Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2011
Откликаясь на призыв главного редактора (Вестник РФО, 2010, №3) активнее вторгаться в жизнь, памятуя о «нашей ответственности за положение дел в обществе, в котором мы живем», я хочу поделиться с коллегами своими размышлениями по поводу одного факта в нашей политической жизни.
В СМИ как федерального, так и регионального уровня я часто слышу заявления представителей «Единой России»: «Мы партия власти» Слоган «мы партия власти» становится привычным и создается впечатление, – что мы согласны с ним.
Когда-то А.И.Солженицын заметил, что язык со своими законами выдает ложь. С грамматической точки зрения, фраза «мы партия власти» означает, что это партия, обслуживающая власть. Какую власть? Власть кого?
Мне такие заявления кажутся противоречащими Конституции РФ и безответственными. Статья 3 Конституции РФ гласит:
«1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».
Таким образом, вся власть принадлежит народу. Народ может уполномочивать партии и отдельных лиц выражать и защищать свои интересы, делегировать часть своих властных полномочий, но отдавать всю свою власть кому бы то ни было, он не может. В этом случае он теряет свой суверенитет и перестает быть народом. Народ состоит из классов, сословий, социальных групп... В течение столетий человечество искало такой принцип организации социальной жизни, чтобы он позволил, если не гармонизировать, то хотя бы сбалансировать, уравновесить интересы этих социальных групп, составляющих народ. И этот принцип был найден: разделение властей.
В Конституции РФ принципу разделения властей посвящена специальная 10 статья, в которой говорится: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Чтобы ни одна ветвь власти не подавила другую и не узурпировала всю власть, были найдены сдержки и противовесы, каждая ветвь власти тоже оказалась структурированной. Исходя из принципа разделения властей, ни одна партия не может назвать себя партией власти.
Есть еще одно обстоятельство, которое, по-нашему мнению, не позволяет ни одной партии считать себя партией власти. Партия – это группа людей, объединенных общностью политических интересов, единством идеологических взглядов. Но согласно статье 13 Конституции РФ «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Это хорошо понимала КПСС. Будучи фактической партией всей власти, имея формальное право называть себя партией власти – за КПСС голосовало более 90% избирателей – она всегда заявляла, что власть принадлежит народу. КПСС могла конституционно закреплять, что является руководящей и направляющей силой советского народа, что она выражает целиком и полностью его интересы, но на выборы шла под лозунгом: блок коммунистов и беспартийных. Монополизация в любой сфере общественной жизни приводит к расколу и кризису ту силу, которая монополизирует власть. Так случилось с церковью в средние века, с КПСС – в наше время.
Монополизация власти на практике означает прежде всего запрет на свободомыслие, установление границ разуму, что противоречит самой природе человеческой духовности. И поэтому внутри господствующей партии или организации возникнут разные течения, направления, «ереси», отклоняющиеся от официальной и обязательной линии. Начнется эрозия властной монополии.
Победа той или иной партии на выборах не означает, что ей теперь принадлежит власть. В правовом государстве это означает что ей выдан мандат доверия на реализацию своей предвыборной программы, которой граждане отдали предпочтение. При нынешнем низком – или даже отсутствующем – пороге явки избирателей, победившая партия может и не выражать волю большинства граждан. Но в любом случае реализацию своей программы партия должна осуществлять в пределах полномочий, предусмотренных Конституцией РФ, принятой на референдуме.