Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №3, 2011
22 июня 2011 г. состоялось очередное заседание семинара «Фило-софско-методологические исследования глобалистики». Открыл заседание писатель-философ А.В. Кацура. С докладом «Новые тенденции и формы пропаганды фашизма» выступил к.юрид.н. Б.Ф. Калачев заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации (Госдума) . Выступление построено в формате презентации PowerPoint. Далее приводятся ключевые выдержки из выступления докладчика:
…Тема моего выступления соприкасается с Днем памяти и скорби – вероломным нападением фашистской Германии на СССР. Мне напрямую приходилось сталкиваться с темой фашизма и носителями нацистского мировоззрения. В общей сложности тенденций и форм пропаганды фашизма выявлено около тридцати. Остановлюсь лишь на шести из них.
Первая тенденция – сохранение фашизма в жизни общества после Нюрнбергского трибунала и первая форма пропаганды фашизма – публичность проводимых акций.
21 апреля 1982 года, я, молодой инспектор МУРа, придя, как обычно, утром на службу, увидел, что дежурная часть заполнена не традиционными бродягами, пьяницами, дебоширами и мелкими спекулянтами, а молодыми людьми, прилично одетыми и совер-шенно трезвыми. На вопрос, что это за публика, дежурный ответил: «Фашисты».
Так я узнал о том, что не изучалось в советских учебных заведениях: оказывается, 20 апреля 1889 года родился Адольф Гитлер, и эту дату публично отметила группа молодежи, собравшаяся на Пушкинской площади города-героя Москвы. Позднее скупо выяснилось: столичные неонацисты в основном принадлежали к элитным слоям общества. Само же позорное событие плотно закрыли для какого-либо обсуждения, хотя критические статьи и заметки о деятельности зарубежных неофа-шистов в советской прессе печатались регулярно.
Не успел этот случай «перевариться» в сознании, как 22 июня 1983 года пришлось вместе с работником районного отдела КГБ, таким же, как и я, лейтенантом, усердно стирать со стены жилого дома, в одном из дворов улицы Петровка, надпись: «Гитлер умер, но идеи его живы!».
Однако чем больше писалось о фашизме научных и беллетристических работ, тем почему-то масштабнее и агрессивнее анализируемая проблема развивалась и в международном пространстве, и собственно в России. В прошлом, 2010 году она, согласно уголовной статистике, оказалась – в цифровом выражении – напряженнее, чем явление терроризма, и я допускаю возможность того, что в недалеком уже будущем фашизм и терроризм переплетутся между собою ещё плотнее, чем прежде.
Таким образом, фашизм как асоциальное политическое явление бесследно искоренить мировому сообществу так и не удалось.
Вторая тенденция состоит в глобализации фашизма, что означает одновременно и глобальные масштабы его пропаганды.
Во всех изученных странах – будь то в прошлом государствах Оси или антигитлеровской коалиции – везде муссируется тема фа-шизма. Кстати, слово «фашизм» употребляется чаще, нежели слово «антифашизм» во всех исследованных поисковых системах Интерне-та и на всех пяти используемых языках, что, по моему мнению, является косвенным сигналом слабости и несогласованности мер международного противодействия глобализации фашизма.
Третья тенденция регистрирует групповую и слаженную практику двойных стандартов в ответ на антифашистские инициативы. Тем самым проводится опосредованная поддержка, пропаганда объективности фашистской идеологии. 18 декабря 2009 г. на пленарном заседании 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 127 голосами была принята Резолюция «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», инициированная Россией.
Кто же проголосовал против этой Резолюции? Увы, США – в прошлом непримиримый участник антигитлеровской коалиции, потерявшие во Второй мировой войне свыше 418 тысяч человек. Кто воздержался от голосования? Все страны-члены Евросоюза(!), к ним примкнули Украина, Молдавия. В общей сложности воздержались 54 делегации из государств, где тема неофашизма не является непреложным табу, присутствует в той или иной мере. Другими словами, на орбиту большой мировой политики выходит сплоченное глобальное противодействие глобальным же антифашистским инициативам.
Четвертая тенденция выражается в устойчивой популяризации фашизма, и прямой, и косвенной. Здесь тенденция и пропаганда – смыкаются воедино.
Во-первых, становится странной модой появляться в обществе облаченными в нацистское обмундирование. Приведу только один факт, из длинной их череды. Наследник престола Великобритании – принц Гарри, по-видимому, решил возродить традиции сэра Оскальда Мосли – лидера британских фашистов 1930-х гг., 13 января 2005 г. появился на костюмированной вечеринке в нарукавной красной повязке с нацистской свастикой. Между тем Великобритания в годы Второй мировой войны в борьбе с фашизмом потеряла погибшими, по разным оценкам, от 370 до 450 тысяч человек. Отец хулиганствующего отпрыска британской короны – принц Чарли – поступил мудро: отправил сына на экскур-сию в сохраненный для истории концлагерь Освенцим. После уви-денного там молодой человек принёс публичные извинения, хотя прежнее его высокое реноме всё равно остаётся основательно испорченным.
Во-вторых, помимо агрессивной и многоязычной рекламы фашизма в Интернете увеличивается число русскоязычных сайтов вызывающе экстремистского содержания: на начало 2010 г. их насчитывалось не менее пятисот. Размещены они преимущественно за российскими пределами, кто их финансирует, остаётся пока загадкой.
В-третьих, удручает нарастающая с 1990-х гг. политическая активизация ветеранов войск вермахта, СС, Люфтваффе и т.д., причем порой искусственно порождаемая со стороны самого государства, как, например, на Украине во времена правления президента Виктора Ющенко, в государствах Прибалтики.
В-четвертых, – данная форма пропаганды фашизма используется как приносящая прибыль – процветает массовое производство пластмассовых, картонных и создаваемых из прочих материалов моделей военной техники и военнослужащих (солдатиков) государств Оси. К несчастью, современная индустрия развлечений и проведения досуга вот уже как минимум четверть века предлагает детям и взрослым самые разные формы участия на стороне войск Третьего рейха и его союзников...
В-пятых, особенно злостный, мировоззренчески разрушительный вред вызывает пропаганда фашизма, спрятанная в электронных играх. Миллионами экземпляров по всему миру, включая Россию, поступают в продажу электронные игры. В них пользователям предлагается осуществить альтернативные боевые действия времен Второй мировой войны как от лица стран антигитлеровской коалиции, так и на стороне Третьего рейха или его государств-сателлитов. Так виртуально перекраивается мировая история, не любящая сослагательного наклонения. А ведь решения Нюрнбергского трибунала 65 лет назад твердо определили и победителей и побежденных!
В-шестых, несомненен подъем объемов выпуска и проката кинофильмов, теле- и радиопередач, театральных пьес, выставок, где в открытой или скрытой форме проводится мысль, что Гитлер, Муссолини, Франко, другие лидеры фашизма – «тоже люди!». Со всеми их слабостями и достоинствами. Например, открытие в Историческом музее Берлина выставки (2010-2011), посвященной Адольфу Гитлеру, без жесткой параллельной презентации фотографий трупов немецких солдат, замерзших под Сталинградом, без фотографий и макетов концентрационных лагерей – это политическое фарисейство, это и есть открытая, безбоязненная пропаганда фашизма!
Пятая тенденция касается долголетнего отсутствия антифашист-ских международных Конвенций и Протоколов, скудности числа аналогичных международных Договоров и Соглашений, что демонстрирует слабость юридического аспекта международной антифашистской пропаганды.
Наконец, шестая тенденция демонстрирует квазиэффект от предпринимаемых мер в сфере борьбы с фашизмом. Здесь вырази-тельна российская практика. Согласно абзацу десять пункта 1 части первой статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», запрещены «пуб-личные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в цепях массового распространения». Соответственно на Минюст России возложена обязанность размещать в ведомственном сайте Интернета Федеральный список экстремистских материалов. Именно это подчинение закону и приводит к квазиэффекту. Пользователи «всемирной паутины», зайдя на ведомственный сайт, получают возможность осуществить электронный запрос в поисковых системах Интернета на любую из книг (фильмов и пр.), перечисленных в данном Федеральном списке.
Результат не заставил себя ждать. Например, под номером 604 Федерального списка экстремистских материалов значится книга А.Гит¬лера «Майн Кампф» (Моя борьба). Поисковый запрос этого фундаментального образца фашисткой идеологии в редакции – А.Гитлер «Майн Кампф», – допустим, в Яндексе (Yaпdeх), предоставляет в рас¬пор¬я¬же¬ние пользователя 173 тысячи ссылок. А в редакции запроса – А.Гитлер «Моя борьба» – 2 миллиона ссылок! С текстом этой книги, со¬путствующими фотографиями и рисунками можно ознакомиться визуально или скопировать отдельным файлом на компьютер, флешку и др.
Так достигается результат, обратный задуманному, – квазиэф-фект.
Таким образом, помимо нашей воли (индивидуальной граждан-ской и общественной коллективной) разворачивается некое, прямо-таки цунамиобразное, возрождение названного асоциального явления посредством объединения отдельных голосов его носителей в многоязычную толпу приверженцев итальянского фашизма, немецкого нацизма, в том числе в версии их английских, венгерских, румынских, австрийских и пр. подражателей. Они представлены разными социальными слоями, включая аристократические, наделены властными полномочиями. Они имеют доступ к оружию, средствам массовой информации, оккупировали Интернет, ведут себя безбоязненно, нагло, напористо. Причем находят в этом прямую и косвенную поддержку от сильных мира сего, включая мощь субрегиональных межгосударственных союзов.
В контексте коротко очерченных выше тенденций и форм пропа-ганды, характеризующих современный фашизм, хотелось бы особо подчеркнуть злободневность налаживания международного сотруд-ничества в рассматриваемой сфере общественных отношений. В первую очередь – проведения широкомасштабных комплексных научных исследований под эгидой ООН, синхронно организованных в тех государствах мира, где заявляет о себе «ко-ричневая плесень».
Вопросы к докладчику:
Вопрос: Какова точная юридическая характеристика терминов: нацизм, фашизм, милитаризм? В чем их различие?
Ответ: В советской литературе эти движения рассматривались как противоречия капиталистического общества. Фашизм зародился в 20-е годы XX в. в Италии. В Германии – это движение получило название – нацизм, как форма фашизма. А в Японии – милитаризм. Между ними есть общая связка. Их объединяет то, что они не могли реализовать свои цели иначе как через войну. В современной научной литературе нет внятного понятийного изложения этих тер-минов.
Вопрос: Фашизм и экстремизм, в чем их различие?
Ответ: Фашизм – это мировоззрение (идеология). Экстремизм – это орудие, средство реализации подобного мировоззрения. Послед-нее понятие более широкое по объему.
Вопрос: Делаете ли Вы различие между фашистскими движения-ми в США, Германии и России?
Ответ: Если в 20-30-40-е годы прошлого века жупелом для фа-шистов были главным образом евреи, цыгане и славяне, то в совре-менных условиях в определенной мере проявляется межэтническая солидарность. Какое-то время назад в Тель-Авиве была раскрыта фа-шистская организация, состоявшая из негалахических евреев . Утверждается идея, что если ты фашист, то не обращай внимания на национальность. Межэтнические различия в современных фашист-ских организациях как бы стираются. Главное – придерживаться единой идеологии. Хотя в США фашисты ненавидят преимущественно латиноамериканцев, негров, евреев. В Германии – выходцев из Азии и евреев. А в России фашизм заточен в основном на кавказцев.
Вопрос: Вы не употребили слово антисемитизм. Получается путаница. В России есть антисемитизм. Существует формулировка, что нацизм – это, прежде всего антисемитизм. Согласны ли Вы с этим?
Ответ: Нет ни одной международной конвенции (документа) на уровне ООН, где бы антисемитизм сопрягался с понятием нацизма и фашизма. В научном обороте встречаются определения, связывающие эти понятия. Это, однако, частное дело авторов.
Выступили:
Член РФО Д.И.Корнющенко: Как и уважаемому докладчику, мне неоднократно приходилось сталкиваться иногда с серьезными, иногда с игровыми и полуигровыми проявлениями фашистских настроений в среде советской и постсоветской молодежи. Например, в 1972 г., будучи директором школы-интерната, я услышал из спальни мальчиков-старшеклассников выкрики «Зиг хайль!». «Это мы день рождения Гитлера отмечали», – пояснил командир класса.
Как ни покажется странным, но именно с 1972 г. с демонстрации телевизионного боевика «Семнадцать мгновений весны», так любимого в народе, началось увлечение фашистской эмблематикой, эстетикой. Началось подражание персонажам фильма пока еще на подсознательном уровне. «Они такие красивые, мужественные, воспитанные», – говорили об экранных эсэсовцах молодые люди в ответ на соответствующие вопросы. Очарование зла!
В Вашем докладе ни разу не прозвучало понятие «антисемитизм». А оно было и остается знаковым для такой, самой страшной формы фашизма, как нацизм. Можно быть антисемитом и не быть фашистом. Но нельзя быть фашистом и не быть антисемитом, свидетельством чего являются 6 миллионов евреев, уничтоженных Гитлером только потому, что они были евреями.
И последнее. В своей знаменитой статье «Ур-фашизм» («Вечный фашизм») выдающийся семиолог Умберто Эко пришел к выводу, что ростки фашизма, как некой психокультурной составляющей человека, есть в каждом. Возникающие антиэтические настроения в обществе, разрастание манихео-гностических корней русской цивилизации, дают благоприятную почву для нового роста фашистских настроений и в мире и в России.
Гл. ред. жн. «Пространство и время», к.полит.н. О.Н. Тынянова: Возникновение фашизма и его пропаганда имеет политические корни. В 1920-1930 гг. Германия и ее население испытали национальное унижение, потеряв территории населенные немцами, по итогам I мировой войны. Всегда находятся политические силы, заинтересованные в реализации тезиса «разделяй и властвуй». Это относится как по отношению к чужим территориям, так и внутри конкретного государства.
К.г-м.н. Е.Б.Золотых: В 90-е годы рухнула советская идеология. Молодежь оказалась на распутье. У нее, естественно возникли вопросы: Кто виноват? Что делать?, которые практически решить невозможно. Молодежь воспринимает мир по-своему и вырабатывает свои решения.
Д.ф.н. А.Г.Пырин: Я согласен с мнением О.Н.Тыняновой – проблема имеет политические корни. Мораль есть общечеловеческая ценность. Однако если мораль приобретает политическую природу, то она неизбежно теряет свойство общечеловечности. Политика исторически конкретна и выражает различные интересы: классовые, национальные, конфессиональные и т.д. Г.Гегель в «Феноменологии духа» писал: «Воля стала политической и направлена на внедрение морального порядка, что приводит к террору». Так он объяснил террор во времена Французской революции (1789-1793 гг.). Данный вывод в полной мере относится и к современным разновидностям террора. Поэтому культивирование политической морали (фашистской, социалистической, религиозно-экстремистской и т.д.) неизбежно приводит к осознанной или неосознанной моральной коррумпированности ее субъекта-носителя. История свидетельствует, что не существует никакой высшей морали, кроме общечеловеческой.
Ст.преп. Г.П.Киселев: А.Гитлер – продукт власти крупного капитала. Мировой капитал не может существовать без войн. Поэтому сейчас в мире реализуется «либерально-демографический фашизм», который имеет начало в речи У.Черчиля в Фултоне, развязавшей раскол мира.
Писатель-философ А.В.Кацура: Прежде всего, отвечу на послед-нее выступление. Речь У.Черчиля в Фултоне называлась «Мускулы мира». В ней автор отметил, что в разных краях планеты возникают нехорошие силы, напоминающие разгромленные силы фашизма. От Балтики до Средиземного моря Советы строят железный занавес. Это явление станет колоссальной проблемой для Запада.
Теперь перейду к теме доклада. Тема важна и остра. Много путаницы в этом вопросе. Без философского взгляда в нем не разобраться. Многим известна книга испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс» (1929 г.). Первый его тезис: как много стало людей. Когда их много личная мораль отступает. Вперед выходит мораль коллективная. Второй тезис: сейчас широко распространяются два общественно-политических движения: фа-шизм и коммунизм. И то и другое – «ложные зори человечества» и они, видимо, рухнут. Эти идеи высказаны еще до прихода к власти фашистов в Германии. А.Гитлер в книге «Майн кампф» патологически утверждает, что евреи лишены всякой культурности, что естественно не соответствует действительности. Ортега-и-Гассет обращается и к России – страна попала в несчастную ситуацию. Первым делом уничтожена русская интеллигенция. Академик И.П.Павлов написал письмо к М.И.Калинину с вопросом: Что Вы делаете? Вы уничтожаете интеллигенцию. Русская профессура погибла. Чудовищная, но красивая эстетика нацизма, аура гитлеризма, загадочным образом работала. Отсюда идут компьютерные мультяшки, которые дети воспринимают. Вернемся к 1933 г., Гитлер в книге «Майн кампф» не употреблял термин фашизм. Немцы себя фашистами не называли. У нас нередко говорят, как может быть фашизм в стране, которая победила фа-шизм. Тревога выраженная здесь понятна. Однако забывают, что СССР победил немецкую национал-социалистическую машину. Слово фашизм от лат. fascio – пучок, связка, объединение. Смысл слова в том, что прутик можно сломать легко, а пучок – не сломать. Этот термин ввел Б.Муссолини в 1919 г. Кстати, фашистская Италия евреев не уничтожала, до захвата её Гитлером в 1943 г. Почему элементы фашизма распространяются от Катара до эскимосов? Это связано с тем, что человек сложное стайное существо. В одиночестве он чувствует себя слабо. Однако история человечества развивается в направлении становления личностного начала в человеке в противовес стае. Фашизму и нацизму противостоит человеческая личность, связанная с духовным миром. Власти (особенно слабые) не любят и не ценят личностей. Поэт И.А.Бродский в Нобелевской речи заметил, почему власть не любит поэзию, потому что ей она мешает «вешать на уши лапшу». Психологи доказали, что в толпе даже личность может взять и кинуть камень. Культура есть тонкий слой в котле, который кипит внутри человека. Поэтому, говорить о советской морали очень трудно.
Заключительное слово докладчика: Большое спасибо за внимание.