Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2011

Михаил Сергеев
ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА

Продолжаем публикацию афористичных размышлений
Мих. Сергеева

_____________________________

Михаил Сергеев (Филадельфия, США)

Вечность. Университет – это прообраз Вечности. Каждый новый учебный год я вхожу в аудиторию, будучи на один год старше, а студенты мои остаются такие же молодые, как и пять, десять, двадцать лет назад, как будто время над ними не властно.

*     *     *

Воскрешение из мертвых. Если все люди, когда-либо жившие на земле, в один прекрасный момент воскреснут в своих прежних физических телах, то может не хватить не только Земли, но и всей Солнечной системы, чтобы разместить их для предстоящей жизни в Царствии Божием.

*     *     *

Атрибуты Бога. Бог сочетает в Себе три качества, у людей обычно несовместимые – всеблагость, всемогущество и всеведение. У людей же абсолютная власть никогда не сочетается с благими порывами. И, наоборот, доброта в сочетании со знанием, как правило, вызывает отвращение к власти.

*     *     *

Сила или слабость? Критерий силы или слабости людей в том, как они реагируют на критику. Самые слабые из людей – тираны; самые сильные – пророки. При этом тираны обладают всей полнотой власти в государстве, а пророки ее вовсе лишены. Таким образом Бог демонстрирует людям, что истинная сила не в принуждении, а в правде.

*     *     *

Духовный опыт. В нашей жизни должно существовать духовное измерение, иначе рассуждения о духе бессмысленны, поскольку за ними не стоит реальный опыт. Если же духовный опыт существует, то он должен быть неподвластен времени и пространству – как, например, чувство любви, которое не подвержено никаким изменениям.

*     *     *

Авраам и Иван Карамазов. Самый страшный конфликт ценностей, который может испытать человек – это конфликт между моралью и верой. Авраам в ответ на приказание Бога убить своего единственного сына Исаака, выбирает веру, пожертвовав моралью. Иван Карамазов, сталкиваясь с ужасами человеческого страдания, выбирает мораль, бросая вызов вере.

Вечное «Я». Если «Я» существует лишь как временное соединение материальных элементов, то в действительности оно не существует. Определенное сочетание элементов порождает состояние сознания «Я», которое понимает, что оно в действительности не существует, а является лишь функцией временного интегрирования материальных частиц. Это положение самопротиворечиво и очевидно абсурдно.

*     *     *

Дух и материя. Материя сама по себе безлика, однородна и лишена уникальности. Человек же, как и все проявления духовного мира, уникален. В чем причина этой уникальности? Она не может корениться в материи, чьи исходные элементы всегда одни и те же. Структура и организация каждого человека на материальном уровне в принципе одинаковая. Следовательно, человеческая индивидуальность нематериальна или – что то же самое – духовна.

*     *     *

Жизнь после смерти. Что будет с нами после смерти – неизвестно, и, если не будет ничего, то по-крайней мере в этой жизни я добьюсь успеха. С другой стороны, если нет жизни после смерти, то какое значение имеет то, что мы добились в этой жизни? Жизнь во времени сама по себе не имеет смысла, если не соотносить ее с вечностью. Значит, эту жизнь надо прожить с учетом посмертия, даже если о нем ничего не известно.

*     *     *

Бессмертие души. Один из аргументов в пользу бессмертия души заключается в том, что в природе ничего не исчезает и, следовательно, умерев, человек полностью не растворится в материи. Но такого рода бессмертие человека вряд ли устроит. Нам нужно бессмертие духа, вечная жизнь нашей индивидуальности, а не разложение души на составные элементы и продолжение их существования в ином качестве.

*     *     *

Бытие и свобода. Стремление переделать мир и перекроить человека, навязать ему силой свои взгляды, имеют в основе своей неприязнь к бытию, а, значит, богоборчество, желание ‘подправить Творца’. В этом – корень тираний. Стремление переделать мир связано с отрицанием свободы, хотя, казалось бы, только свободный человек в силах мир переделывать. Связь здесь в том, что недоверие к человеку и его свободе становится частью недоверия, неприязни к самому бытию.

*     *     *

Спасение. Самая тяжелая форма эгоцентризма – это зацикленность на собственном спасении. Вот почему необходим религиозный юмор, даже в монастырях – особенно в монастырях. Человеку, слишком серьезно относящемуся к собственному спасению, противостоит «святой комедиант», полностью отрешившийся от себя, своей значимости в религии, своих представлений о Боге и т.д., иначе говоря, человек, лишенный комплекса превосходства в любых его проявлениях.

*     *     *

Теоретический и практический разум. Кант различал теоретический и практический разум. Теоретический разум, по Канту, не в состоянии ни доказать, ни опровергнуть существование Бога и бессмертия души. Практический же разум постулирует оба эти положения, исходя из требований морали. Однако, в конечном счете мораль без реальной веры в загробную жизнь рано или поздно потерпит крушение. Не станет человек следовать тому, что не подкреплено теоретическим обоснованием, и в чем он отнюдь не уверен.

*     *     *

Смерть и бессмертие. Сам по себе факт человеческой смертности нейтрален по отношению к выводам, которые можно из него сделать, и не дает преимущество ни материализму, ни идеализму. Материалистическое его объяснение может показаться более естественным. Но ведь было время, когда людям казалось очевидным, что Земля – плоская. В самом деле, будь она круглой, люди на противоположном ее конце попадали бы в открытый космос. Новаторская идея о шарообразной форме Земли потребовала объяснения силы тяготения. Также и в нашем случае идеалистическая концепция духа приводит к иному пониманию феномена смерти.

*     *     *

Эволюция откровения. Также, как открываемые учеными законы природы не отменяют один другого, а обогащают наши знания об окружающем мире, также как вновь созданные произведения искусства не затмевают достижения предшествующих им художников, а углубляют наше понимание духовных исканий человека, – так и новые священные писания не отменяют предыдущие откровения, а расширяют и дополняют их с учетом конкретного исторического момента, переживаемого человечеством. И также как человек, пока он живет на земле, не в состоянии познать все законы природы, так и священным писаниям, открываемым людям Богом, никогда не наступит конец.

*     *     *

Природа Бога. Также как персонаж романа не в силах получить представление о его авторе, так и люди не могут познать природу Бога. Любое определение Бога носит символический или метафорический характер, поскольку оперирует человеческими понятиями, применяющимися к субъекту, находящемуся за пределами Вселенной и самого человека. Единственное, что можно сказать о Творце, это то, что Он – нечто принципиально иное. Косвенно же о Боге можно судить по сотворенному Им миру, в котором царит гармония и порядок, а также по книгам Его посланников-пророков, которые призывают к единству, любви и развитию духовных качеств.

Бегство от смерти. Человеческие страдания неизбывны в принципе, поскольку они служат инструментом духовного роста. Чем духовнее человек, тем сильнее он страдает, и наоборот. Жизненный путь Иисуса Христа стал символом мучений, которые претерпевает человек на протяжении своей жизни. Причем, мытарства наши принимают самые разнообразные формы. Само рождение на белый свет – уже боль. Достичь же бессмертия в земной жизни – значит обречь себя на вечные муки. В этом смысле бегство от смерти сравнимо с задержкой родов, тормозящей развитие индивидуума. Если обещание спасения за гробом отвлекает от мирских проблем, то посулы рая на земле, – в принципе недостижимого, – задерживают духовный прогресс.

*     *     *

Уроки жизни. Смысл воздаяния не в том, чтобы поразить грешника несчастьями, адекватными его проступкам, а в том, чтобы предоставить ему шанс исправится. Соответственно, и мера наказания определяется не по принципу «око за око», а с учетом возможностей провинившегося, о которых он может подчас и сам не подозревать. Поскольку Бог всемогущ и всеблаг, то и воздаяние в любой его форме, даже в виде сурового наказания, является вовсе не карой, а благословением и выражением Божьей милости. Любое возмездие есть на самом деле знак Божьего благоволения. Иными словами, в масштабе всего человечества наказания Божьи – относительны, зато награда – абсолютна. Эта идея «тотального благословения» является самым благородным идеалом, позволяющим возвыситься над страданиями, отрешиться от земных несовершенств и всеми силами души устремиться к небу.

*     *     *

Парадоксы Буддизма. Если принимать Тераваду в классическом европейском толковании, то получается, что Будда проповедовал религиозный нигилизм и стремление к полному духовному самоуничтожению, выраженному в понятии Нирваны. Но зачем же так стараться осознать свое несуществование, когда можно бесконечно длить иллюзию существования? Получается, что колесо перевоплощения (самсара) хоть и иллюзорно, но олицетворяет собой вечную жизнь, и поэтому более привлекательно, нежели стремление к просветлению, которое заканчивается духовной пустотой. Более того, буддистская религия в этом толковании представляется не просто религиозным пессимизмом, но некоей разновидностью мазохизма. Мы не только умрем и перестанем существовать, но должны стремиться к самоуничтожению уже в этой жизни посредством неустанного внутреннего развития и полного отказа от мирских радостей и утех. Абсурдность такого истолкования буддистской доктрины очевидна и может быть сведена к парадоксальному лозунгу: «Через духовность – к смерти!»

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба