Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » VOX » №17, 2014

Елена Мамчур
Онтологический статус ненаблюдаемых сущностей в современной физике
Просмотров: 584

В статье показано, что ненаблюдаемые сущности неклассической физики отличаются от таковых в классической науке: они ненаблюдаемы в принципе. Поскольку эти сущности являются объектами квантовой механики, им не соответствуют никакие образы окружающего нас мира. Ненаблюдаемые неклассической физики конструируются учеными. Обсуждение статуса этих конструктов ведется автором статьи в полемике с социальным конструктивизмом (Брюно Латур, Стивен Вулгар, Эндрю Пиккеринг, Том Кинной и др.). Представители этого направления отождествляют теоретические конструкты современного естествознания с социальными понятиями. Между тем, как обосновывается в статье, существует коренное различие между двумя этими видами конструктов. В отличие от социальных понятий (таких как «болезнь», «полезность», «богатство» и т. п.), теоретические конструкты естественных наук предетерминированы природой.

В свое время И.Кант охарактеризовал ситуацию в философии, когда все еще отсутствуют убедительные и веские доказательства существования вещей вне нас, скандалом философии и общечеловеческого разума. В своей заочной полемике с Кантом М.Хайдеггер заметил: «Скандал в философии состоит не в том, что этого доказательства до сих пор нет, но в том, что такие доказательства снова и снова ожидаются и предпринимаются… Верно понятое присутствие противится таким доказательствам, потому что в самом бытии оно всегда есть то, что запоздалые доказательства почитают за необходимость ему впервые продемонстрировать»1. Познающий субъект, по Хайдеггеру, не противостоит миру, а существует в мире, присутствует в нем. Хайдеггер исходил из концепции жизненного мира человека как источника всех человеческих идей и представлений. Возможно, он не задумывался о том, что философия вступает в совсем другую эпоху, когда наука переходит от классической к неклассической стадии развития, когда ее объектами становятся ненаблюдаемые сущности. Знание о ненаблюдаемых не извлечешь непосредственно из жизненного мира человека. Собственно, ненаблюдаемые были и в классической науке. Но причина их ненаблюдаемости была в том, что они не были доступны нашему непосредственному восприятию, нашим органам чувств. Мельчайшие живые организмы (типа бактерий и вирусов) в биологии, структурные элементы клеток живых организмов (ядра клеток, митохондрии и т. п.), атомы в физике, далекие звезды, невидимые невооруженным глазом – стали видимыми и наблюдаемыми, как только были открыты и изобретены приборы, усовершенствующие наши органы чувств – микроскопы, телескопы и т. д. Соответствующие объекты современной физики не наблюдаемы в принципе. Здесь дело не в усовершенствовании наших органов чувств, а в самой природе этих объектов. Микрочастицы – объекты квантовой механики. И если принимать в качестве верной копенгагенскую интерпретацию этой теории, они обладают такими, не имеющими аналогов в макромире свойствами, как корпускулярно-волновой дуализм, суперпозиция состояний – способность находиться сразу во всех возможных состояниях и т. д. Как представить себе объекты, которые (как микрочастицы в двухщелевом эксперименте) способны пролетать сразу через две щели, формируя на экране интерференционную картину? В макромире мы не находим никаких наглядных образов таких объектов. Не удивительно, что микрообъекты фигурируют в философии науки как продукты конструктивной деятельности ученых, как конструкты.



Другие статьи автора: Мамчур Елена

Архив журнала
№23, 2017№22, 2017№21, 2016№20, 2016№19, 2015№18, 2015№17, 2014№16, 2014№15, 2013№14, 2013№13, 2012№12, 2012№11, 2011№10, 2011№9, 2010№8, 2010№7, 2009№6, 2009№5, 2008№4, 2008№3, 2007№2, 2007№1, 2006
Поддержите нас
Журналы клуба