Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2011

Холодный В.И.
Проблематика поиска интегративной философии

Мной предложена VI РФК тема коллоквиума: «Поиск интегративной философии как аксиологический ответ на вызовы утилитарного глобализма». В данной статье попытаюсь фрагментарно представить своё понимание самой общей сути поиска и значимости интегративной философии.

На протяжении долгих цивилизаторских веков человек объявляется вершиной природной эволюции, прогрессирующей к своему предельному совершенству. Наряду с этим идея прогресса постоянно вызывает сомнение или категорическое отрицание. Данная ситуация сейчас актуализируется и требует проблемного обсуждения. Возможны самые различные ходы размышлений.

Предлагаю следующий гипотетический вариант. Сегодня объективную реальность, недоступную эмпирико-рассудочному познанию, называют Вечностью. Гипотетически представим  Вечность в качестве Таинственного Универсального (чистого) Понимания, а мир, который познаётся в нашем опыте, очеловеченным вариантом его проявления. Многообразные события этого мира наша психика воспринимает как чувственно-логические объекты, тогда как они могут оказаться непостижимыми для нас видами понимания. Согласно  многовековому опыту известные нам объекты, за исключением человека, не обладает сознанием. С этим можно соглашаться или не соглашаться, но следует предположить, что все космические явления обладают каким-то пониманием, и более совершенным, чем человеческое осознанное понимание. Животные не достигли такого совершенства понимания самих себя, как, скажем, деревья и растения, горы и океаны, молекулы и атомы. А человеческое  сознание сопровождается постоянными иллюзиями, ошибочными поисками, страданиями, драмами, трагедиями и разочарованиями. Живём согласно каламбуру: «весь век учись, дураком помрёшь». Получается, что человек не вершина эволюции и не богоподобен, а самое несовершенное в мире существо. Думается, однако, что никакого ранжирования в мире нет. Просто человеку присуще поисковое и колоритное, целеустремлённое и страдальческое самоосуществление и многовариантное понимание. И когда он этого лишается, то перестаёт быть собой. А все эти горы и волки – наше отчуждённое объектное самопонимание, обращённое к внешнему миру.

Поскольку мы можем рассуждать только на языке нашего опыта, то правомерно условно считать, что космос действительно существует и в таких формах, в каких человек его воспринимает. Согласно опыту в природе и различных её разновидностях совершается естественный круговорот. А человеческая жизнедеятельность представляет собой постоянно нарастающее отчуждение от естественного бытия, как внутреннего, так и внешнего. В нашу эпоху отчуждение достигло максимального предела, и поставило человека перед выбором: или постепенный возврат к естественной животворности или гибель?  Ни одно, ни другое само по себе не случится. Рассмотрим этот вопрос как масштабный и адекватно неуловимый исторический вызов, и попытаемся ответить на него философскими размышлениями. Философское Воображение способно улавливать скрытые тенденции бытия и побуждать разум рефлектировать их. Данная рефлексия не предсказывает будущее, а ищет пути преодоления отчуждённого понимания и обретения естественного бытия.

Человек является свидетелем предчувствий животными грядущих климатических изменений и «осознания» их опасности. Даже «глупая» курица ощущает приближение таких процессов, которые мы называем дождём, громом, молнией. А «гениальная» кошка из отдалённых мест мгновенно находит дорогу домой. На языке нашего опыта подобные способности воспринимаются как биологические факторы, которые в человеке или нейтрализованы, или возведены на «разумную» ступень понимания. С позиций предложенной гипотезы именно понимание первично, а всё остальное производно от него. Поэтому спасение  человека обусловлено путём его возвращения к изначальному Субъектному пониманию.

Думается, что изначальное магическое понимание находилось в полном согласии с естественной природой. Человек ощущал все субъектные (природно-человеческие) ритмы, как их по-своему ощущают животные. Изначальное понимание могло обладать неосознаваемой внутренней рефлексией, обеспечивавшей человеку органическое единство с Таинственным Универсальным Пониманием, где закодировано прошлое и будущее. Магическая рефлексия  выражалась в мгновенном раскодировании этих процессов. Точечный синкретизм нисколько не разрушался, а излучал информацию, необходимую для решения возникающей проблемы. Проходят долгие-долгие тысячелетия, и в естественном человеческом Воображении начинает зарождаться пока ещё не заметная тенденция рассудочного объектного понимания. В постепенно формирующемся мифологическом понимании объектная тенденция становится очевидной и стимулирует прагматические устремления людей. Объектность и прагматизм поглощаются внутренней рефлективностью и в свою очередь выводят её из синкритического состояния. Внутренняя и внешняя жизнь людей начинает приобретать социализированную колоритность и содержательность. Формирование человека, как мифологической разновидности бытия, окончательно состоялось.

Дальнейшую многотысячелетнюю эволюцию человека следует признать постепенно нарастающим процессом разрушения духовно-целостного бытия и последующей его интеграции и как мифологического, и  как социетарного явления. Противостояние и органическое единство этих двух диаметральных феноменов фиксируется в таких понятиях как племя, этнос, народ, нация, культурно-исторический тип, цивилизация, физики, лирики, в названиях различных общественных объединений и группировок. Каждый из нас живёт в двух масштабных измерениях: синкретически человечном и многомерно социальном. Духовно-целостный мифологический человек точечно присутствует во всех людях, но проявляется он в каждой индивидуальности с уникальной неповторимостью. Его субъектный (соборный) смысл более-менее полноценно осуществляется в единичных личностях, способных противостоять беспощадному прессу стереотипов и социальных обстоятельств. Наряду с мифологическим и социальным человеком, сегодня формируется ещё и виртуальный индивид. Кем он является?

Можно гипотетически размышлять над проблемой по аналогии с гипотезой о «человекообразной» обезьяне, объявленной прародительницей многообразия обезьян и гомо сапиенсов. Произошедший от обезьяны человек обретает свою магическую и мифологическую самодостаточность и  невидимо эволюционирует в социетарный и виртуальный феномен, нейтрализующий и пока сохраняющий в себе архетипы духовно-целостного бытия. В грядущие века и тысячелетия будут стимулироваться три разновидности мыслящего существования: 1) возрождение мифологического магико-целостного человека, обладающего всем богатством предшествующего ценностного опыта и рефлектирующего его; 2)сохранение социетарного индивида, отчуждённо ориентированного на традиционный опыт; 3) эволюция виртуального феномена, бесповоротно отчуждённого от человеческого бытия как такового.  Возрождающийся традиционный человек рефлексивно творит чудодейственную Субъектную Вселенную. Социальный индивид функционирует в пределах объектного пространства. Виртуальный вид бытия принципиально отличается и от животного, и от человеческого существования. Человек и виртуальное новообразование перестают понимать друг друга.

Выход человека из сугубо мифологического понимания в сферу утилитарно-прагматического существования стимулировал появление протестной философской идеологии, прорывающейся за пределы накопленного опыта. Известные нам европейские рационалистические учения следует рассматривать в качестве философских идеологических направлений, несущих в себе органическое единство двух тенденций: прагматической и аксиологической (антипрагматической). Тогда как в практической жизнедеятельности идёт непримиримая борьба между различными политическими идеологиями, стихийно опирающимися на одни и те же философские брожения и системы.  Философская идеология через призму временных проблем выражает архетипы Универсального Понимания и производные от них архетипы человеческого существования. Под влиянием философии любая  политическая идеология в какой-то мере базируется на изначальных архетипах, но выражает сугубо временные государственные и антигосударственные интересы.

Философская рационалистическая  идеология в полной мере сохраняет универсализм Понимания, присущий естественному мифологическому пониманию. И придаёт ему сторонний рефлексивный смысл. В этом состоит основная  миссия классического рационализма. Вторая его «миссия» – это воссоздание отчуждённого (рассудочного) варианта изначальных смыслов бытия. Этот феномен классически зафиксировал Гегель: «Для шествия Духа человеческого материала хватит». Основная миссия философской идеологии первоначального христианства, последующего православия и канонического ислама заключается в возрождении естественного потенциала вечных соборных смыслов и в противодействии доминирующему на Западе (а сегодня и в целом мире) рассудочному прагматизму. Экзистенциализм и другие иррациональные направления также осуществляют подобную миссию, но оказываются отчужденными от органичных стихий жизни и ограничиваются воспроизведением внутреннего потенциала личности. Между тем А.С. Хомяков предопределил смысловые перспективы интегративной философской идеологии в качестве  рефлексивной соборной феноменологии. Равновеликого Хомякову С. Кьёркегора правомерно признать родоначальником альтернативного эстетически-трагедийного пути воссоздания Субъектной идеологии.

Противостояние этих двух путей в пределах их органического единства призвано субъектно синтезировать в себе Универсальное Понимание, выявлять и вариативно рефлектировать изначальные смыслы человеческого существования, многообразие умонастроений различных исторических эпох и колорит личностной и межличностной Субъектности. Соборная феноменология тяготеет к рефлексии колоритных стихий жизни, а эстетически-трагедийная философия рефлектирует глубины личностного бытия. В результате многоуровневой рефлексии обе парадигмы воссоздают Субъектную Вселенную, свободную от обыденной и теоретической объектности и насыщенную вариативными человеческими Воображениями. 

Вопрос: сохранится Объектная Вселенная или видоизменённая психика удалит её из человеческого понимания? Одно несомненно, что объектная парадигма уже в наше время погасила свои потенции внутренней человечности и яркой колоритности. Сформировавшаяся на её основе наука способствует сегодня простому выживанию людей и обслуживает враждующие между собой внутригосударственные и межгосударственные группировки. Верю, что часть населения, ориентированная на рефлективное возрождение естественного мифологического Понимания, потеряет всякий интерес к объектному космосу и к полётам в далёкие галактики. Человек сотворит мир рефлексивного Воображения и начнёт бороздить его безбрежные просторы, мгновенно проникая в любую Точку Субъектного мироздания. Когда это произойдёт? Любой временной период для Вечности (Универсального Понимания) – просто мгновение.

Современные и грядущие поиски Субъектной идеологии (Вселенной) постепенно нейтрализуют рационалистические понятия и воссоздадут мир жизнетворных образов, в сфере которых будут представлены таинственные Смыслы и Универсального Понимания, и многообразных жизненных стихий, и точечного человека, и конкретных личностей. Субъектная философия, выходящая за пределы наличного опыта, не может быть политической идеологией. Между тем, её практической идеологической задачей выступает внеопытное выявление и рефлексивное толкование скрытых смыслов современных политических стратегий, оценка видимых и не видимых тактических приёмов.

Автор надеется на вариативное обсуждение Интегративной проблематики и её Субъектного ядра в Вестнике и на философском конгрессе.

 

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба