу общей национальной культуры евразийской, – чем из более разнообразных цветов и запахов составлен будет букет, тем будет он пышнее и ароматнее»[1].
Евразийцы пытались осознать и обосновать историческое единство российских народов, населяющих территорию «России-Евразии». Сейчас мы видим, каким актуальным оказалось их предвидение, какую богатую пищу для размышлений дают нам споры, которые велись в российской эмиграции вокруг идей евразийства, какой большой научный и общественный интерес вызывают они сегодня у всех тех, кто ищет ответ на вопрос о судьбах России и всех государств, образовавшихся на месте бывшего Советского Союза. В данном контексте весьма интересной представляется трактовка авторов монографии причин распада Евразии – «слом жестких «вертикальных» ценностных границ, которые искони задавали силовой каркас совместного полнокровного бытия евразийских народов»« (с. 73).
Можно согласиться с авторами, что «евразийство должно постоянно рефлексироваться, актуализироваться и развиваться в качестве идеологической платформы взаимодействия евразийских групп и народов Евразии» (С. 36). Действительно, в современной ситуации евразийские идеи должны служить не столько конкретной программой, сколько общим идейным основанием интеллектуального форсайта о перспективах российского государства.
Немаловажным достоинством исследования является то, что глубокий и всесторонний анализ этой достаточно сложной проблемы сопровождается взвешенными и корректными оценками. Авторы монографии рассуждают объективно, дают строгий и взвешенный анализ проблематики, выявляют объективные и субъективные причины противоречий развития евразийского мира. Им удалось найти сбалансированную позицию, благодаря которой исследование реализуются в конструктивном русле, не утрачивая при этом эксклюзивной авторской интонации. Все это психологически усиливает доверие к оценкам и заключениям исследователей.
Евразийская идея – это попытка переосмысления прошлого и настоящего России, приглашение к самопознанию. Но самопознание понималось евразийцами как «моральный императив», как нравственный долг всякой личности, как тот уровень, в соответствии с которым строится практическая жизнь конкретной личности, представлена ли она в виде отдельного индивидуума, целого народа или совокупности народов. В этом смысле авторы монографии выполнили свой нравственный долг – попытку научного самопознания истории и культуры евразийского мира.
И в заключение. Данное коллективное монографическое исследование, на наш взгляд, является весьма перспективным в контексте необходимости формирования единого социокультурного пространства евразийского мира – тем недостающим интеллектуально-информационным пазлом, без которого это пространство будет неполным.
[1] Хара-Даван Э. Евразийство с точки зрения монгола // Евразийский временник. Париж, 1928. Вып. С.30.