Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2011

Блох М.Я.
Язык и мир

Мир в значении мироздания есть  вселенская совокупность всего сущего (бесконечного множества предметов, их свойств, их отношений и процессов, в которые они вовлечены, также как и некой среды, в которой они пребывают и эволюционируют) вместе с человеком, поступательно познающим составные части этого сущего в ходе своей жизнедеятельности. Познавание же сущего есть умственный процесс раскрытия природы познаваемого объекта в результате аналитико-синтетической работы человеческого сознания. Как говорят философы – иные в переносном смысле, иные, напротив, в самом что ни на есть прямом – вселенная познает самое себя через человека.

Аналитико-синтетическая работа сознания, иначе, умственная деятельность или деятельность мышления, в конечном счете, воплощается в форме речевого потока,  представляющего собою последовательность мыслей, выраженных посредством языка. В результате аналитико-синтетической работы сознания человек получает совокупное представление о мире и его составляющих, – представление, названное «картина мира».

Закономерности речемыслительной деятельности  человека в настоящее время специально изучаются дисциплиной, не очень-то складно именующей себя  когнитивной лингвистикой (то есть «познавательной» – как будто просто лингвистика или все другие, некогнитивные направления исследования, являются «непознавательными»!). В рамках этой дисциплины было выдвинуто понятие концепта как обобщенного представления о некотором объекте и получившего собственное наименование в общенародном языке. Предметом особого внимания ученых-лингвокогнитологов стал концепт картины мира с особо подчеркнутым уточнением языковой выраженности – «языковая картина мира».

Для соблюдения последовательности рассуждения дадим определения двум указанным кардинальным понятиям.

Определим концепт как выделенное созна­нием знание о некотором предмете (то есть предмете мысли, составляющем элемент бытия – действительного или воображаемого). Ср. представление концепта Е.С. Кубряковой как «кванта знания» [Кубрякова].

Определим картину мира как метафорически обозначенное отражение мира сознанием. По­скольку каждый элемент мира может стать предметом кон­цепта, постольку картину мира можно определить как совокупность концептов.

Но концепты, как известно, объединяются в концептосферы, то есть в ассоциативные множества концептов, относящихся к определенным участкам мира, отраженным сознанием [Болдырев; Маслова]. Значит, картину мира в этом смысле можно определить как совокупность концептосфер. Концептосферы могут быть представлены в виде фреймов – номенклатурных схем, являющихся разновидностями семантических полей – как, впрочем, и сами концепты [Блох, Аверина].

Концепт и, следовательно, концептосфера формируются на основе языка, поскольку понятийно-мыслительная деятельность человека как таковая существенно опосредуется языком. Из этого вытекает, что картина мира в вышеупомянутом понимании является языково-опосредованной. Такое опосредование дает основание некоторым философам и лингвистам рассматривать сам язык как содержащий в себе собственное отражение мира, то есть подлинно языковую картину мира. Итак, в современном лингвофилософском знании выделяются две взаимосвязанные, но различные картины мира, а именно, концеп­туальная, понятийная, картина мира, опосредованная языком, и язы­ковая картина мира, содержащаяся внутри самой системы языка.

Выдвижение и разработка идеи картины мира уходит в далекую историю развития науки. В современном философском языкознании эта идея связывается прежде всего с известной «гипотезой Сепира – Уорфа» [Уорф; Звегинцев], в контексте которой развернут принцип «лингвистической относительности» [Блэк]. Согласно этой гипотезе и принципу, строй рационального сознания, то есть характер видения мира, у разноязычных народов различен, поскольку сознание, отражающее мир, детерминировано разными категориальными системами языков.

Если же выйти за рамки указанной гипотезы и выработанного на ее основе понятия «картина мира», развиваемого в когнитивно-лингвистических исследованиях, то  выделение данной картины, по существу понятийного содержания, нельзя не возвести попросту к созданию учения о грамматике с ее частями речи, морфологическими категориями, синтаксическими функциями морфологических форм, функционально охарактеризованными структурами предложений («малых речей»). Все эти элементы языка изначально описывались как указатели соответствующих составных частей мироздания – предметов, явлений, их свойств и отношений.

Не только понятийным, но и терминологически определенным предшественником гипотезы Сепира-Уорфа и принципа лингвистической относительности выступает  учение Вильгельма фон Гумбольдта о «духе народа», «духе», который отражен и воплощен в языке народа и непередаваем ни в каком «инонародном» воплощении.

Особо отметим также, что идея картины мира, поданная в принципиально ином ракурсе, прозрачно выступает в учении о так называемых «понятийных категориях», сформулированном замечательными мыслителями – датским языковедом-философом Отто Есперсеном и российским языковедом-философом академиком И.И. Мещаниновым. Согласно этому учению, человеческое сознание, анализируя мир, вырабатывает отражающие его понятийные категории; эти категории передаются в одних языках одними средствами, а в других языках иными средствами (грамматическими, лексическими). Языковые средства – это техника выражения сознания, сами же понятия – его содержание. В системе понятий, хоть и специфических в раз-них культурах, выявляется некая фундаментальная общность, объединяющая разноязычных людей в род человеческий.

Для дальнейшего продвижения в анализе интересующих нас понятий концепта и картины мира обратимся непосредственно к сознанию как носителю того и другого.

Сознание есть совокупность умственных процессов, обрабатывающих данные восприятий, поступающих в мозг. Человеческое сознание делится на две кардинальные области. Первая область – интеллектуальная, область мыслей. Вторая область – эмоциональная, область чувств.

Мысли суть элементы сознания, отражающие связи между явлениями.

Чувства суть элементы сознания, воплощающие нервные реакции на прямую или косвенную встречу организма с явлениями действительности.

Между интеллектуальной и эмоциональной областями сознания устанавливается континуум, который можно осмыслить как область представ-лени с размытыми границами.

Интеллектуальная область сознания непременно опосредуется языком. Это вербально-центрированное сознание. Те эмоциональные элементы сознания, которые, входя в континуум представлений, приближаются к интеллектуальной области сознания, тоже опосредуются языком, они тоже вербально-центрированы.

Действующее вербально-центрированное сознание, или мыслительная деятельность человека, доставляет ему профильтрованные языковой речью сведения о мире. Таким образом, картина мира в этом ракурсе есть «отражательное» интеллектуальное и пограничное ему чувственное содержание сознания, которое опосредовано языком.

Но что такое язык?

Язык есть (словесное) средство формирования мыслей и обмена мыслями в ходе общения. Формирование мыслей осуществляется в речевом выражении.

Как средство формирования мыслей язык включает, во-первых, сиз-тему номинаций с их категориями (номенклатурные, именующие знаки, обозначающие предметы и явления), и, во-вторых. систему предикативного обращения номинаций. Предикативное обращение номинации есть отнесение номинации к действительности. При этом непосредственно относится к действительности ситуативная номинация, реализующаяся совместно с пре-дикцией.

Предикативное обращение номинаций осуществляется на трех уровнях формирования речи: соответственно, пропозитивном, диктематическом и дискурсном (или, отвлекшись от логического содержания термина, «дис-курсивном»).

Пропозитивный уровень есть уровень построения предложений; его содержательной функцией является прямое или косвенное выражение суждений-пропозиций.

Диктематический уровень есть уровень построения элементарных тематических сегментов текста (речи) – диктем, или высказываний [Блох]. Диктема как единица текста, в соответствии с реверсивным законом сегментно-уровневой структуры языка, формируется одним или несколькими предложениями и выполняет четыре главных знаковых функции: номинацию, предикацию, тематизацию и стилизацию.

Дискурсный уровень есть уровень построения развернутого текста (макротематической речевой последовательности) в определенной речевой (текстовой) ситуации. Построение развернутого текста осуществляется в форме дискурсного объединения диктем, или диктемной дискурсивации.

На всех указанных трех уровнях предикативного обращения номинаций язык выступает в виде системы средств речеобразования, то есть системы строевой, собственно структурной. Это значит, что любая предикативно обращенная номинация, взятая в своей конкретности, принципиально отрывается от языка, превращаясь в некоторое речевое сообщение. Содержательная часть, то есть смысловой аспект, такого обращения состоит в превращении языковой семантики в речевую, контекстно и ситуативно связанную информацию.

Выше мы указали, что картина мира как отражение мира сознанием  мыслится учеными в двух ипостасях – соответственно, языковой и концептуальной. Поскольку концепты отражают элементы бытия с их менее глубокой и более глубокой содержательной характеристикой, постольку эту картину мира в рамках нашей системы представлений можно назвать «пропозитивной» (сужденческой). В самом деле, именно суждения выражают свойства предметов через предикативное приписывание субъекту его признака.

Но пропоземы-суждения в речевой последовательности, через форму диктем-высказываний, складываются в дискурсы. Поэтому, наряду с первыми двумя типами картины мира – языковой и пропозитивной – мы должны указать третий тип картины мира, скла­дывающийся на основе всего опыта жизни человека. Эту картину мира можно назвать «дискурсной». Дискурсная картина мира воплощает в себе совокупное представление человека о мире и месте в нем собственного «Я», – такое представление, которое и является выражением развивающейся личности человека – личности, определяемой ее менталитетом, то есть, в широком смысле, оценочной частью сознания.

Теперь, возвращаясь к первой, языковой, картине мира, вспомним, что за ее номинациями, за ее номенклатурой, стоят значения, распределенные по разным типам семантики. Содержание разных типов семантики может быть представлено в виде трехступенчатой иерархии, соответственно мере строгости раскрытия свойств означаемого – выделенного сознанием референта.

Первый тип – обычное значение, представленное в неспецифическом, обычном употреблении языка. Назовем такой тип семантики «коммонемой».

Второй тип – концептное значение, вычлененное в коллективном, культуродетерминированном осмыслении референта-означаемого. Назовем такой тип семантики «аппроксимемой». В существующем когнитивном узусе он называется просто «концептом». В сущностном осмыслении этот тип семантики  может быть охарактеризован как нестрогое понятие.

Третий тип – строго понятийное значение в рамках некоторой научной дисциплины. Назовем такой тип семантики «ригоремой». Слово – знаковый носитель ригоремы представляет собою термин.

Рассмотрев типы семантики, выражаемые разного рода номинативными единицами, а также указав в системе речеобразования уровень чистых номинаций и уровень их предикативного обращения с его тремя подуровнями (пропозитивным, диктематическим и дискурсным), мы приходим к суще­ственному уточнению представления картины мира в общетеоретическом раскрытии. Картина мира реализуется на трех уровнях работы интеллектуального сознания: во-первых, на номинативном, номенклатурном уровне, уровне присвоения имен референтам; во-вторых, на пропозитивном уровне, уровне приписывания признаков референтам; в-третьих, на дискурсном уровне, уровне включения референтных представлений в совокупное знание, которым владеет человек – познающий субъект. Из указанных трех уровней представления картины мира собственно «языковая картина мира» выступает на первом, номинативном уровне. Два других, вышестоящих уровня выводят картину мира из языка в речь.

При этом картина мира в любой из отмеченных ипостасей может быть как отражением мира в его целостности (в рамках имеющегося у человека круга представлений), так и отражением его различных фрагментов и ракурсов. В терминах вышеназванных номенклатурных типов семантики она может быть коммонемной, аппроксимемной и ригоремной (последней – в составе научных дисциплин и исследований разного рода).

Картина мира, как языковая, так и пропозитивно-дискурсная, по своей природе являет собою соединение субъективного и объективного начал, поскольку она отражает объективный мир сквозь призму субъективного видения. Она может отражать и воображаемый, выдуманный человеком мир в форме вымыслов, фантазий, мечтаний, художественных конструктов. В этом субъективизме раскрывается положение о «возможных мирах», развиваемое в современных когнитивных и культурологических направлениях лингвистических исследований.

Итак, мы видим, что картина мира как содержание действующего сознания строится человеком в течение всей его жизни, начиная от рождения. При этом, как можно заключить из сказанного, она развивается в направлении от чисто языковой, номинативно-категориальной, к пропозитивно-дискурсной, понятийной в широком смысле этого слова. Она строится вместе с развертывающимся менталитетом личности, представляющим собой, как отмечалось, оценочную часть сознания.

На основании имеющихся данных о физиологии и психологии человека в процессе его возрастного развития, мы выдвигаем положение о семи этапах эволюции целостной картины мира в сознании человека вместе с ее оценочной частью в виде менталитета. Эти последовательно сменяющие друг друга этапы – сменяющие друг друга картины мира можно назвать терминами, соответствующими градациям возрастного статуса человека.

Первая картина мира – младенческая. Она является существенно до-языковой, то есть чувственной.

Вторая картина мира – детская. Эта картина мира совмещает чувственную картину мира  с развивающейся языковой. Ее менталитет­ная часть находится в потенциально-зародышевом состоянии.

Третья картина мира – отроческая, существенно языковая, но соединен­ная с пропозитивной, находящейся в состояния становления. На этом этапе жизни пробуждается менталитет, являющийся отражением менталитетных черт взрослых людей, в среде которых развивается отрок. Это, с одной стороны, родные, близкие, друзья отрока, с другой стороны, его школьные и иные наставники.

Четвертая картина мира – юношеская. На этом этапе продолжает разви­ваться языковая картина мира и, наряду с ней, быстро развивается пропози­тивно-дискурсная картина мира вместе с менталитетной частью. Последняя продолжает оставаться отраженной, но в ней появляются ростки индивидуальной, собственной.

Пятая картина мира – раннезреловозрастная, картина мира молодого че­ловека. Она далеко выходит за рамки языковой, это существенно дискурсная картина мира. Ее менталитетная часть находится в состоянии бурного развития. Она подвержена резким и неожиданным изменениям соответственно различным морально-идеологическим влияниям, которым подвергается молодой человек в силу разнообразных обстоятельств.

Шестая картина мира – среднезреловозрастная. Это дискурсная картина мира человека «во цвете лет» с развитой менталитетной частью. Менталитетная часть является здесь осмысленно-критической, хотя, как правило, относительно податливой на идеологические влияния (по мере по-ступательного движения по возрасту такая податливость постепенно снижается). При этом менталитет среднезрелого возраста, будучи все более и более критически настроенным, все с большей готовностью направляется на интервенцию в картины мира людей, с которыми человек вступает в коммуникативный контакт.

Седьмая картина мира – позднезреловозрастная. На этом этапе дискур-сная картина мира, в соответствии с личными способностями и особенностями человека, может стабилизироваться или развиваться дальше. Менталитет, как правило, достигает завершенного и устойчивого состояния и может изменяться лишь при встрече с особенными, исключительными условиями и событиями.

В предложенном представлении с очевидностью выступает основное соотношение языковой и пропозитивно-дискурсной картин мира соответственно уровню интеллектуального развития человека: чем ниже умственное развитие человека, тем его картина мира ближе к языковой; и наоборот, чем выше умственное развитие человека, тем его картина мира дальше отстоит от языковой в том смысле, что ее пропозтитивно-дискурсная часть вместе с менталитетной частью, получая все большую независимость от языковой, подчиняет последнюю себе.

Ибо истинная мудрость человека в его отношении к языку состоит в том, чтобы за словами, являющимися названиями предметов и явлений и за­главиями мыслей, какими бы прекрасными эти слова ни были (а любой родной язык человека не может не быть прекрасным), видеть сами предметы, явления и мысли о них, подлежащие познавательно-критической оценке.

Литература

  1. Блох М.Я. Диктема в уровневой структуре языка // «Вопросы языкознания», 2000, № 4.
  2. Блох М.Я., Аверина А.В. Эпистемическая модальность в пространстве текста. – Изд. «Прометей», М., 2011.
  3. Блэк М. Лингвистическая относительность // Новое в лингвистике,           вып. 1, 1960.
  4. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. – Тамбов, 2000.
  5. Звегинцев В.А. Теоретико-лингвистические предпосылки гипотезы Сепира – Уорфа // Новое в лингвистике, вып. 1 7, 1960.
  6. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь          когнитивных терминов. – М., 1996.
  7. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. – М., 2004.
  8. Уорф Б. Лингвистика и логика. – Сб. «Новое в лингвистике», вып. 1, 1960.
Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба