Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2011

Охота А.П.
Ренессанс жизненных ценностей

Реальность нашего времени – это быстрые социальные, экономические и политические изменения. Мы научились выживать в этих условиях и принимать это как должное. Но теперь каждый человек должен ответить на зов времени – научиться пробуждать в себе ту внутреннюю силу, которая позволит ему не просто устоять, а быть тем, кто оказывает позитивное влияние на эти перемены.

Тема круглого стола «Ренессанс жизненных ценностей – переход к высокоразвитой цивилизации», состоявшегося в рамках Дней философии в Петербурге – 2011 «Ценностные миры современного человечества», приглашает к продолжению того заинтересованного разговора, который был начат два года назад участниками круглого стола «Влияние личности на вектор времени» и год назад «Стратегия развития личности – шаг в будущее».

Что такое Ценности? Их можно разделить на три основные категории – общечеловеческие, нравственные и духовные ценности.

Общечеловеческие ценности включают в себя: чувство Всемирного Братства, Любовь, Чистоту, Доброжелательность, Понимание, Сотрудничество, Чувство ответственности, Сострадание, Прощение, Самоуважение, Уважение к другим, Обходительность, Культуру речи.

Нравственные ценности – это: Истинность, Честность, Искренность, Справедливость, Воспитанность, Вежливость, Желание делиться с другими, Бесстрашие, Забота о других, Терпение.

Духовные ценности включают в себя: Ненасилие в мыслях, словах и действиях, Смирение, Удовлетворенность, Интровертность, Эмоциональную стабильность, Самоконтроль, Внутреннее спокойствие, Дух самопожертвования, Служение ради блага других.

Многие из этих ценностей взаимосвязаны. Так, любовь, безусловно, требует терпения, понимания, прощения, умения видеть хорошее в других. Более того, обретение этих качеств требует избавления от таких негативных черт, как зависть, ненависть, жадность, чувство враждебности, гнев, высокомерие, чувство мести, эгоистичные мотивы и т.д.

Современные наука и технология стремительно расширяют природные возможности человека. Происходят революционные изменения в различных областях науки и необычайный прогресс во всех областях знания. Однако это развитие знания и технологий увеличивает разрыв между внешними возможностями человека и его внутренней нравственной силой. А поскольку в человеке есть и хорошие, и плохие наклонности, этот растущий дисбаланс между внешними возможностями и внутренней нравственной силой приводит к многочисленным неблагоприятным ситуациям и проблемам.

Сегодняшнее образование в известном смысле можно сравнить с бистро, где кормят очень вкусно, но не очень питательно. То же самое произошло и в образовании: знания и информации – предостаточно, а Мудрости – не хватает. Многие высокообразованные люди, добившиеся успеха в своей профессиональной деятельности, оказываются полными неудачниками, когда дело касается взаимоотношений, их поведения и широты мышления. Большинство из них признают, что не чувствуют себя счастливыми. Образование не будет полным без обучения ценностям.

В этом столетии человечество накопило особенно много информации почти на любую тему, и день ото дня ее объем увеличивается, но основные вопросы – кто я, откуда я пришел на эту мировую сцену, какова цель моей жизни и т.д. – все-таки остаются неразрешимыми для большинства людей. Таким образом, происходит кризис личности. Столкновения, конфликты, напряжение возникают именно из-за этого незнания. Мир разделен, и одна из основных причин этого – неправильное отождествление себя с материей, т.е. с материальным телом. Это невежество должно быть устранено. Человек должен понять, что такое сознание и кто именно говорит «я», а также научиться жить в покое как созидающий член мировой семьи.

Итак, изменить ситуацию – вот требование нашего времени. И только обучение нравственным и духовным ценностям позволит достичь этой цели. Выполнение такой великой задачи требует сильной воли, твердой решимости и чистосердечного сотрудничества всех, кто заботится о принесении блага миру.

Цель образования состоит не только в обеспечении академической успеваемости, но также в развитии других аспектов человеческой личности. Оно должно вести к развитию глобального мышления, эмоциональной стабильности и высоконравственному образу жизни, развивать в человеке такой взгляд и внутреннее отношение, которые привели бы к качественному изменению его поведения. Обучение не может быть простой передачей знания и информации, оно призвано быть процессом преображения, ведущим человека и общество к чистоте, покою и совершенству.

 Можно создать гениальных ученых, инженеров, адвокатов, технологов, управляющих, литераторов и т.д., но если эти великие профессионалы будут лишены покоя ума, любви и доброты, то, какое общество мы получим? Будем ли мы счастливы с беспринципными политиками, безнравственными бизнесменами, в семьях, не согретых любовью и сотрудничеством?

 Знание, наполненное нравственными и духовными ценностями, – это мудрость, благословение, дар; а знание, лишенное этих ценностей, становится орудием эксплуатации, путем к гордыне, средством достижения только материального комфорта и ведет к материализму, потребительству и голой коммерциализации. Используемое неправильно знание становится проклятием, и сегодня этому много примеров. Поэтому мы должны придать всеобщему образованию нравственную ориентацию, чтобы сделать человека гуманным, а его знание превратить в благословение.

Духовное нравственное образование наряду с общепринятым должно стать всеобщим. За последние семьдесят пят лет Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет проводит такую работу более, чем в 8500 своих центрах в 100 странах мира. Университет также предлагает различные Международные проекты (например, проект «Values on Web» предназначенный для обеспечения материалами по Ценностям по сети Интернет) и прилагает усилия к тому, чтобы восполнить этот пробел в современной системе образования.

Региональная культурно-просветительская общественная организация «Санкт-Петербургский Центр Брахма Кумарис» начал свою деятельность двадцать лет назад. Генеральным директором Центра с момента его основания и до настоящего времени является Сантош Кукреджа. Доктор Виджай Кумар – координатор Центров Брахма Кумарис в России, СНГ и странах Балтии.

 

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба