Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №3, 2011

Миронов В.В., Сорина Г.В.
Инновационные тренды классического факультета классического университета

В течение трех лет Научно-образовательный центр (НОЦ) философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» работал над реализацией научно-исследовательского проекта «Формы и уровни принятия решений в системах высшего профессионального образования и науки (в условиях формирования экономики, основанной на знаниях)».
НОЦ объединил в своем составе как специалистов в разных областях междисциплинарного знания, так и студентов, аспирантов. Проект  (руководитель проекта член-корреспондент РАН В.В. Миро-нов, научный руководитель проекта проф. Г.В. Сорина) стал победи-телем Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Программа была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568. Государственный заказчик-координатор Программы – Министерство образования и науки Российской Федерации.
В целом данная Государственная программа направлена на решение проблем по повышению качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала сферы науки и высшего образования, преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста исследователей, увеличение доли исследователей высшей квалификации, увеличение доли профессорско-преподавательского состава высшей квалификации. В свою очередь, цель выполнения НИР «Формы и уровни принятия решений в системах высшего профессионального образования и науки (в условиях формирования экономики, основанной на знаниях)» заключалась в том, чтобы выявить определяющие особен-ности принятия решений в образовательном процессе, условия формирования современного эффективного и жизнеспособного коллектива, ориентированного на образование через всю жизнь, мотивированного к самостоятельному продуцированию новых знаний, способного к эффективной коммуникативной деятельности в профессиональной и социальной сферах.
Классические подходы к теории принятия решений ограничиваются рассмотрением либо сугубо управленческих, либо сугубо психологических ее аспектов. В рамках проекта теория принятия решений разрабатывалась с философско-методологической точки зрения [см. подробнее 4]. Исследования, осуществленные в рамках Проекта, с точки зрения его участников, обладают как фундаментальной, так и практической значимостью: они задают категориальную схему, которая позволяет не только профессионально корректно описывать образовательное пространство, но и рационально принимать решения и на уровне управления образованием, и на уровне выпускников школ и студентов, выбирающих свою будущую профессию.
В основу проекта положена инновационная образовательная программа философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова «Философия и методология принятия решений», которая, в частности, была апробирована ещё в 2007 году в рамках специального двухнедельного семинара для руководящего состава Счетной палаты Российской Федерации. Слушателями программы были все аудиторы СП РФ.
В рамках проекта было создано пространство для реального обмена знаниями и опытом с другими регионами РФ, а также СНГ и западными странами. Оказалось, что и по меркам Болонского процесса Философский факультет Московского университета приоб-рел дополнительные качественные характеристики Национального Центра интеграции научно-исследовательской мысли в сфере философско-методологи¬ческих исследований. Этому прямо способствует закон об особом статусе Московского университета . В соответствии Федеральным законом, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова реализует образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований. При этом в деятельность Московского университета, в контексте анализа уровня подготовки обучающихся, исходно были заложены интеграционные показатели, ибо в основном МГУ будет готовить интегрированных магистров. Такой подход позволяет Московскому университету не уменьшать время обучения на 1 год (как известно, образование в системе бакалавриата в нашей стране предусматривает 4 года, а прежний специалитет – 5 лет), а, наоборот, увеличивать его на 1 год. Время обучения интегрированного магистра складывается из четырех лет бакалавриата и двух лет магистратуры. При этом оказывается, что именно интеграция является одним из важнейших механизмов обеспечения качества образования. Эта интеграция подразумевает широкий взгляд и гибкие подходы к сотрудничеству, привлечение исследователей, способных к совместной деятельности. Такой подход был продемонстрирован в ходе реализации проекта, где философский факультет, если использовать язык ООН, продемонстрировал свое «академическое влияние».
Один из важнейших результатов исследования, с нашей точки зрения, заключается в формировании фактически нового исследовательского пространства, многомерного и трансдисциплинарного по своему характеру, в рамках которого оказывается возможным формулировать задачи, вытекающие из принципиально нового подхода к выстраиванию образовательного процесса в условиях формирования общества, основанного на знаниях. Этот новый подход предполагает самостоятельность, свободу выбора, а, следовательно, и умение принимать решения для всех тех, кто является субъектами образовательного процесса, включая конкретные образовательные учреждения. Данная точка зрения вполне соответствует Приказу Министерства образования и науки от 16 марта 2011 г. «Об утверждении федеральных государ-ственных стандартов к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского образования (аспирантура)». В этом Приказе, как и ранее в других приказах относительно стандартов третьего поколения, основной акцент делается на то, что эти программы разрабатываются самими образовательными учреждениями, то есть теми субъектами образовательного процесса, которые должны самостоятельно принимать решения.
Реализация проекта позволяет сделать вывод о востребованности и соответственно необходимости формирования в современном обществе особой компетенции – способности принимать решения – в данном случае, в образовательной сфере.
Любое исследовательское поле, как известно, задается, в первую очередь, концептуальным аппаратом, поэтому его разработка, уточнение на протяжении всей работы над проектом ставились во главу угла. Реализация проекта позволяет представить современное образовательное пространство в контексте понятийных стратегий принятия решений на разных уровнях и в разных формах в условиях экономики, основанной на знаниях. Каждое реально существующее жизненное событие предстает перед нами в своей системе понятий. Мы живем не только в предметном мире, но и в мире понятий, которые во многом, явно или неявно, определяют нашу жизнь. Именно в понятийной системе представлено определенное видение мира. Одна из проблем современного российского социума, включая образовательное пространство, заключается в том, что это пространство концептуально не определено или, чаще всего, определено неудовлетворительно. Между тем в основание не только процессов принятия решений, но и в их реализацию закладываются определенные понятийные стратегии.
В проекте разработана категориальная система, позволяющая не только профессионально корректно описывать образовательное про-странство, но и осознанно рационально принимать решения как на уровне управления образованием, так и на различных уровнях внутри системы образования. Рационализация процедур принятия решений на разных уровнях и в разных формах позитивно влияет на подготовку и закрепление в сфере науки и образования молодых исследователей.
Работа над проектом позволила сделать вывод о том, что исследовательское пространство, связанное с анализом форм и уровней принятия решений в системах образования и науки (в условиях формирования экономики, основанной на знаниях), практически не исследуется современным научно-образовательным сообществом. Аналитическая работа в этой области в настоящее время за пределами проекта не велась. Данный проект как раз и восполнил существующую пустоту.
Другой важнейшей особенностью проведенного исследования была установка на сочетание размышлений, обобщений, носящих философско-методологический характер, с конкретным анализом эмпирического материала, в частности, полученного в ходе социологических исследований. В процессе работы над проектом был также проанализирован большой массив конкретных данных по организации управления (и соответственно принятию управленческих решений) в сфере классического и корпоративного образования; управления человеческими ресурсами, образованием и переподготовкой кадров  инновационных предприятий; дан сравнительный анализ  принятия решений в современных образовательных системах России, западноевропейских стран, Израиля, США; в ракурсе проблематики проекта рассмотрены право-вые документы, касающиеся  образования.
Кроме того, крайне важной и, пожалуй, самой объемной задачей проекта была задача по структурированию и моделированию ситуа-ции принятия решения применительно к системе образования. При этом все выявленные элементы и связи, в свою очередь, также систематизировались, анализировались, классифицировались по различным параметрам, критериям и т.п. (например, были выявлены виды субъектов, принимающих решения в образовании; рассмотрены факторы, в том числе, гендерные, влияющие на принятие решений в образовательной сфере; структурировано содержание понятия «образовательная среда» и т.д.).
В результате, как мы полагаем, проблематика НИР «Формы и уровни принятия решений в системах профессионального образования и науки (в условиях формирования экономики, основанной на знаниях)» была не только конституирована как таковая (что уже составило принципиальную научную новизну проекта),  но и предстала в качестве сложной, многоуровневой и многоплановой открытой сферы исследований, которая задает некоторые исходные координаты и одновременно устанавливает «некую бесконечную возможность дискурсов» (М.Фуко).
Данный проект не был случайностью для Философского факультета Московского университета. Еще в XVIII веке И. Кант в работе «Спор факультетов» сформулировал основополагающую миссию Философского факультета как такового. Он писал о том, что «в ученом сообществе, в университете, обязательно должен существовать… факультет, который, будучи в отношении своих учений независимым от правительственных приказов, должен иметь свободу не отдавать распоряжения, а обсуждать все распоряжения, касающиеся интересов науки, т.е. истины, когда разум должен быть вправе говорить публично, так как без такой свободы истина (в ущерб самому правительству) никогда не станет известной, а ведь разум по своей природе свободен и не принимает никаких приказов считать что-то истинным (не crede, а только свободное credo)»  [1, с.34].
По Канту, Философскому факультету пристало мыслить автоном-но, сообразуясь с принципами мышления вообще, подчиняясь «законодательству разума», и при этом обсуждать «законодательство правительства», представляя свои критические суждения обществу. Именно так и действует на протяжении всей истории своего существования Философский факультет Московского университета. Именно внутренняя свобода мышления является предпосылкой философского знания. Поэтому даже в тот период своего суще-ствования, когда факультету пытались придать, прежде всего, идеологический статус, это оборачивалось тем, что мыслящие индивиды скорее занимали критическую и даже диссидентскую позицию, выступая с критикой властных структур. На факультете учились и заканчивали его студенты, которые становились свободно мыслящими людьми, поэтому факультету неоднократно, как и в дореволюционные времена, угрожало закрытие  [см. 2].
Философскому факультету очень важно обсуждать «законодательство правительства». Для нас таким «законодательством» в качестве предмета обсуждения стали решения, принятые государством, в области модернизации и инновационного развития современного Российского образования. В рамках проекта мы исследовали особенности принятия решений в системе образования в условиях курса общества и государства на модернизацию и инновационное развитие.
Мы исходим из того, что образование является важнейшей скрепой культуры, не позволяющей разрушать ее. Еще Сократ проводил мысль о том что «человек, который прочитал книгу, – это уже другой человек». Важно подчеркнуть, что в современных условиях, как и прежде, студент получает диплом в результате «освоения знаний, а не отсидки на лекциях» [3, с.114]. Никакие инновационные коммуникативные навыки в образовательном процессе не могут заменить собой диалог, построенный на знаниях с учетом, в том числе, парадигмальных особенностей дисциплины.
Любые интерактивные формы, если при их применении предварительно молодой человек не поработал самостоятельно с текстами, оставляют его пассивным объектом образовательного процесса, как и в случае монологического изложения лекционного материала. В рамках проекта подчеркивается, что взаимодействие человек-текст в обучающем процессе не менее важно, чем интеракция человек-человек. В проекте делается вывод о том, что необходимо распространять такие инновационные технологии (даже если оставаться в рамках указанной выше педагогической парадигмы понимания инноватики), которые, среди прочего, способны сформировать у молодых людей классический навык эффективной работы с текстом, то есть сформировать традиционные для системы образования навыки.
Один из важнейших выводов, полученных в ходе реализации проекта, может быть представлен следующим образом. В современную эпоху, как и во все предыдущие, первостепенное значение имеют гуманитарные коммуникативные практики. Другое дело, что они могут и должны приобретать новое звучание в современном контексте; могут и должны учитывать, использовать современные, включая цифровые, формы организации образовательного пространства. Однако никакие цифровые технологии не могут заменить диалог, формы коммуникации (в основе своей сформировавшиеся еще в Античности).
В связи с этим в проекте были проанализированы субъекты образовательных коммуникативных практик, которые как раз и являются субъектами принятия решений в образовательном процессе. Так, был проведен конкретно-исторический анализ понятия «субъект принятия решений», выявлены особенности его трактовки в рамках социально-гуманитарного знания; проанализированы особенности субъектов, являющихся организаторами образовательного процесса, и особенности индивидуализированных обучающихся субъектов, принимающих решения по поводу собственного включения в системы подготовки и переподготовки кадров (или исследовательские проекты) в контексте видения персональной траектории личного развития; представлены основные характеристики теоретической модели благоприятной внешней среды, позитивно влияющей на образова-тельный процесс. Были также исследованы особенности проявления профессионализма и лидерства в образовательном процессе.
Активное использование метода концептуального анализа позволило разработать концепцию гендерного картирования, выделить гендерные факторы принятия решений, выявить специфику управления корпоративными университетами, проанализировать особенности управления человеческими ресурсами, образованием и переподготовкой кадров в условиях подготовки высокообразованного и мотивированного персонала инновационных предприятий.
В методологии проекта развивались основополагающие принципы критического мышления и центральные идеи концепции логико-культурных доминант [см. 5].
В ходе осуществления НИР моделировались такие объекты исследования, как: эффективность принятия решений; способность модификации процедур принятия решений в зависимости от профессиональной, политической и социокультурной среды с учетом повседневных контекстов принятия решений; специфика анализа профессиональных текстов, прочитанных по методам экспертного анализа текстов, аргументационных карт; гендерное картирование; особенности проявления лидерства в образовательном процессе; тектологические особенности принятия решений в образовательной среде.
В проекте говорится о том, что при подготовке рекомендаций следует учитывать особенности отношения к инновациям не только в системе образования, но и в социуме в целом. В связи с такой методологической установкой в проекте были проведены исследования отношения социума к проблемам инноваций и инновационного развития. Эти исследования проводились по нескольким направлениям, включая опыт не только России, но и Великобритании, США, Германии, Франции, Швейцарии, Нидерландов, Израиля. Современный университет, с точки зрения участников проекта, можно рассматривать как микромодель нового общества с новой экономикой, как бы инкубатор общества, осно-ванного на знаниях. В этом контексте, в проекте делается вывод, что, говоря о принятии решений разными субъектами в системе образования, об управлении этой системой, мы одновременно говорим об управлении новой экономикой в условиях формирования общества, основанного на знаниях.
Авторы осознают, что в текст небольшой журнальной статьи не-возможно включить все результаты, полученные в рамках проекта в ходе его реализации на протяжении трех лет (только наши отчеты на протяжении этих лет составили 9 томов текстов по пяти этапам проекта. Эти отчеты по своему объему и содержанию вполне сопоставимы с текстами докторских диссертаций). В то же время мы исходим из того, что дорогу осилит идущий. Мы планируем продолжать работу в конституированном в рамках проекта пространстве. Мы планируем продолжать публикацию наших результатов.
Литература
1.    И. Кант. Спор факультетов // И. Кант. Избранные сочинения в 2-х тт. Издательство РГУ им. И. Канта, 2005. Т. 2.
2.    В.В. Миронов http://www.taday.ru/text/376803.html
3.    В.В. Миронов. Современные трансформации в культуре. СПб: СПбГУП, 2011.
4.    Г.В. Сорина «Принятие решений как интеллектуальная деятельность». М.:Канон +, 2009.
5.    Сорина Г.В. Логико-культурная доминанта. Очерки теории и истории психологизма и антипсихологизма в культуре. М.: Прометей, 1993.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба