Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №3, 2011

Пырин А.Г., Чжан Байчунь, Чжао Янь
Российско-китайский гуманитарный диалог

8-15 июля 2011 г. в Москве и С.-Петербурге находилась делегация Народного университета и Пекинского педагогического университета Китая в составе 13 профессоров-обществоведов, большинство которых впервые приехали в Россию. Несмотря на время отпусков российские ученые из МГУ, Финансового университета при Правительстве РФ, РФО, Института философии РАН, Санкт-Петербургских вузов и др. проявили большую активность и заинтересованность в состоявшихся встречах и дискуссиях.
9-10 июля гости знакомились с историческими памятниками и достопримечательностями Москвы, посетили Третьяковскую галерею и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Содержательные дискуссии начались 11 июля на факультете гло-бальных процессов МГУ им. М.В.Ломоносова в рамках летней научной школы «Глобализация и ее последствия (опыт России и Китая)». Декан факультета И.В.Ильин дал краткую информацию о факультете, сообщил, что на факультете организованы кафедра геополитической глобалистики, кафедра ЮНЕСКО по глобальным вызовам, научно-исследовательский центр глобалистики. Сейчас совместно с Российским философским обществом на факультете реа-лизуется научно-образовательный проект «Кто есть кто и что есть что в глобалистике». В нем наряду с ведущими учеными участвуют многие студенты.
В 2009 и 2011 гг. на базе факультета были проведены два международных конгресса по глобалистике. В 2009 г. по инициативе факультета была организована Международная ассоциация глобальных исследований (МАГИ), среди учредителей которой известные представители отечественной и зарубежной глобалистики: проф. Р. Робертсон, впервые употребивший этот термин в 1984 г., проф. А.Н.Чумаков, редактор Международной энциклопедии «Глобалистика» и др. Факультет  основан только в 2005 г., но уже имеет широкие международные связи, реализует программы академических обменов с зарубежными университетами, в том числе и с китайскими. Глобалистику преподают в 35 уни-верситетах мира. Нам известно, что в Китае сейчас наблюдается большой интерес к глобальным исследованиям, например в Шанхайском университете создан центр глобальных исследований. Поэтому необходимы творческие контакты между Россией и Китаем в этом отношении.
Выступивший затем Первый вице-президент РФО, д.ф.н., проф. А.Н.Чумаков, отметил, что мы имеем хорошую историю отношений с китайскими коллегами, которые принимали активное участие, в частности, в научно-исследовательском проекте энциклопедия «Глобалистика». В журналах «Век глобализации» и «Вестник РФО» регулярно появляются статьи китайских философов. Доктор философии, проф. Чжан Байчунь и доктор философии Чжао Янь – уже несколько лет являются членами РФО. Проф. Ань Цинянь – член Международного редсовета журнала «Век глобализации», проф. Чжан Байчунь – член Международного редсовета журнала «Гуманитарные науки», издающегося Финансовым университетом при Правительстве РФ. В журнале «Вестник РФО» есть рубрика «Восточная философия», где основными авторами являются китайские коллеги. Нам импонирует, что гуманитарные науки в Китае удостоены особого внимания, а основной акцент делается на человека и социальную сферу бытия. Интерес России к Китаю вполне понятен, т.к. значительные успехи китайских реформ и особенно их причины вызывают в России повышенный интерес.
Руководитель кафедры ЮНЕСКО по глобальным вызовам МГУ, к.ист.н. Ю.Н.Саямов подчеркнул, что эта кафедра первая в мире имеет такой профиль. Он является частью инновационной стратегии факультета. Нами созданы сетевые филиалы в Санкт-Петербурге, в Саратове и Юханьском университете (Китай). Итогом работы нашей кафедры явилась монография «Город в контексте глобальных процессов».
Профессор А.Д.Урсул отметил: «Учебный курс “глобальные при-родные процессы”, может войти в предметное поле глобалистики. Мы с деканом факультета И.В.Ильиным разработали эволюционный подход в глобалистике. Этот подход отличается от других подходов, в частности, от исторического, где упор делается на фактологию, тем, что эволюционный подход рассматривает не фактологию, а собственно сами процессы развития.
Зав. кафедрой иностранных языков доц. О.С.Сирота рассказала о том, что на первых-вторых курсах студенты ФГП обязаны знать тысячу-полторы тысячи слов (лексических единиц), т.к. целью изучения является сам иностранный язык. На третьем-четвертом кур-сах цель изучения меняется – язык становится для студента инструментом коммуникации. Для этого необходимо свободно оперировать восемью-десятью тысячами тысячами слов (лексических единиц). На факультете изучаются в качестве вторых иностранных языков – арабский, китайский, немецкий, французский, испанский и итальянский. Кроме того, дипломники обязаны работать с иностранными источниками.
Затем выступили члены китайской делегации.
Проф. Цзян И (Jiang Yi), декан факультета философии и социологии Пекинского педагогического университета.
– Мы получили очень интересную информацию. У нас возникло желание сотрудничать с вашим факультетом глобальных процессов. Я представляю Пекинский педагогический университет, стодесятилетие, которого мы будем скоро отмечать. Сначала это была педагогическая школа, которая готовила учителей. Сейчас – это университет, в нем сорок институтов, факультетов, центров. Научных работников и преподавателей три тысячи человек. Студентов – шестьдесят тысяч Выпускниками университета являются многие известные китайские ученые и политики. Факультет философии и социологии, который я представляю, работает в трех направлениях: 1) философия, 2) социология, 3)воспитание. Главный предмет изучения – марксистская философия. Рассматривается также философия науки, этика, эстетика, религия. В Китае многие интересуются русской философией.
Проф. Цинь Сюань (Qin Xuan), директор Института Марксизма Народного университета Китая, директор Центра по исследованию проблем социального развития:
– Я представляю Народный университет Китая, который основан в 1937 г. В нем обучается двадцать три тысячи студентов из них половина – бакалавриат. Работает пять тысяч преподавателей и сотрудников. В основном рассматриваются гуманитарные науки. На территории Народного университета я часто вижу студентов и преподавателей из России. В Институте марксизма, где я работаю, пятьдесят преподавателей и триста обучающихся, из них половина – аспиранты. Изучаемые предметы: история развития марксизма, история Коммунистической партии Китая, девяностолетие которой мы недавно торжественно отметили. Это основные темы исследования.
В Китае активно интересуются судьбой СССР. Как известно, КПК возникла под влиянием марксизма, который «пришел» в Китай из России. В мае 2011 г. у нас в институте обсуждалась тема «20-летие распада СССР». Очень интересует китайских исследователей и сегодняшняя Россия. Что касается проблемы глобализации, то здесь нас интересуют в первую очередь вызвавшие ее причины, конфликты, которые ее сопровождают, и какую роль может сыграть Китай в ее процессе, так как по численности населения он занимает первое место в мире, а по занимаемой территории – третье. В разрешении этих вопросов Россия и Китай на наш взгляд могут и должны  сотрудничать.
Китайской делегации были заданы вопросы:
Вопрос: Санкт-Петербург был «окном» в Европу, а может ли Владивосток стать «окном» в Азию? Каковы перспективы сотрудничества Китая и России на Дальнем Востоке?
Ответ: Наше поколение имеет добрые чувства к России, они были и по отношению к СССР. Китай во внешней политике придерживается четырех подходов: 1) многоплановость, 2) политика между крупными державами, 3) политика с соседними странами, 4) политика с развивающимися странами. Применительно к России используются два подхода: многоплановость и соседские отношения. Большим достижением в последнее время явилось разрешение пограничного вопроса, что способствовало установлению очень доб-рых отношений. Мы надеемся, что руководство и России и Китая сохранят общие интересы, при естественном различии.
Вопрос: Будет ли Китай более открытым для всего мира? Как Вы относитесь к китайскому лауреату Нобелевской премии Линь Ся Бо?
Ответ: Признаком открытости является участие в процессе глобализации. Мы в ней участвуем. При этом важно сохранить свои отличия. Размывание границ в условиях глобализации – это миф. Вопрос о границах очень тонкий, трудный и чувствительный для национального самосознания. Мы пытаемся решать этот вопрос с соседями и на девяносто процентов преуспели в этом отношении. Данный вопрос решается на принципах мирного сосуществования. «Лауреат Нобелевской премии Линь Ся Бо работал в Пекинском педагогическом университете, и я лично его хорошо знаю, – отметил проф. Цзян И (Jiang Yi). – Наше мнение отличается по данному вопросу от мнения Запада. На Западе его знают как политика, за это фактически дали премию, а не как литератора. На его деятельность надо смотреть с исторической и аутентичной позиций. Он поставил политику выше литературной деятельности. Он неудавшийся политик».
Вопрос: Есть точка зрения, что китайская экономическая экспансия в условиях глобализации может представлять угрозу для России?
Ответ: Экономика Китая в свое время во многом была создана с помощью СССР, подчеркнул доктор экономики, проф. Чжан Сюй. Мы при этом не использовали термин «экспансия», а употребляли слово «помощь». Мы находимся сейчас с Россией фактически на начальном этапе экономического сотрудничества, основанном на использовании природных ресурсов. В области финансов и военной техники сотрудничество незначительное. К 2020 г. планируется довести товарооборот между Китаем и Россией до 200 млрд. долл. Но это не будет экспансией, а будет только сотрудничеством. Россия в товарообороте Китая занимает чуть больше четырех процентов. Это обстоятельство вызывает взаимное беспокойство. Нам надо развиваться. СССР нам помогал, и мы не боялись экспансии. Необходимо использовать экономические возможности. Мы мечтаем вновь о сотрудничестве с Россией.
Вопрос: Китайская культура очень популярна в России. Насколь-ко популярна русская культура в Китае?
Ответ: Я почти семь лет прожил в России, сказал доктор философии, проф. Чжан Байчунь. В Санкт-Петербурге познакомился со своей женой. У нас там родилась дочь. Моя жена страстная поклонница русского языка и культуры. Она постоянно смотрит рус-ские телеканалы. Из мировой философии китайцы лучше всех понимают русскую философию. В России же лучше знают западную философию.
По мнению проф. Цзя И, русская культура имеет большое влияние в Китае (музыка, танцы, литература и т.п.). Мы много читали Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, сказал он. Глобальные процессы разрушают границы. Возникает вопрос: как сохранить свою культуру? К этому стремятся все народы.
Доктор философии Чжао Янь: Мы хорошо знаем и поем песни «Рябинушка», «Тройка», «Катюша», «Подмосковные вечера». Китайский язык начинает широко распространяться в России. Русский же язык теряет свои позиции в Китае. Его изучают только в отдельных вузах, причем всего около трех тысяч человек. Раньше на Северо-востоке Китая русский язык изучался во всех школах в качестве иностранного языка. Теперь изучают английский, а другие языки в меньшей степени.
Вопрос: У китайского языка много диалектов, как решается про-блема общения?
Ответ проф. Чжан Байчунь: Глобализация не влияет на различия между китайскими языками. Иногда легче общаться на английском языке, чем на китайском диалекте.
Вопрос: С вашей марксистской точки зрения, что происходит в России последние двадцать  лет?
Ответ: Я сотрудник института марксизма, заметил Ци Пенфей (Qi Pengfei). Для нас, марксистов – Россия место, где мы охотно ищем следы марксизма, несмотря на большие изменения. В по-следние 2 года в Китае возникло движение красного туризма. Оно имеет две функции: 1) экономическая стимуляция того места, где туристы находятся, 2) идеологическая – туристы получают вдохновение от идей марксизма, если они верят им. Красный туризм начинает получать распространение за границу. Я верю, что красные туристы приедут и в Россию. Последние двадцать лет в России отказались от марксизма. Этот выбор сделал сам народ. Нас очень интересует, куда идет Россия.
Проф. У Мейхуа (Wu Meihua): В эпоху глобализации каждая страна ищет свой путь, имея свой опыт. Мы приехали, чтобы узнать каков Ваш опыт?
Во второй половине дня китайская делегация перешла на философский факультет МГУ, где их встретил декан факультета, член-корреспондент РАН В.В.Миронов: Приветствуя делегацию, он отметил: «Раньше Вы у нас учились. Сейчас мы учимся у Вас. На днях с ректором МГУ, академиком В.А.Садовничим будет обсуждаться вопрос о создании китайского центра на философском факультете. Недавно издана «Китайская философская энциклопедия», которая принесет пользу и нам и Вам». Философскому факультету МГУ в декабре 2011 г. исполнится семьдесят лет с момента его воссоздания. Нынче на нем работает триста сотрудников, в том числе двести преподавателей, учится тысяча студентов и триста аспирантов. Среди студентов половина бюджетники и половина контратники.
12 июля состоялась творческая встреча в Финансовом универси-тете при Правительстве РФ. Заседание открыл директор Центра международных отношений проф. В.В. Думный. Он провел презентацию университета и сообщил его девиз: «Компетентность, Ответственность. Практика». Многие его выпускники являются руководителями банков, компаний и других экономических структур. Выпускники университета высоко котируются на рынке труда.
Подготовка финансистов – стержневое направление. Реализуются программы «двойного» диплома с США и Великобританией. Сейчас начинаем такую программу с Китаем. В университете обучается четыреста студентов и аспирантов из сорока четырех стран мира. Динамично и плодотворно развиваются отношения с Китаем. Ректор финансово-экономического центра Ляолинского университета (Шанхай) Чень Вей – выпускник нашего университета. Также сотрудничаем с университетом экономики и торговли (Пекин) и другими учреждениями. Приглашаем к сотрудничеству с нами Пекинский педагогический университет.
Знакомство с международным факультетом университета продолжил проф. А.И.Ильинский, который сообщил, что этот факультет сотрудничает с Народным университетом Китая и интересуется постановкой изучения китайского языка, истории китайской культуры и философии. На факультете все дисциплины преподаются на английском языке. На факультете более 1000 студентов, аспирантов, стажеров из 13 стран, в связи с чем создана виртуальная среда обучения. Магистерская программа «Международные финансы» реализуется с университетом Глазго, где учился Адам Смит. На факультете издается международный журнал «Политика устойчивой энергетики» на русском и английском языках, реализуется программа изучения ряда дисциплин по экономике Китая на английском языке. В апреле 2011 г. была проведена конференция «Инновации Китая и Россия», где рассматривался опыт финансовых центров Гонконга и Шанхая.    
Проф. Цзян И заинтересовался, как развиваются гуманитарные науки в Финансовом университете. Проф. А.Н.Чумаков сообщил, что гуманитарным наукам в университете уделяется большое внимание. История, культурология, право, философия, социология, история экономики изучаются на всех факультетах. Созданы новые факультеты: юридический, социологический, политологический, менеджмента. Большое внимание уделяется опыту гуманитарного образования за рубежом, активно работает Совет по гуманитариза-ции, куда входят все кафедры гуманитарного направления. С начала 2011 г. под эгидой этого Совета университет стал издавать журнал «Гуманитарные науки», в состав Международного редсовета которого входит китайский проф. Джан Байчунь.
Проф. Цинь Сюань заинтересовался, улучшилась или нет жизнь людей в России после того, как была отменена плановая экономика?
Проф. Г.Г.Силласте сообщила о результатах массовых опросов.  Боль¬ше выиграли, чем потеряли от реформ 25% населения России, но 52% (эта цифра устойчивая) считают, что они больше проиграли, чем выиграли. Особенно большие потери в этом отношении на периферии. Все это свидетельствует, что опыт России, связанный с резкими социаль¬но-экономическими переменами, имеет тяжелые социальные последствия.
Проф. А.Н.Чумаков поинтересовался, в свою очередь, у китайских гостей, как они оценивают свои экономические реформы?
Проф. Цинь Сюань сообщил, что в Китае с 1992 г. началась пере-стройка экономической системы. Прошло 20 лет строительства рыночно-социалистической экономической системы. Она в основе своей построена. Но выявились и отрицательные ее элементы. С одной стороны нашу экономику Запад до сих пор не признает рыночной. С другой – мы считаем, что наш рынок слишком открыт. Известно, что экономический кризис еще не завершился. В связи с этим китайский ученый поставил три вопроса: 1) Что принес России экономический кризис? 2) Какова причина кризиса? 3) Как Вы смотрите на развитие китайской экономики?
Доц. А.Д.Королев напомнил известную точку зрения, что причина финансового кризиса состоит в отмене золотого стандарта во всех странах мира, а главная проблема современной китайской экономики выражается в превышении экспорта над импортом, что может привести к печальным последствиям.
Проф. А.И. Ильинский: Мы видим несколько устойчивых тенденций в развитии Китая. 1) роль КПК очень велика 2) Марксизм у Вас широко распространен 3) экономика Китая быстро развивается. Но как объяснить дуализм: с одной стороны марксистское сознание, а с другой – успешная практика развития капитализма? Что будет, когда Китай станет первой мировой державой: разовьется капитализм или в Китае победит социализм?
Ответ проф. Цзян И: Вы поставили серьезные вопросы. Несо-мненно, КПК является главной политической силой. Результаты, полученные в социальной, культурной сферах, это успех руководства КПК. В Китае очень большое население и территория. Основной вопрос как управлять такой страной, как прокормить более 1 млрд. людей. На основе опыта мы поняли, что надо изменить существующую экономическую и политическую систему. Как работать во время кризиса, этот вопрос стоит перед всеми странами мира. Мы не видим противоречия между социалистическими принципами и открытостью для внешнего мира. Сочетание социалистических и рыночных принципов дает свои позитивные плоды. Поэтому мы уверены в нашем пути развития.
Проф. Чжан Сюй: Мы были на Красной площади и обратили внимание, это в мавзолей В.И.Ленина шли иностранцы и бедные люди. Нам кажется, что может быть косвенным показателем социального разделения населения. Когда переводили Дэн Сяо Пина на английский язык, то его представили как прагматика. У него два лозунга: 1) развитие является твердым принципом и 2) неважно какого цвета кошка (черная или белая), важно, чтобы она ловила мышей. Есть также народный лозунг, который рисует образ китайской экономической перестройки: Водитель делает поворот налево (развитие плановой экономики), а мигалку включает направо (развитие частного предпринимательства). Бедные люди верят в правительство, считая, что коррупция находится на уровне мелких чиновников. Нам не столь важно, что мы строим капитализм или социализм. Для нас важно само развитие. Конечный результат определят будущие поколения.
Проф. В.В.Викторов: Я марксист-ленинец. Отношусь к планированию положительно. Однако, я против планирования, как мелочной опеки, что было в СССР. Отказ от планирования – серьезная ошибка руководства России. Весь мир работает по плану. Эффективной экономика может быть тогда, когда и государственные предприятия, и частный капитал получают плановые показатели от государства.
Проф. Д.А.Силичев: Я с восхищением смотрю на Китай. У нас политическая экономия перестала быть политической, а стала экономикс. В последние десятилетия мы наблюдаем резкое падение покупательной способности населения в мире, до 80-х гг. она росла.
Проф. Х.Э.Мариносян: Экономика во многом зиждется просто на культуре народа. Культура Китая существует тысячи лет. Китай наш ближайший сосед. Но хорошо ли мы знаем культуру Китая? Предлагаю ввести в наши гуманитарные журналы рубрики, по-священные истории культуры Китая. Я, как главный редактор журнала «Философские науки», предложу редакции ввести рубрику «Философско-гуманитарная мысль Китая: истоки и современность».
Проф. А.Н.Чумаков: Как соотносится преподавание китайской и зарубежной философии с преподаванием марксистской философии?
Ответ проф. Цзян И: У нас существует три направления: зарубежная, китайская и марксистская философия. Марксистская философия – ядро китайской партийной идеологии, поэтому, она занимает главное место. Китайская философия – ядро традиционной культуры. В последние годы в мире появился бум на китайскую философию. Развивается китайский марксизм. У нас сложилось мнение, что в центре должна быть китайская философия, слева – марксистская, а справа – западная философия. Мы хотели бы определить место китайской философии в мировой философии, заимствуя лучшие черты западной и марксистской философии.
Проф. А.Н.Чумаков: В чем же специфика китайской философии?
Ответ: Центр внимания китайской философии – подлинный человек. Западная философия делает упор на мудрости. Но сначала следует изучить подлинного человека, а затем уже его мудрость. В этом состоит специфика китайской философии. Хочу задать малень-кий вопрос: сколько часов выделяется на курс по истории китайской философии?
Ответ проф. А.Н.Чумаков: Такой курс читается у нас только на международном факультете, его объем – 36 часов. На других факультетах китайская философия рассматривается в общем курсе истории философии. В МГУ на философском факультете больший объем изучения курса истории китайской философии.
Проф. А.Н.Чумаков: Какие направления зарубежной философии вызывают сегодня наибольший интерес в Китае?
Ответ: В разных вузах по-разному. В Пекинском педагогическом университете рассматривают три направления: 1) политическая философия 2) аналитическая философия 3) русская философия. Современная западная философия связана с размышлением над модернизацией, а Китай модернизируется. Нас это интересует. Проблема идентичности в условиях глобализации также широко обсуждается среди китайских философов.
Завершая творческую встречу, проф. В.В.Думный поблагодарил всех за активное участие в обсуждении важных тем и подчеркнул, что обмен опытом, мнениями всегда полезен. В завершение встречи стороны обменялись сувенирами и высказали пожелание развивать творческие и деловые отношения.
Во второй половине дня состоялась встреча китайской делегации с руководством Института философии РАН и Президиумом РФО. Первый вице-президент РФО, проф. А.Н.Чумаков рассказал о Российском философском обществе, в котором состоит более 6 тыс. членов из России, ближнего и дальнего зарубежья. Два члена Вашей делегации – Джао Янь и Джан Байчунь – также состоят в РФО, отметил он. РФО включает в себя 150 отделений, 40 научных секций. Московское ФО состоит из 50 организаций. В последние двадцать лет члены РФО принимают массовое участие во Всемирных философских конгрессах. Под эгидой РФО регулярно проводятся Российские философские конгрессы, в которых принимают участие до 2 тыс. членов Общества. Очередной, VI-й такой конгресс, состоится в 2012 г. в Нижнем Новгороде, куда, как предполагается, приедет значительное количество зарубежных философов, в том числе и из Китая.
Проф. Цзян И: В Китае пока нет философского общества, но мы думаем о его создании. Поэтому нас интересует информация о том, как функционирует РФО.
Ответ проф. А.Н.Чумаков: Мы функционируем 40 лет. У нас есть организации по всей России и за рубежом. В основном это преподаватели, аспиранты и студенты вузов. Организация может быть создана при наличии более трех членов РФО. Существует также индивидуальное членство. Подразделения РФО обладают практически полной самостоятельностью, за исключением вопросов, относящихся к компетенции Президиума РФО. В ряде субъектов РФ (Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Новосибирске и др.) насчитывается по нескольку структурных подразделений РФО.
Проф. Г.Долгов: В последние годы в России изданы две энциклопедии «Духовная культура Китая» (6 томов) и «Философская энциклопедия Китая». Авторы издания получили Государственную премию. У меня вопрос к китайским коллегам: Есть ли в Китае издание типа «Духовная культура России»?
Ответ проф. Цзян И: У нас в Китае издается «Большая китайская энциклопедия», 2 тома которой посвящены философии. К сожалению, специализированных энциклопедий пока нет.
Проф. Цинь Сюань: Есть ли среди молодежи лица интересующиеся марксизмом? Есть ли молодые люди в РФО?
Проф. А.В.Митрофанова: Существуют неправительственные университеты, где молодежь интересуется марксизмом. Они разные: ортодоксальные и менее ортодоксальные.
Главный ученый секретарь РФО А.Д.Королев: Почти во всех организациях около половины членов РФО студенты и аспиранты.
Пресс-секретарь РАН, к.ф.н. С.А.Шаракшанэ: население Китая огромно. Многие китайцы прикоснулись к стандартам американского образа жизни. Китайская философия пропагандирует: быть, а не иметь. Что победит: реальность или китайская философия?
Ответ: Вопрос трудный, он касается будущего. Китайская традиционная мысль не играла большой роли. До перестройки 80-х гг. господствовал марксизм. После перестройки молодежь смотрит на Запад. Это явление – антитрадиционное, причем оно есть как в научной среде, так и в народе. Развитие материальности затрагивает духовные традиции, но большинство со временем вернется к традициям.
Проф. Б.Г.Режабек: Изучаются ли в Китае труды В.И. Вернадского, А.Ф.Лосева, Н.Ф.Федорова?
Ответ проф. Чжан Байчунь: В Китае переведена книга В.И. Вернадского «Биосфера». Недавно защищена докторская диссертация по В.И.Вернадскому. Другие известны меньше, но интерес к ним растет.
Вечером 12 июля китайская делегация уехала в Санкт-Петербург, где в течение 2-х дней (13 и 14-го июля) осматривала достопримеча-тельности и музеи северной столицы. 13 июля состоялась творческая встреча с философской и гуманитарной общественностью на филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, где обсуждались вопросы двухсторонних отношений и проблемы культурного развития двух стран.
15 июля китайская делегация вернулась в Москву и вечером вылетела в Пекин.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба