Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2011
Ивановское университетское сообщество уже четвертый год организует конференцию, участниками которой становятся философы, психологи, лингвисты, филологи, педагоги, математики, культурологи, искусствоведы, представители медицинских направлений науки, биологи, специалисты в области информационных технологий, а также специалисты самых разных областей практической деятельности, так или иначе заинтересованные в исследовании и развитии широкого круга познавательных возможностей человека (См. материалы прежних конференций: Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Материалы международной научно-практической конференции (16-17 октября 2008 года). Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново», 2008. – 208 с.; Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Материалы международной научно-практической конференции (15-16 октября 2009 года). Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново», 2010. – 260 с.; Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (21-22 октября 2010 года). Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново», 2011. – 284 с. ).
Каждый год распределение тем и акцентов конференции, сохраняя свою направленность на когнитивные исследования, тем не менее меняется. Основная тема конференция текущего года – это образование с позиции когнитивной науки. Причем, образование рассматривается не только со стороны протекания познавательных процессов, но берется шире, в современном социокультурном контексте, характерными чертами которого являются многочисленные реформы, новшества формально-административного характера, существенно меняющие миссию, предназначение современного университета, а также заметно изменившиеся условия, связанные с развитием электронной культуры и информационных технологий. Основная тема конференции – когнитивные проблемы образования – связана с исследовательской работой, которую проводит кафедра философии Ивановского государственного химико-технологического университета по гранту РГНФ «Разработка подходов и методов повышения инженерного потенциала региона средствами развития когнитивных способностей студентов технических вузов» (проект № 11-16-37003а/Ц). Это позволяет конференции носить характер действительно научно-практической, поскольку ее теоретические результаты и выводы активно используются в научно-исследовательской работе кафедры философии и кафедры механики и компьютерной графики ИГХТУ. Кроме того, подобная конференция позволяет актуализировать междисциплинарный потенциал когнитивистики, заинтересовывая в этом естественнонаучные, технические и технологические кафедры вузов.
Четвертая конференция (20-22 октября 2011 г.)стала всероссийской с международным участием и привлекла широкий круг участников из Иванова, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Владимира, Ростова-на Дону, Шуи, Омска, Волгограда, Костромы, Пскова, Минска, Астрахани, Воронежа, Новосибирска, Хабаровска, Ярославля, Архангельска, Белгорода, Екатеринбурга, Челябинска, Луганска, Казани, Ельца, Улан-Удэ (см. Программу конференции по адресу www. iskussintell.ucoz.ru).
Представленные на пленарных заседаниях доклады вызвали большой интерес и охватили почти весь тематический спектр конференции: Баксанский О.Е., д.филос.н., вед.н.с. Учреждения Российской академии наук Института философии РАН, Когнитивная наука и проблемное поле философии образования: Чебанов С.В., д.филол.н., (Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова), Когнитивная графика как техника рисования идей; Алексеев А.Ю., к.филос.н., координатор НСМ ИИ РАН (Московский государственный университет культуры и искусств), Проблемы электронной культуры: когнитивные исследования в образовательной среде; Васюков В.Л., д.филос.н., зав.каф. истории и философии науки Института философии РАН, Интенциональная модель искусственного интеллекта; Шульга Е.Н., д.филос.н., вед.н.с. Института философии РАН, Когнитивная герменевтика; Чебанов С.В., д.филол.н., Когнитивная лингвистика и прагмалингвистика как альтернативы развития функциональной лингвистики и их отношение к герменевтике.
В программу конференции вошла также публичная д.филол.н., Чебанова С.В. «Идеализированные когнитивные модели и абстрактные социальные институты формальной институционалистики», прочитанная в Ивановском государственном университете.
Спецификой конференции стал также мастер-класс из цикла «Познай себя». Талантливый музыкант, педагог Янковская О.В., к.культурологии из Костромского государственного технологического университета провела открытое занятие со студентами технических специальностей по теме «Музыка эпохи барокко». Она наглядно продемонстрировала возможности музыкальной культуры в активизации когнитивных способностей студентов технического вуза.
В процессе заседания Круглого стола разговор зашел о консолидации исследовательских усилий в области когнитивистики. Были обсуждены результаты и перспективы исследовательского проекта ИГХТУ по развитию когнитивных способностей студентов, а также работа молодежной секции Ивановского регионального отделения Научного совета по методологии искусственного интеллекта РАН.
Удачным дополнением к основной программе конференции стала ее Культурная программа, включившая в себя посещение дома-музея семьи Цветаевых с. Ново-Талицы. а также поездку по историческим местам Ивановской области: в г. Шую, Свято-Успенский монастырь (с. Дунилово), Свято-Николо-Шартомский монастырь (с. Введенье). По материалам конференции подготовлен и издан очередной сборник докладов и тезисов.