Журнальный клуб Интелрос » VOX » №4, 2008
Время для изложения религиозной истории Европы и других регионов с европейскими традициями еще не пришло. Об отдельных религиях европейского культурного круга как древних, так и новейших, о путях их развития и взаимодействия мы имеем только приблизительное представление. Обогащение этого представления новыми данными важно не только для ученых, но и для всех желающих глубже постичь то, что составляет содержательный фонд культуры. Ведь европейская религиозная история осталась бы на-шей религиозной историей, даже будучи далекой от нас. Принадлежа к истории нашей культуры, история религии не зависит от того, как используют ее в своих целях предста-вители разных исповеданий или философских систем. Религиозную историю, как и исто-рию вообще, невозможно переписать; ее нельзя и отвергнуть - этим она отличается от ре-лигиозных убеждений. Даже отказ от религии есть акт, совершающийся в рамках религи-озной истории, и как таковой он обогащает культуру новым опытом. Изложение нашей религиозной истории без рассмотрения ницшеанства или атеизма не соответствует требо-ваниям современной науки о религии, как и истории культуры вообще