Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №3, 2011

Кованова Н.Я.
Рыцарь совести Мильнер-Иринин о нравственной жизни человека

Выдающемуся философу-этику Якову Абрамовичу Мильнеру-Иринину (1911-1989) 1 мая 2011 года исполнилось бы 100 лет

Вся его подвижническая жизнь была битвой за Этику – его книгу «Этика, или Принципы истинной человечности», при жизни автора изданной мизерным тиражом в 60 экземпляров с ограничительным грифом «На правах рукописи» (Мильнер-Иринин Я.И. Этика, или Принципы истинной человечности. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 516с.; 2-е издание – М.: Наука, 1999. 520 с. Тираж 1100 экз.). Согласно представленной в этой книге фундаментальной материалистической концепции науки этики, совесть определяет и пронизывает всю нравственную жизнь человека, лежит в основе всех составляющих ее категорий, а именно: как совесть неизбежно отражается в сознании человека его объективная общественная природа – основа сущности человека как совокупности всех общественных отношений, его материально-производственная, трудовая практика, составляющая материальную основу нравственной жизни.
А как субъективное (идеальное) выражение объективной обще-ственной природы человека совесть есть идеальное условие нрав-ственной жизни.
И заключается совесть в осознании коренного для жизни чело-века и человечества противоречия между бытием – сущим (тем из всего стихийно существующего в природе, обществе и сознании, что враждебно человеку, идет вразрез с кровными его интересами и нравственными запросами совести) и долженствованием (запросами совести) и в настоятельной требовательности изменить сущее в соответствие с должным, привести его в соответствие с идеалом – добром. Совесть не только идеальное условие нравственной жизни, но и сама выступает в качестве содержания – составляя идеальное содержание разума (идеальная же форма разума – воля).
Внутреннее (имманентное) содержание самой совести (посколь-ку совесть рассматривается внутри самое себя) составляет идеал должного, добро, представляющее собой верховную цель нрав-ственной жизни.
Добро – это тот идеальный, новый мир, который реально при-звано творить человечество в процессе своего общественно-исторического развития путем преобразования несовершенного ста-рого мира в более совершенный новый мир. В деятельности по творению нового мира исчерпывается все сущность человека (больше по своему естестве он сделать не в состоянии), а тем самым человек обязывается созидать новый мир по максимальной мерке во всех возможных и мыслимых отношениях: познавательном, эстетическом и моральном.
Именно как нравственное преобразование существующего на началах добра – верховного этического идеала человечества, последовательно и поступательно раскрывается в процессе общественно-исторического развития сама сущность человека, поэтому проблема добра и является определяющей проблемой этики. Нравственный идеал представляется в научно-интуитивном предвидении человеку, нравственно себя образующему по закону общечеловеческой совести. Научное обоснование нравственного идеала людей составляет сугубо практическую сторону этики как науки. Именно практическая сторона этики должна быть положена в основу самого определения этики: этика есть наука о должном (запросах совести), о том, что должно делать и как должно поступать, наука о высших принципах нравственной жизни людей – принципах истинной человечности. На практике должное реализуется в акт добра (благо) и претворяется человеком в новом мире (подчиненном законам разумной необходимости), творимом человеком в природе, обществе и в собственном сознании на основе разрешения противоречия между бытием (представляющим собой принудительную по отношению к человеку необходимость) и долженствованием (разумной необходимостью). Разрешенное противоречие между бытием и долженствованием само становится основанием для нового противоречия между бытием и должен-ствованием и так до бесконечности, соответственно положительной бесконечности творческо-преобразовательной деятельности обще-ственно исторического человека и положительно бесконечному нравственному (интеллектуальному, эстетическому и моральному) совершенствованию человеческой сущности.
Само понятие о должном (добре) развертывается в принципах истинной человечности: в них совесть претворена как нравственный закон – закон должного, а не сущего, в отличие от всех законов природы. Основанием для деления всего нравственного сознания на принципы истинной человечности, составляющие в своей неразрывной целокупности (логическом единстве) единый нравственный закон, служит объективная творчески-преобразовательная природа человека, отражаемая в человеческом сознании как совесть. Именно в совести имеет место то идеальное совпадение единичного и всеобщего, личности и общества, которое определяется как понятие «человечность». Поскольку общечелове-ческая совесть включает в себя и то, что составляет общую основу нравственного сознания вообще, и все ценное, истинно-человечное, свободное, что содержится в особенностях нравственного сознания каждого, то и подчинение общечеловеческой совести есть свободное подчинение именно самому себе, причем бесконечно обогащенному нравственными качествами всех людей, составляющих человечество. Такая исполненная жизни всеобщая совесть человечества растет и развивается с ним положительно бесконечно по мере развития общественно-исторического процесса.
Нравственный закон устремлен исключительно в будущее, к идеалу совести – к добру, и никакая реализация его на практике не может удовлетворить нравственно образующего себя человека, усматривающего свою задачу не в том, чтобы восхвалять сущее, но в том именно, чтобы всей своей подвижнической жизнью прославлять должное. Всякая теоретическая конкретизация нравственного закона несостоятельна потому, что в качестве факта морального сознания есть не должное, но сущее, зависящее как от наличного состояния общества, так и от наличного уровня нравственного образования (интеллектуального, эстетического и морального) человека, осуществляющего эту конкретизацию в данный определенный исторический момент. Конкретизация нравственного закона – принципов истинной человечности, в теории с неизбежностью ведет к его догматизации, окостенению, схематизации: полаганию ему стеснительных рамок, чуждых его абстрактной природе всеохватывающего закона нравственной жизни человека и человечества. Поэтому представить нравственный закон как сумму норм, конкретных по природе, застывших в своей мертвенной неподвижности догм, заключают в самих себе свою несостоятельность. Но если теоретическая конкретизация закона как его вульгаризация ведет в тупик, то его практическая конкретизация для реализации в жизни представляется неиз-бежной: на практике его реализация на практике для себя тем или иным человеком невозможна иначе, как его «норматизация» для себя в соответствии с конкретным случаем (данным, совершенно определенным случаем) и конкретными обстоятельствами (данными, совершенно определенными обстоятельствами). Отсюда следует, что норм абсолютных быть не может в отличие от абсолютного закона. Кроме того, что каждая норма относительна в высшей степени, она еще для каждого образующего себя человека является уникальной. Худшем же видом теоретической конкретизации нравственного закона является превращение его в сумму официальных норм в качестве «нравственной регуляции» безымянной о безликой «массы» при «управлении» обществом, что является социологическим и политическим подходом, но совсем не этическим, поскольку этика изначально имеет дело не с массой, а с человеком-личностью – свободным творцом своего нравственного сознания на основе общечеловеческого закона его же собственной совести.
В практическом же претворении идеала должного, в творении добра (имманентного содержания совести), то есть в добродетели, заключается содержание нравственной жизни.
Добродедель – это такая благородная деятельность, в которой средства должны находиться в строгом соответствии с нравственной высотой самой цели, а поскольку в такой творчески-преобразовательной, прогрессивной деятельности исчерпывается целиком реализация человеческой сущности, она же составляет и верховное благо или счастье человека.
В следовании велениям совести, в неукоснительном со-блюдении принципов истинной человечности состоит общественный долг, являющийся формой нравственной жизни.
Общественный долг – это живая конкретизация абстрактных по существу принципов истинной человечности в реальном добром деле применительно к каждому данному случаю.
Истинную же природу счастья, являющегося результатом нрав-ственной жизни, человек постигает тогда, когда смысл своей жизни усматривает в добродетели – творении добра. Действительную пол-ноту счастья составляет как сознание того, что более совершенный мир создается реально, так и то, что он является результатом также и моих трудов. Несчастлив же тот, кто в своей жизни не творил добра, не заботился о реализации своей сокровенной сущности – творца и преобразователя. В исчерпывающей же реализации человеком своей сущности (как совокупности всех общественных отношений) истин-ное счастье человека и состоит.
Проблема счастья человека, как и человечества в целом, является центральной, ключевой проблемой этики – той проблемой, разрешение которой открывает возможности для решения и других этических проблем. Поэтому Мильнер-Иринин трактует науку этику как логику человеческого счастья. Счастье человека и человечества в целом заключается в творении такого мира, в котором сущее слилось бы с должным, а действительность стала разумной. О таком мире и мечтало человечество, а его самые возвышенные и благородные представители воплощали эти мечты в своих научных и философских трудах и художественном творчестве. Мир, в котором бытие слилось бы с долженствованием, – идеал. А идеал перестал бы быть идеалом, если бы смог сразу и сполна осуществиться. И хотя человечество все больше и глубже возводит грандиозное, светлое и яркое в своей разумности здание нового мира, нельзя сказать, что идеал осуществлен сполна, что здание нового мира завершено. В отличие от классического общества, где движущим источником общественного развития является борьба передового класса (естественного носителя морального сознания) с классом угнетателей, в обществе, основанном на началах истинной человечности, когда не будет классовых противоречий, могущественным стимулом исторического развития человечества останется противоречие между бытием и долженствованием – теперь в своем определяющем значении – как противоречие между всем человечеством, с одной стороны, и стихийным природным бытием – с другой.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба