Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2011

Мезенцев Г.Н.
Встреча с иранскими философами

Взаимный интерес сделал традицией встречи представителей гуманитарной общественности России и Ирана, проводимые при содействии Российского философского общества и Культурного представительства при Посольстве Ирана в РФ.

21 октября 2011 г. в рамках этих встреч в Финансовом университете при Правительстве России при организационном содействии кафедры философии университета состоялся научно-практический семинар «Философия ислама в образовательном пространстве XXI века».

Со стороны иранской делегации в состоявшейся дискуссии принимали участие преподаватели исламской философии, политической философии ислама, а также специалисты по религии и исламу.

Представитель иранской делегации Факир Мейбуди Мохаммад отметил, что в университете и в религиозных школах Ирана большое значение придается философии, одним из оснований изучения которой являются религиозные дискуссии. Коран всегда призывал к размышлению. У человека есть два пути к счастью – это следование внешнему – высказываниям пророков и внутреннему – мышлению и уму человека. Согласно исламской философии, внешнее и внутреннее ведут в одном направлении. Все, о чем говорит религия, подтверждается умом человека. Основа иранской философии – движение мира к разумному мышлению.

По мере развития мышления мир приобретает совершенство. Имам Хомейни изменил обстановку в религиозных школах и придал большее значение философии. Он, хорошо зная западную философию, был ее противником. В своем письме М.С.Горбачеву Хомейни высказал мнение о том, что русская философия может опираться на свою богатую традицию.

По мнению Мохаммада в XXI веке для философии сложилась благоприятная обстановка. В национальном университете преподают исламскую и другие виды философий. Ведется критика западной философии. Издаются и философские, и мистические книги. Философия и мистицизм являются подготовкой человека к совершенству и богу.

Профессор Т.Т. Махаматов в своем выступлении подчеркнул, что в России большое внимание уделяется просвещению в части ислама. В сентябре с.г. в Уфе проходила конференция, посвященная проблемам исламского образования в России, на которой присутствовали представители Марокко, Малайзии, Турции. В России примерно 10 миллионов исповедуют ислам. В Финансовом университете, в связи с новой системой зачисления, появилось много студентов, исповедующих ислам. Перед ними стоит проблема, как вести себя по отношению к другим: вызывающе или богоподабающе. Вторая проблема – соединение исламского образования с получением знаний в области современных наук. И последнее – это проблема джихада (отдачи всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама): это открытое столкновение с другими культурами или этот процесс управляется разумом и духовным развитием человека? Во всем мире начинается новый этап исламского просвещения, касающийся не только мира, но и самого ислама.

Член РФО А.В.Люкманов обратился с вопросом по проблеме шиитского и суннитского толкований ислама. По его мнению, это – препятствие к объединению, которое идет с начала зарождения ислама и несет в себе угрозу для мирового сообщества. Западная Европа и США имеют цели глобального масштаба. В исламской умме два гиганта: преимущественно шиитский Иран и суннитская Саудовская Аравия. Люкманов поинтересовался, нельзя ли в иранском мире создать что-то вроде культурного шлюза для того, чтобы отстоять свои территориальные и культурные позиции, есть ли в Иране попытки к единению на идеологическом уровне?

Отвечая на вопрос, Мохаммад обратил внимание на то, что формой управления страны является исламская республика. Иран старается взаимодействовать со странами с суннитским толкованием ислама. Проводятся дискуссии с Саудовской Аравией. Ваххабизм создали колонисты для дестабилизации исламского общества. В Иране изучают философию и шариат разного толка. Коран и сунна – это база ислама. Среди исламских деятелей есть, конечно, разногласия, особенно по шиитскому праву. Один из путей к единству – через мышление. Поэтому идеями исламской философии являются стремление к единству и совершенству, а также к взаимодействию с другими народами.

Глава иранской делегации Бехджат Фумани Али отметил, что философское мышление основывается на философских аргументах, а мистика на познании аллаха. Религиозные принципы не являются базой исламской философии. Обоснование ислама философией осуществляется только на основе философской аргументации. Пропаганда ислама в обществе основана на логических доводах.  

Заместитель первого вице-президента РФО по международным делам А.А.Гезалов поддержал критику Хомейни западной философии. По его мнению, западные философы не признают восточной философии, хотя сама философия появилась на востоке. Происходящее в мире – это результат незнания восточной философии.

Член иранской делегации Мохаджирнийа Мохсен высказал идею о том, что XXI век – это век столкновения различных философий. Появилось новое явление – ослабление традиционных философских мировоззрений. Западное мышление заинтересовано в конфронтации в философском поле с исламом. За этим стоят политические силы. Люди разочаровались и в капитализме, и в социализме. Философия с момента появления старается ответить на несколько вопросов: каково наилучшее мышление, какова наилучшая практика и каково наилучшее будущее. Сейчас пытаются ответить на эти вопросы, осмысливая процессы глобализации. Ислам имеет четкие ответы по этим вопросам: его учение не ведет к конфронтации и не нарушает мыслительных основ. У ислама есть четкий ответ насчет поведения молодых людей. К сожалению, в основном освещается только деятельность экстремистов.

Главный ученый секретарь РФО А.Д. Королев привел в качестве примера успешного сотрудничества участие иранских философов в подготовке Энциклопедии и Словаря по глобалистике и представление их на мировых философских конгрессах. По его мнению, в современном мире популярны как западные, так и русские и восточные философы. Это подтверждается и готовящимся 6 Российским философским конгрессом, на котором будут представлены секции по всем видам философий. Хорошим примером толерантности в России является проведенная РФО три года назад акция «философский поезд»: философы проехали по областям и республикам, у жителей которых преобладают разные религиозные представления. Это не помешало плодотворности состоявшихся дискуссий.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба