Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » VOX » №22, 2017

Анна Винкельман
Понять нельзя помиловать: о парадоксальности этики у Кьеркегора и Витгенштейна
Просмотров: 271

Винкельман Анна Михайловна
 НИУ ВШЭ,
winkelmanhanna@gmail.com

В статье рассматривается проблема невыразимости этики у Л. Витгенштейна и С. Кьеркегора. Оба философа указывают на парадоксальную ситуацию при попытке выразить этическое в языке. С одной стороны, этический дискурс кажется возможным и даже необходимым. В действительности же, подлинно этическое никогда не может быть выражено. Онтология раннего Витгенштейна, представленная им в «Логико-философском трактате», устанавливает запрет на высказывание этического. Язык, согласно Витгенштейну, может описывать только факты мира, об этике же говорить нельзя. Кьеркегор, в свою очередь, так же указывает на невозможность выражения подлинной ценности (для него – религиозной веры, как, например, у Авраама из «Страх и трепет»). Она может быть понята только как парадокс. Анализ идей этих двух мыслителей должен ответить на главный вопрос статьи: возможно ли подлинное понимание одного философа (или же просто человека) другим или нет? Автор показывает, что, в согласии с Кьеркегором и Витгенштейном, мы вынуждены дать отрицательный ответ. В рамках языка возможно только уяснение содержание основных идей и концепций, однако понимание всегда остаётся недостижимым, т.к. оно обеспечивается трансцендентальной структурой (как у Витгенштейна) или парадоксальностью веры (как у Кьеркегора). Ключевые слова: этика, Витгенштейн, Кьеркегор, парадокс, проблема понимания, Страх и трепет, Логико-философский Трактат

 

A woman without her man is nothing:
Wittgenstein and Kierkegaard on the paradoxicality of ethics

Winkelman A.,
Higher school of economics

The present article deals with the problem of ethics unspeakability on L. Wittgenstein and Kierkegaard. Both philosophers indicate a paradoxical situation of all our attempts to express ethics in language. On the one hand, the ethical discourse seems possible and even necessary. In fact, truly ethical can never be expressed. The ontology of the early Wittgenstein, which is presented in the "Tractatus logico-philosophicus" sets a ban on expressing ethical. Language, according to Wittgenstein, can describe only the facts of the world, but cannot say something about ethics. Kierkegaard, in turn, also talks about the impossibility of expressing the true value (for him it is religious faith, like Abraham of "Fear and Trembling"). It can be comprehended only as a paradox. The analysis of the ideas of these two thinkers provides an answer to the main question of the article: is a true understanding for philosophers (or even for ordinary people) possible or not? The author shows that, in agreement with Kierkegaard and Wittgenstein, we have to give a negative answer. In the framework of the language, there is an only possibility of understanding the content of the main ideas and concepts. The true understanding always remains unattainable, because it is based on the transcendental structure (as in Wittgenstein) or a paradox of faith (Kierkegaard)



Другие статьи автора: Винкельман Анна

Архив журнала
№24, 2018№23, 2017№22, 2017№21, 2016№20, 2016№19, 2015№18, 2015№17, 2014№16, 2014№15, 2013№14, 2013№13, 2012№12, 2012№11, 2011№10, 2011№9, 2010№8, 2010№7, 2009№6, 2009№5, 2008№4, 2008№3, 2007№2, 2007№1, 2006
Поддержите нас
Журналы клуба