Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2011
В современном мире выстраиваются новые модели управления образованием и новые модели управления знаниями. В предлагаемом ниже материале рассматриваются особенности систем управления знаниями в самоорганизующихся сообществах, ориентированных на высокотехнологичную совместную разработку, на примере сообществ разработчиков свободного программного обеспечения (СПО).
Свободное программное обеспечение, или СПО – программы, исходный код которых полностью открыт для использования, распространения и модификации – занимает сейчас всё большее место в учебном процессе. Ученики, педагоги, методисты используют свободные программы в своей повседневной работе. Кто-то заменяет ими более привычные несвободные аналоги, находя для себя в СПО какие-то преимущества, кто-то сразу начинает освоение информационных технологий со свободного программного обеспечения. При этом часто именно с помощью СПО создаются качественно новые инструменты, играющие в учебном процессе самостоятельную роль.
Конференция, о которой пойдет речь ниже состоялась ещё в конце января 2011 года в Переславле-Залесском. Но и в декабре 2011 года проблемы, которые рассматривались на ней не перестали быть актуальными. Речь пойдет о шестой конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе». Итоги конференции во многом показательны, так как значительную часть обсуждения занял вопрос предстоящего внедрения в учебный процесс проектов, разрабатываемых в рамках Национальной программной платформы, НПП, которая, в свою очередь, базируется именно на программном обеспечении с открытым кодом.
В этом месте важно понимать, что НПП – это не компьютерная программа и не операционная система, а набор специфических инструментов для решения конкретных задач. В том числе – задач учебного процесса. И СПО выбрано в качестве её основы не случайно: именно открытость процесса разработки позволяет сконцентрироваться на задаче не только разработчику, но и конечному пользователю.
Под открытостью в данном случае подразумевается реальная возможность для конечного пользователя повлиять на то, как будет выглядеть и функционировать конкретная программа. Насколько она, как инструмент, по мнению пользователя будет соответствовать задаче, для решения которой предназначена. В отличие от закрытых программных продуктов, механизм разработки открытых инструментов включает в себя возможность для пользователя самостоятельно вносить изменения в программу. И самому таким образом отчасти превратиться уже в одного из разработчиков.
Несмотря на то, что на первый взгляд такое развитие событий представляется утопическим – «мы же не программисты», «кому мы там нужны, нас никто и слушать не будет» – как показывает опыт участников конференции, влияние, а затем и полноценное включение в процесс разработки своих повседневных инструментов, постепенно входит в практику не только педагогов, но и учеников.
Так, после доклада Дмитрия Багаева из Ковровской государственной технологической академии имени В.А. Дегтярева выступил студент этого же вуза Артём Некрасов, который рассказал о собственном опыте применения открытого инструмента для решения типовой задачи. Выбору инструмента в работах обоих докладчиков предшествовало исследование, в ходе которого из нескольких похожих инструментов выбирался один, по мнению авторов наиболее подходящий.
Интересно, что большинство внедрений СПО начинается с самостоятельного исследования степени соответствия инструмента поставленной задаче. В случае закрытых программных продуктов роль исследователя зачастую берут на себя маркетологи или сами изготовители инструмента, которые, возможно, не всегда готовы избавиться от некоторой предвзятости.
Кроме того, важно развеять миф о том, что СПО доступно для освоения только специалистами в области информационных технологий. В качестве примера можно привести доклады Ирины Лысенко из Русской христианской гуманитарной академии и Ивана Хахаева из Института международного бизнеса и права Санкт-Петербурга. Преподаватели РХГА не только перенесли на новую, более соответствующую поставленным задачам, платформу свой набор учебных курсов для дистанционного обучения, но и самостоятельно разработали специализированный компакт-диск, на котором разместили полный набор инструментов и материалов, необходимых для дистанционно обучающихся студентов.
Образ компакт-диска до сих пор распространяется свободно, и воспользоваться им может любой желающий. Для использования диска подойдёт практически любой современный компьютер, так как диск является самодостаточным: для работы с ним компьютер может даже не иметь установленной операционной системы, так как диск уже содержит открытую операционную систему.
В связи с разработкой Национальной программной платформы переход государственных образовательных учреждений на использование свободного программного обеспечения становится уже скорее вопросом времени. При этом интересно, что большая часть докладов участников конференции была подготовлена, или по крайней мере задумана до того, как НПП стала реальностью. Таким образом, конференция явилась в определённом смысле итоговой: специалисты, по разным причинам оказавшиеся в авангарде внедрения СПО, поделились опытом, который, как выяснилось, во многом предстоит перенять всем остальным участникам учебного процесса.
Внедрение в учебный процесс проектов НПП вызывает множество вопросов о том, насколько реальны преимущества СПО перед привычными для многих решениями, базирующимися на несвободном программном обеспечении. Не будет ли предстоящее внедрение шагом назад? Судя по мнению участников конференции – не будет. Их опыт показывает, что открытое программное позволяет решать весь набор задач, стоящих перед участниками учебного процесса, и кроме того – даже некоторые задачи, решение которых затруднено или невозможно в случае закрытых инструментов.
Так, например, входящий в состав НПП огромный репозиторий открытых программ ALT Linux Sisyphus для многих участников учебного процесса является своеобразной энциклопедией информационных технологий, позволяющей при желании разобраться в интересующем вопросе максимально глубоко, так как включает в себя не только готовые к использованию инструменты пользователя – прикладные программы, но и их исходные тексты. Так все без исключения программы из этого хранилища распространяются с исходными текстами, у любого желающего есть возможность посмотреть, как устроена интересующая его программа.
Без этой возможности сложно представить себе развитие таких проектов, как представленные на конференции открытая среда для обучения программированию «КуМир», специально разработанная для русскоговорящих учеников или электронный классный журнал «Ружэль», построенный в соответствии с реалиями российской школы.
Оба примера представляют собой инструменты для задач, уже ранее решённых, в том числе с помощью СПО. Но, во-первых, эти решения имеют существенные отличия от аналогов: родной язык внутри, родной язык для общения с разработчиками, а также методическая и, что особенно важно, юридическая адаптация к российской школе. Во-вторых, оба решения готовы к внедрению. Точнее даже не просто готовы, а апробированы и снабжены документацией с ответами на типовые вопросы, возникающие в процессе внедрения в практику работы образовательных учреждений.
Кстати, об ответах на типовые вопросы. Детальную проработку процесса внедрения СПО включает в себя ещё один яркий доклад – работа Петра Берестова. Здесь мы уже видим своего рода рекурсию: для решения задачи внедрения СПО применяются открытые технологии! Это совершенно замечательно – Пётр, показывая преимущества СПО, демонстрирует концепцию СПО в действии: аналитический подход не только в организации процесса внедрения, но и в демонстрации преимуществ внедряемого решения. Не оставляя ничего за кадром, он открыто демонстрирует преимущества предлагаемых решений по сравнению с решениями-конкурентами.
Другой пример применения методики открытой разработки в учебном процессе, продемонстрированный на конференции – запись видеоуроков в ходе лекций и практических занятий, практикуемая в Санкт-Петербургском Политехническом университете в качестве альтернативы «мультимедийным презентациям». Если «мультимедийные презентации» можно рассматривать как примитивный аналог обычного учебного фильма, то видеоуроки, записываемые на лекциях – учебный фильм, снятый с участием учеников. Таким образом, благодаря открытой модели разработки ученики превращаются из «потребителей» учебных пособий в соавторов.
Вообще, одно из ярких впечатлений от конференции в целом – творческий подход участников к своей работе. Возможно, СПО, благодаря своей открытости и вовлечению всех участников процесса в разработку, способствует развитию творческого подхода к делу не только у разработчиков, но и у конечных пользователей программных продуктов.
Кроме обмена опытом, к итогам конференции, конечно, следует отнести и идеи, возникшие у участников непосредственно в процессе работы конференции. Так, например, в ходе круглого стола, посвящённого Национальной программной платформе, прозвучала идея о формировании открытого репозитория учебных программ. После обсуждения было решено дополнить репозиторий также и техническими заданиями на разработку учебных курсов. Формулировать технические задания предполагается в терминах остаточных знаний, которые авторам задания хотелось бы наблюдать у учащихся по окончанию учебного курса.
Председательствовавший на круглом столе Леонид Ухлинов, руководитель концерна «Сириус» – организации, ответственной за проект НПП, предложил воплотить эту идею в ближайшее время в конкретном техническом решении.
В задачи автора данного обзора не входило описание, и даже перечисление работ всех участников конференции. Более того, некоторые по-настоящему интересные работы даже не были упомянуты. Цель обзора – показать, что свободное программное обеспечение не очередная модная новинка без определённого будущего, и не удел энтузиастов информационных технологий. Это современный надёжный инструмент, уже успевший занять важное место в учебном процессе. Инструмент, который уже активно и успешно применяют педагоги, методисты, ученики, от технических специалистов до гуманитариев. Шестая конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе» в очередной раз убедительно продемонстрировала этот факт.