Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2011

Билалов М.И.
Возраст акмэ

Патриотизм философа и поэта различны. Философ не может позволить себе романтику, он любит свою родину мучительной,  требовательной и ответственной любовью. В сомнениях и страданиях происходит  сопоставление философом культурных кодов и исконных традиций своего народа с общечеловеческими универсалиями, порой его  критический взгляд превалирует над общепринятым благодушием, а за объективность его мыслей и идей не следует, казалось бы, очевидное общественное одобрение. Наступили такие времена в дагестанской гуманитаристике, когда традиционная ее проблематика с соответствующими политико-практическими рекомендациями оказываются не менее рискованны, чем проповеди Сократа и Христа или заявления Джордано и Галилея в своё время. За последние годы четыре философа на высокопоставленных должностях в Дагестане пожертвовали своей жизнью за свои взгляды.

Традиционно узким местом дагестанской философии, как, кстати, и других гуманитарных наук, является её герметичность и демонстративная самодостаточность. Её представители мало печатаются за пределами республики (даже под страхом санкций за отсутствие «ваковских» публикаций). Они мало выезжают, мало выносят на суд общероссийской научной общественности свою тематику и результаты исследования на конференциях российского и международного уровня. А проводимые в республике научные мероприятия по известным объективным причинам не собирают инорегиональных участников для кворума подлинно научных дискуссий.

Но в этой неумолимой тенденции, неустранимой, наверное, ближайшей политической перспективой России, в дагестанском философском сообществе произошел небольшой своеобразный интеллектуальный прорыв – открыто в Даггосуниверситете отделение философии, первый выпуск которого состоялся в истекшем учебном году, появились первые аспиранты этого выпуска, распространяются, подписываются и читаются «Вестник РФО», «Философская газета» и другие научные издания, функционирует Философско-интеллектуальный клуб «Эпохе»… Но самое важное в том, что в Дагестане родился тот самый дискурс, который можно назвать философским – с особенностями своего языка, хода размышления и проблематики. В научном диалоге и в общении стали возможными интеллектуальное участие не только Платона, Аристотеля, Аквинского, Канта и других философских гениев со своими знаменитыми идеями и работами, которые должны быть известны хорошему выпускнику любого вуза, но и Кьеркегора, Ницше, Фуко, Делеза и многих других философов, без которых современное философское осмысление мира несостоятельно. Студенты и преподаватели заговорили «отчаявшимся человеком» Кьеркегора, глазами Фуко усмотрели в безумии неотъемлемое составляющее современной культуры, увидели реальную социальную жизнь как ветвящееся развитие, заговорили целыми текстами и других классиков современной философии. Как некогда Платон сделал надпись у входа в свою академию: «Пусть не входит сюда тот, кто не знает геометрии», так и клуб «Эпохе»,своим названием по  Гуссерлю, провозгласил поворот к новому философскому мышлению, хотя и запоздалый по сравнению с мировым человеческим интеллектом, но поворот неотложный для Дагестана ХХI века.

40 лет вместе – немало для осознания совместных задач, но с этой юбилейной даты должно быть положено начало более значимым результатам коллективного субъекта философского творчества, каким, безусловно, предстает РФО, вступающий в возраст акмэ. Философия Дагестана достигла духовной зрелости для участия в судьбе своего народа и  способна взять на себя ответственность указывать ему путь в достойное будущее в неразрывной связи со своей культурой.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба