Журнальный клуб Интелрос » VOX » №15, 2013
В первой Части данной работы 1) обрисована общая ситуация в бахтинистике в связи с полифонией; эта ситуация квалифицирована как «нерешенная»; 2) представлено несколько типичных деконцептуализирующих трактовок полифонии (на взгляд автора, упрощенных и ошибочных); 3) продемонстрировано, что известная радикальная версия о небахтинском авторстве книги о Достоевском и самой идеи полифонии во многом основана именно на неверном понимании концепта полифонии - на ее отождествлением с двуголосием и/или диалогизмом в широком смысле; 4) на фоне обоснования ложности отождествления полифонии с двуголосием продолжено развитие идеи о двух намеченных Бахтиным противоположных дискурсивных стратегиях - полифонической и монологической (основанных на разных алгоритмах использования одного и того же феномена - двуголосия); 5) Показано, что предлагаемая языковая матрица полифонической стратегии представляет собой лингвистически и нарратологически непротиворечивый конструкт, но что в представленной степени разработанности она не охватывает всех имеющихся проблем. 6) Остается не до конца ясной особость авторской позиции в полифоническом романе, а также 7) особость позиции полифонического нарратора и, соответственно, 8) взаимоотношения в полифонии автора, нарратора и героя. 9) Три последние проблемы будут рассмотрены в Части 2 данного исследования (по результатам этого анализа можно надеяться получить дополнительные аргументы в пользу того или иного ответа на продолжающий оставаться в литературе спорным вопрос о реальности или призрачности полифонической стратегии и ее философских притязаний). 9) В данной (первой) Части исследования проблема адекватной реконструкции полифонии развернута в сторону интертекстуальности и связанного с ней концепта «интернаука»
Polyphony Revisited (Part 1)
The first part of this work 1) describes the general situation in Bakhtinism concerning polyphony; this situation is characterized as ‘unresolved'; 2) presents several typical deconceptualizing readings of polyphony (too simplified and inaccurate in the author's opinion); 3) shows that the well-known radical theory, which asserts that the authorship of the book about Dostoevsky and the idea of polyphony itself do not belong to Bakhtin is based on the wrong interpretation of the concept of polyphony identifed with double-voicedness and/or dalogism in broad sense; 4) given that the identification of polyphony and double-voicedness has been proved wrong, the auther of this work continues to develop the idea of the two opposite discourse strategies instigated by Bakhtin - polyphonic and monologic (based on different patterns of using the same phenomenon - double-voicedness); 5) shows that from the point of view of linguistics and narratology the suggested language matrix of polyphonic strategy is a nocontradictory construct, but at this point of its development it does not cover all existing problems. 6) The peculiarity of the author's position in a polyphonic novel remains unclear as well as 7) the peculiarity of a polyphonic narrator and, therefore, 8) the relationships between an author, a narrator and a character. 9) These three last issues will be analyzed in the Part 2 of this research (these analysis will hopefully result in some additional arguments in favor of a certain answer to the question of whether the polyphonic strategy and its philosophical claims [assertions] are real or illusive, which is still an issue in dispute. 10) In this (first) Part of our research the problem of an adequate reconstruction of polyphony is being analyzed in light of intertextuality and the corresponding concept of ‘interscience'